Новости
17 Октября 2018
Поделиться:

Эквайринг: как не допустить ошибок



Безналичный расчет по банковским картам уже давно вошел в нашу жизнь. Порой даже доходит до того, что в наших кошельках нет привычных бумажных денег. Конечно же, это повлияло и на ведение бизнеса – так появился эквайринг.

Расшифровать этот термин поможет английский язык. Произошел он от глагола «acquire», который переводится как «приобретать, получать». Долгое время он существовал исключительно в банковской среде и применялся по отношению к системе принятия к оплате особых карточек.

Удобство безналичной оплаты быстро вытеснило наличные деньги, поэтому банковский пластик стали принимать практически везде, где это технически возможно. Таким образом, применение эквайринговой системы подразумевает предварительную подготовку и дальнейшее обслуживание платежей. Все это ложится на плечи бухгалтерии. Расскажем, как обойти все подводные камни.

В чем особенность?



Главная особенность эквайринговых транзакций в том, что деньги зачисляются на расчетный счет предприятия не сразу, а после того, как карточные платежи будут обработаны банком. Еще нужно помнить о банковской комиссии за обслуживание транзакций – она относится к банковским издержкам и фиксируется на 91 счете. Ее сумма колеблется от 2% до 4 %, хотя некоторые банки взимают меньше 2%. На расчетный счет продавца деньги поступают за вычетом этого процента. При этом продавец обязан документально фиксировать всю выручку, включая банковские проценты, которые необходимо отражать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Бухгалтерский учет эквайринговых транзакций ведется с использованием счета 57, который дополняется субсчетом 57.03 – он отражает оплаты покупателей по дебету, а по кредиту в нем фиксируются поступления на расчетный счет компании.

Продажи в бухучете предприятия проводятся так:

- Выручка предприятия – Дт62Р/Кт90.01.

- НДС – Дт90.03/Кт68.02.

- Карточные оплаты – Дт57.03/Кт62.

- Оплаты наличными – Дт 50.01/Кт 62 Р.

- Эквайринговые оплаты, зачисляемые на второй и последующие операционные дни – Дт51/Кт57.03.

- Вознаграждение банка-партнера – Дт91.2/Кт57.03.

В проводках по розничным продажам счет 62, как правило, не используется:

- Выручка предприятия – Дт57.03/Кт90.01.

- НДС – Дт90.03 Кт68.2.

- Безналичные платежи – Дт51/Кт57.03.

- Вознаграждение банка-партнера – Дт91.2/Кт57.03.

Как оформить возврат товара?



Этот вопрос один из самых частых. Если товар оплатили картой, то и возврат должен придти на нее. Он оформляется на основании всем привычных документов: товарного чека, паспорта и заявления.

Оплата за покупку, возвращенную в тот же день, может быть отменена кассиром. После распечатки соответствующего чека продавец составляет акт ф.КМ-3 с занесением в строку 15 стоимости возвращенной покупки.

Если с момента покупки прошло больше суток, то процедура усложняется. Нужно составить возвратную накладную, распечатывая чек. Затем в банк-эквайер отправляется заявление, составленное покупателем, к которому прилагаются соответствующие документы. После проверки банком оформляется возврат, а еще через день сумма возврата отправляется на карточку покупателю. Обратим внимание и на возвратные проводки.

По сторнированию:

- Возврат – Дт62/Кт90.1.

- НДС по возвращенным товарам – Дт90/Кт68.

- Себестоимость – Дт90/Кт41.

По учету возвращенного товара:

- Возврат – Дт90/Кт62.

- Получение банком заявления о том, что клиент вернул товар – Дт62/Кт57.03.

- Возврат денег покупателю – Дт57.03/Кт51.

- Поступление комиссии – Дт57.03/Кт91.

В чем можно ошибиться?



К счастью, самых частых ошибок всего две. Во-первых, бухгалтеры зачастую фиксируют суммы выручки после поступления средств на счет, а не тогда, когда покупатель получил товар. Это искажает отчетность и, прежде всего, в промежуток времени, когда карточный платеж и зачисление денег относятся к разным отчетным периодам.

Во-вторых, бухгалтеры фиксируют выручку, сразу, вычитая вознаграждение банка, в результате чего при УСН занижается налогооблагаемая база.

Другие ошибки могут возникнуть уже на техническом уровне. Например, при ошибке работы POS-терминала. Но здесь уже могут помочь только специалисты банка, которому принадлежит устройство.


Будьте в курсе новых публикаций

Подпишитесь на рассылку