Маркировка БАД (биологически активных добавок к пище): требования, правила и сроки
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Маркировка БАД
Маркировка

Маркировка БАД

В 2024 году в России действует обязательная маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Такое решение было принято по результатам пилотного проекта, который закончился 1 марта 2023 года. В эксперименте приняли участие более 8 000 компаний. Участники рынка БАДов отработали механизмы взаимодействия, нанесения кодов, передачи прав собственности и реализации товаров. Такая мера защитит права потребителей и предотвратит продажу подделок.

Также с 1 мая 2024 года в России все участники, осуществляющие оборот БАДов, должны начать передавать сведения в формате объёмно-сортового учёта (о движении маркированной продукции между участниками) через ЭДО.

В статье подробно расскажем, что такое обязательная маркировка БАД, какие нормативно-правовые акты её регулируют и каковы последствия, если не соблюдать правила нанесения специальных кодов идентификации. Также поговорим об основных изменениях, связанных с отчётностью с помощью ЭДО: зачем это нужно и как выбрать электронный документооборот.

Обязательная маркировка БАД: постановление и основные требования

Обязательная маркировка БАДов была введена Минпромторгом согласно Постановлению Правительства России от 31.05.2023 № 886. Оно устанавливает не только срок начала мероприятий по нанесению специальных кодов, но и различные этапы внедрения идентификации биологически активных добавок.

В 2024 году все производители, импортёры и продавцы БАДов к пище должны:

  • Быть зарегистрированы в системе маркировки и прослеживаемости «Честный ЗНАК». Сделать это можно на официальном сайте, создав Личный кабинет.
  • Описать товар в Национальном каталоге.
  • Нанести специальные коды идентификации на упаковку.
  • Категорически не допускать в продажу немаркированные биологически активные добавки.
  • Передавать сведения о вводе в оборот товара в «Честный ЗНАК».
  • Отправлять информацию о поэкземплярном выводе продукции из оборота с применением кассового аппарата.
Отправить данные о реализации товаров в базу «Честного ЗНАКа» поможет Астрал.ОФД. Астрал.ОФД — это онлайн-сервис для передачи кассовых чеков в Федеральную налоговую службу. Если сформированный чек содержит код маркировки, сервис бесплатно отправит информацию о продаже продукции в ГИС МТ.

Нововведения в маркировке БАДов

Согласно Постановлению Правительства № 866, срок нового этапа маркировки пищевых БАДов назначен на 1 мая 2024 года. Все участники товарооборота должны будут передавать информацию о движении маркированной продукции между участниками через электронный документооборот. Для этого необходимо:

Электронный документооборот – это процесс обмена документами и информацией между участниками бизнес-процессов с использованием технологий. Он позволяет упростить и автоматизировать работу с заполненными бланками, улучшить их безопасность, ускорить передачу информации, сократить время на выполнение задач и сэкономить ресурсы компании.

Как работать с маркировкой биологически активных добавок

Обмен данными о БАДах осуществляется через Единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В качестве средства идентификации используется двумерный штрихкод DataMatrix. Его наносят на каждую единицу товара биологически активных добавок.

так выглядит маркировка в формате DataMatrix

Обязательная маркировка БАДов в России состоит из следующих шагов:

  1. Изготовитель заказывает коды маркировки в системе, регистрирует и наносит их на упаковку биологически активных добавок. Так продукция вводится в оборот.
  2. Во время отгрузки дистрибьютору направляется универсальный передаточный документ (УПД), который содержит коды маркировки (или информацию о GTIN и количестве товара, что допустимо на время действия объемно-сортового учёта до 1 сентября 2025 года).
  3. Посредник принимает биологически активные добавки, сверяет данные УПД с фактическим приходом товара, подтверждает документ и отправляет сведения в систему маркировки.
  4. Дистрибьютор формирует УПД для магазина или аптеки и передаёт документ при отгрузке товара.
  5. Магазин сверяет данные документа с фактической поставкой и подтверждает приёмку в системе.
  6. При продаже товар сканируется на кассе, данные автоматически отправляются в систему маркировки, и код выбывает из оборота.
  7. Покупатель может проверить товар в приложении «Честный ЗНАК». Достаточно отсканировать код идентификации.
Для работы с маркировкой рекомендуем сервис Астрал.Маркировка. Это комплексное решение по отслеживанию товаров от производителя до конечного потребителя. Оставьте короткую заявку и получите индивидуальное предложение от наших специалистов.

Перечень БАД, подлежащих маркировке

Полный перечень БАДов, подлежащих обязательной маркировке, содержится в Постановлении Правительства России от 31.05.2023 № 886. Он выглядит как коды ТН ВЭД ЕАЭС, которые можно определить с помощью Классификатора. В список включена такая продукция, как жиры и рыбные масла, провитамины, витамины и их производные, зерновые продукты для завтрака, фруктозные сиропы, шоколадные изделия, белковые концентраты и различные пищевые добавки.

Штрафы при работе с маркировкой БАД

Так как маркировка биологически активных добавок становится обязательной, за несоблюдение соответствующего законодательства применяются штрафы. Нарушителей ждёт как административная, так и уголовная ответственность.

Правонарушение Административная ответственность Уголовная ответственность
Продажа БАДов без кодов маркировки
  • Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
  • Для ЮЛ – от 50 000 до 300 000 рублей.
Также помимо денежного штрафа предусмотрена конфискация товара.
Отсутствие маркировки, совершённое в сговоре и в особо крупном размере До 1 000 000 рублей Лишение свободы до 5 лет
Производство, хранение, перевозка и приобретение с целью последующего сбыта или продажа поддельных кодов маркировки для БАДов. До 300 000 рублей Лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.

С полным перечнем штрафов по маркировке БАДов можно ознакомиться в нашем материале.

Как подготовиться к маркировке БАДов

Если вы являетесь новым участником товарооборота БАДов, вам необходимо ответственно подойти к работе с товарами,требующими маркировки. Для этого необходимо выполнить несколько шагов.

Всем участникам рынка пищевых биологически активных добавок понадобится зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Для этого нужна квалифицированная электронная подпись (по Постановлению Правительства № 866), настройка рабочего места и покупка специального оборудования. Также необходимо подключить электронный документооборот для передачи необходимых сведений.

Получение КЭП и регистрация в системе «Честный ЗНАК»

Получение КЭП для обязательной маркировки БАДов и регистрация в системе «Честный ЗНАК» происходит следующим образом.

Первый шагоформление усиленной квалифицированной электронной подписи на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Её выдача осуществляется только в удостоверяющем центре ФНС России.

ГК «Астрал» поможет с ускоренным выпуском сертификатов УКЭП юрлица и ИП. Для получения рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в налоговой и настройку рабочего места.

Второй шаг – установка программного обеспечения для работы с КЭП. Понадобятся драйверы ключевого носителя, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей таких программ является Российская компания КриптоПро.

Выбрать подходящую лицензию КриптоПро для маркировки БАДов рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку для бесплатной консультации специалиста.

Финальный шаг – отправка заявки на регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Пользователю требуется перейти по этому адресу и выполнить проверку на соответствие. Сайт проведёт диагностику операционной системы, браузера, криптографического плагина и программного обеспечения. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Срок рассмотрения заявление составляет до трёх рабочих дней.

Выбор оборудования для маркировки БАД

Оборудование для маркировки биологически активных добавок нужно выбирать исходя из своей роли, бюджета, потребностей, объёмов производства и продаж. Список устройств выбирается индивидуально для каждой компании, например:

  • Изготовителям БАДов обязательно понадобится принтер для печати этикеток.
  • Складам — терминалы сбора данных.
  • Магазинам — онлайн-касса с 2D-сканером.

Чтобы вести автоматизированный учёт, всем участникам рынка требуется установить товароучётную программу. Для обмена электронными документами с контрагентами понадобится заключить договор с оператором ЭДО.

Выбрать товароучётные программы, принтеры этикеток, а также современные модели 2D-сканеров или терминалов сбора данных рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлено необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с маркировкой.

Подключение к ЭДО

Чтобы ваша работа с маркировкой соответствовала законодательству РФ и работала без перебоев, важно тщательно подойти к выбору оператора ЭДО. Оператор электронного документооборота – это специализированная компания или организация, которая:

  • Предоставляет услуги по обработке, передаче и хранению электронных документов для своих клиентов.
  • Обеспечивает безопасность и конфиденциальность информации.
  • Гарантирует соблюдение законодательства в области электронного документооборота.
  • Предоставляет техническую инфраструктуру для обмена документами.

Чтобы подключиться к ЭДО, необходимы выбрать надёжного оператора и заключить с ним договор. Более подробно о том, как его найти, разберём в следующей главе.

Как найти качественного оператора ЭДО

При его поиске рекомендуется учитывать несколько ключевых аспектов. Сначала обратите внимание на репутацию и опыт компании, а также на количество её клиентов. АО «Калуга Астрал» входит в перечень доверенных операторов ЭДО с 2012 года. Помимо электронного документооборота, предоставляет услуги в сфере электронной отчётности, электронной подписи, передачи фискальных данных и др.

Также обратите внимание на наличие всех необходимых сертификатов и лицензий для работы с электронным документооборотом у компании. Необходимо учесть технические спецификации системы ЭДО, включая скорость, надёжность и доступность технической поддержки при возникновении проблем.

Другим значимым аспектом может быть наличие дополнительных услуг, предлагаемых оператором ЭДО. Компании могут предлагать всевозможные варианты, начиная от автоматизации процессов и интеграции с другими системами до создания электронного архива документов.

Так, в качестве ЭДО АО «Калуга Астрал» предлагает использовать систему Доки. С помощью этого сервиса вы сможете в один клик отправлять все документы реализации из 1С. Происходит это за счёт интеграции Доки и программы для ведения бухгалтерии.

Также при использовании сервиса вы можете отправлять документы целым пакетом, электронно подписывать необходимые бланки, хранить и быстро находить всю необходимую информацию в облаке и многое другое

Главный плюс использования Доки – это возможность работы в веб-версии сервиса, которая позволит взаимодействовать с документами без привязки с 1С. Где бы вы ни находились, дома или в отпуске, вы с лёгкостью можете открыть базу на любом компьютере или смартфоне.

Доки поддерживает отправку и приём документов, содержащих информацию о товарах, которые подлежат маркировке и прослеживаемости. В веб-кабинете вы сможете найти любую документацию, отправленную и полученную за всё время работы.

Напоследок, не забывайте учитывать стоимость услуг ЭДО. Это может варьироваться в зависимости от объёма документооборота, количества пользователей и других дополнительных услуг.

Для новых клиентов Доки, ранее не использовавших сервисы ЭДО с контрагентами от АО «Астрал», при подключении услуг доступно спецпредложение – безлимитные отправки документов бесплатны со сроком 3 месяца. Такой формат подойдёт для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работает с небольшим потоком документации.

Если же вы уже работали с сервисами ЭДО нашей компании, вам доступны другие предложения. Минимальный тариф составляет 1 500 рублей в год (все входящие документы бесплатно, входящие – 200 документов). Всего клиентам АО «Астрал» доступно 11 вариантов тарифов.

Более подробно обо всех тарифах ЭДО вы можете узнать здесь.

Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger