Электронная цифровая подпись — это современная альтернатива традиционной подписи от руки. Под такой подписью следует понимать информацию в электронном формате. Её обеспечивает комбинация определённой символики, которая является уникальной. Благодаря этому любая документация обретает юридическую силу.
В целом, ЭЦП выполняет следующие функции:
- обеспечение информационной конфиденциальности;
- определение автора документации;
- контроль изменений, которые были в неё внесены.
Для электронного оборота документов она незаменима, равно как и при необходимости регулярно подавать отчёты в государственные инстанции. Что касается электронных площадок для торговли, в этой сфере без неё точно не обойтись.
Справочная информация об ЭП
Федеральное законодательство (а именно, ФЗ №63) установило официальное сокращение «ЭП», но в обиходе людьми часто используется устаревший вариант аббревиатуры - «ЭЦП». Это произошло неслучайно, так как сокращение «ЭП» может обозначать всё что угодно, начиная с плиты и заканчивая пассажирским электровозом.
Какими бывают ЭЦП
Различают две их разновидности:
- простую;
- усиленную.
Последняя тоже делится на: квалифицированную и неквалифицированную.
О простой ЭЦП
В ней сочетаются пароль и логин, которые владельцу необходимо вводить, когда он посещает личные кабинеты разных организаций или сервисов. Простую подпись создаёт система информации, использующая её. Также существует и информационное подтверждение того, что она принадлежит конкретной личности.
Сфера применения простой ЭП такова:
- пользовательская идентификация в инфосистемах;
- получение услуг на «Госуслугах»;
- заверение документации внутри ЭДО. Под ЭДО следует понимать документооборот в электронном формате.
Для того чтобы придать юридическую силу документации, заверенной ЭП, стороны должны заключить ряд соглашений.
Простой ЭП недопустимо подписывать документацию в том случае, если она содержит гостайну. Один из минусов простой ЭП заключается в том, что она недостаточно надёжно защищена. Автор документа будет ясен, но файл от подделки, к сожалению, защитить невозможно.
Об усиленной неквалифицированной ЭП
НЭП идентифицирует человека, которому принадлежит документация, а также определяет наличие изменений, внесённых в тот или иной файл до его официального подписания сторонами. Этот вид ЭЦП создают, используя специализированные программы.
Их суть заключается в сложном криптошифровании, а ключ, применяемый в ЭП, является закрытым. В целом, речь идёт о подписи, снабжённой средней степенью защиты.
Итак, что такое НЭП:
- два набора символики, являющиеся уникальными;
- символы, идущие последовательно;
- символы, имеющие связь друг с другом.
При этом первая последовательность — это ключ в электронном формате, а вторая - контрольная. Её применяют в тех случаях, когда нужно проверить ЭЦП. Для формирования такой связки программисты используют СКЗИ: речь идёт о средствах криптозащиты информации.
НЭП — не полноценный аналог подписи, поставленной под документом вручную. Тем не менее если её владелец оформляет отношения с определённым предприятием или организацией, документ может стать юридически значимым, при условии, что речь идёт именно об этой компании и об электронном обороте документов.
Об усиленной квалифицированной ЭЦП
УКЭП обладает самой высокой степенью защиты, и любой подписанный такой подписью электронный документ считается аналогом бумажного документа, который подписан собственноручно. Этот вид ЭП позволяет точно сказать, кто именно подписал документ и не изменялся ли после этого данный файл.
На заметку! Квалифицированная электронная подпись (сокращённо КЭП) и неквалифицированная электронная подпись (сокращённо НЭП) имеют в своей основе криптографические алгоритмы.
Области применения
Применяют электронную подпись в разных областях:
- документооборот;
- отчётность в контролирующие инстанции;
- портал государственных услуг;
- аукционы;
- арбитражный суд;
- документооборот с физическими лицами.
Процесс получения ЭЦП
На самом деле, он не так сложен, как может показаться. Создать сертификат ЭЦП вы можете, если обратитесь в центр удостоверения, имеющий официальную аккредитацию. Главное, чтобы у него было разрешение, выданное Минкомсвязи.
Удостоверяющий центр «Астрал-М» всегда поможет клиенту с выбором подходящего тарифа. Сотрудники проконсультируют вас, как должен выглядеть пакет документов.
Для получения ЭЦП нужно:
- оставить заявку в электронном формате, заполнив установленную форму;
- подготовить все документы;
- отправить документацию на проверку;
- оплатить услуги.
После выполнения всех этих условий вы станете обладателем готовой и уникальной электронной подписи.