В условиях постоянно меняющегося рынка оперативный контроль над финансами – залог выживания и развития любого бизнеса. Один из ключевых инструментов для этого – Отчет о движении денежных средств или ОДДС. Он не просто показывает, сколько денег у компании на счетах, но и куда они утекают и откуда приходят, а еще входит в состав обязательной бухгалтерской отчетности.
Разберемся, что такое ОДДС, как его правильно структурировать и почему он считается любимым инструментом директоров и инвесторов.
Что такое отчет о движении денежных средств компании и почему он важен для бизнеса
Отчет о движении денежных средств, известен также как Форма №4 обязательной бухгалтерской отчетности.
С 2025 года используется новая форма отчета о движении денежных средств согласно Приложению № 7 к ФСБУ 4/2023. Его новая форма носит не обязательный, а рекомендательный характер. Ее можно корректировать, под фактические показатели бизнеса.
Отчет о движении денежных средств – это не просто сводный документ для внутреннего пользования организации, а форма отчетности, которую в обязательном порядке в ФНС сдают все коммерческие организации. Он составляется на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности для коммерции и сдается вместе балансом, а также с отчетами о финансовых результатах, о движении денежных средств и изменениях капитала.
Не сдавать отчеты о движении денежных средств можно индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, а также представителям малого бизнеса, которые сдают отчетность в ФНС в упрощенной форме.
В качестве отчетного периода для составления ОДДС берется календарный год, а за отчетную дату принимается 31 декабря. Однако для внутреннего использования компании можно составлять этот документ и за другой отчетный период, чтобы проводить финансовый анализ.
ОДДС за год сдается только в налоговую. В статистику этот документ согласно статье 18 402-ФЗ сдавать не нужно.
Этот документ показывает, на что бизнес тратит деньги и с чего зарабатывает в отчетном периоде. Для руководителей и инвесторов это самый информативный и наглядный отчет, поскольку он легок в восприятии и демонстрирует реальную активность компании. По нему можно определить ликвидность бизнеса, о фокусе направленности средств.
Для чего ОДДС нужен бизнесу не только в качестве обязательной бухотчетности? Он выполняет несколько важнейших задач:
-
Контроль остатков на счетах. Позволяет видеть актуальное наличие денежных средств.
-
Планирование доходов и расходов. Сведения в нем помогают в прогнозировании кассовых разрывов.
-
Оптимизация расходов. Четко показывает, какие статьи списаний стали наиболее затратными.
-
Кредитование. Служит одним из ключевых критериев покупательной способности компании при обращении к банковским структурам за кредитованием
ОДДС — удобный инструмент оперативного контроля деятельности, позволяющий принимать быстрые и обоснованные управленческие решения.
Структура идеального отчета о движении денежных средств
Чтобы ОДДС был эффективным инструментом управления, его необходимо правильно структурировать. Самый распространенный подход — деление денежных средств компании по видам деятельности:
-
Операционная деятельность, то есть основная или текущая деятельность компании.
-
Инвестиционная деятельность. Это направление – покупка или продажа основных средств, активов.
-
Финансовая деятельность.К этой категории относится получение и погашение кредитов, выплата дивидендов.
В балансе денежных средств компании должны отражаться остатки средств на начало и на конец отчетного периода, а также общая сумма поступлений и списаний за проверяемый период, чтобы отчет был максимально показательным и достоверным.
Структура отчета о движении денежных средств состоит из вводной и табличной части. В вводной части прописываются основные сведения о компании:
-
полное название компании, а также код ОКПО;
-
ИНН;
-
название и код согласно с классификатором ОКВЭД 2;
-
название и код бизнеса по ОКОПФ;
-
название и код ОКФС.
В табличной части указываются все денежные потоки от текущих операций, инвестиций и финансовых операций.
Методы анализа: горизонталь и вертикаль
После формирования отчета необходимо провести его анализ, чтобы выявить тенденции и проблемные зоны. Для этого используются два основных метода:
-
Горизонтальный анализ или сравнение между периодами. Он позволяет увидеть, как изменился денежный поток по каждой статье относительно предыдущего периода (недели, месяца или квартала). Например, вы можете сравнить, насколько увеличилась оплата от покупателей на 39-й неделе по сравнению с 38-й.
-
Вертикальный анализ или сравнение между статьями.Показывает удельный вес каждой статьи в общем объеме поступлений или списаний. Это помогает понять, какая доля расходов приходится на оплату поставщикам или на зарплату.
Выводы и рекомендации
Грамотное формирование и использование отчета о движении денежных средств — не только обязанность юридических лиц, но необходимые условия для устойчивого финансового управления бизнесом. Добавление к отчету качественной визуализации (графиков, таблиц, диаграмм, контрольных маркеров) помогает сделать сложные финансовые данные доступными для всех управленцев, что существенно повышает эффективность бизнеса. Что касается сдачи отчетности в ФНС, то здесь важно правильное составление отчетов и соблюдение сроков их сдачи.