ГосЛог — новая цифровая платформа для логистики: как изменится рынок грузоперевозок в России
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Система ГосЛог представляет собой масштабный государственный проект по цифровизации транспортно-логистической отрасли России, который может кардинально изменить российский рынок грузоперевозок стоимостью более 5 триллионов рублей. Платформа создается Министерством транспорта РФ как единое цифровое пространство для всех участников логистической цепи.
Платформа объединяет 12 цифровых сервисов, сгруппированных по функциональному назначению, которые обеспечивают взаимодействие между всеми участниками логистического рынка и государственными структурами.

Основные сервисы

1
«Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов. Сервис предназначен для централизованной подачи документов в контрольные и надзорные органы без необходимости их дублирования для каждого ведомства. Он позволяет загружать все необходимые сопроводительные и перевозочные документы только один раз, после чего они становятся доступны всем контролирующим органам (ФТС, погранслужба, Роспотребнадзор и другие). Основная цель – избежать дублирования при подаче документов, значительно сократить сроки оформления перевозки и ускорить доставку товаров.
2
Цифровой профиль участника платформы — перевозчика. Данный сервис представляет собой базу данных, содержащую верифицированную информацию о перевозчиках, экспедиторах и других участниках транспортно-логистического рынка. В цифровом профиле хранятся сведения о контрагентах, включая информацию об исполнительных производствах, неоплаченных налогах и административных правонарушениях компаний. Система обеспечивает прозрачность в выборе партнеров и повышает уровень доверия между участниками логистической цепи.
3
Предоставление информации о движении грузов (прослеживаемость). Этот сервис обеспечивает непрерывный контроль за перемещением грузов в режиме реального времени от пункта отправления до пункта назначения. Он позволяет грузовладельцам и грузоотправителям отслеживать местонахождение своих грузов, получать уведомления о статусе перевозки и прогнозировать время доставки. Система также направлена на повышение безопасности грузоперевозок и предотвращение хищений за счет постоянного мониторинга местоположения грузов.
4
Предоставление данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры. Сервис аккумулирует и предоставляет информацию о состоянии и загруженности транспортно-логистической инфраструктуры, включая порты, терминалы, дороги, склады и другие объекты. Участники платформы получают доступ к актуальным данным о текущей и прогнозной загруженности объектов, доступности оборудования и подвижного состава. Это позволяет более эффективно планировать маршруты и оптимизировать логистические операции.
5
Обмен данными между участниками транспортно-логистической деятельности. Сервис обеспечивает защищенное информационное взаимодействие в электронном виде между всеми участниками транспортно-логистической деятельности. Он создает единую среду для юридически значимого электронного документооборота, что позволяет существенно сократить время на оформление документов и повысить эффективность взаимодействия. Система также включает интеграцию с зарубежными логистическими платформами, такими как китайская LOGINK и индийская ULIP.

Аналитические сервисы

6
Предоставление аналитической и статистической отчетности. Данный сервис формирует разнообразные аналитические отчеты и статистику по грузоперевозкам для участников платформы и регуляторов. Он позволяет анализировать ключевые показатели эффективности транспортно-логистической отрасли, выявлять тенденции и проблемные зоны. На основе собранных данных формируются управленческие отчеты, необходимые для принятия стратегических решений и оптимизации процессов.
7
Аналитическая оценка вариантов перевозки грузов. Сервис предоставляет инструменты для анализа и выбора оптимальных вариантов транспортировки грузов с учетом различных факторов. Он помогает в построении оптимальных маршрутов доставки, выборе видов транспорта, оценке стоимости и времени перевозки. Одним из ключевых компонентов является «Конструктор мультимодальной перевозки», основанный на внедрении стандартизированных схем мультимодальных перевозок.
8
Моделирование и прогнозирование состояния объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Этот сервис обеспечивает математическое моделирование работы транспортной системы и позволяет прогнозировать будущие состояния объектов инфраструктуры. С его помощью можно проводить сценарное планирование развития инфраструктуры, анализировать эффективность инвестиций и оценивать долгосрочные потребности отрасли. Система использует продвинутые алгоритмы для моделирования различных сценариев и прогнозирования последствий изменений в транспортной системе.
9
Мониторинг и прогнозирование состояния объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Сервис обеспечивает непрерывный мониторинг технического состояния объектов транспортной инфраструктуры и оборудования. Он собирает данные о текущем состоянии инфраструктуры, анализирует риски возникновения аварийных ситуаций и предлагает превентивные меры. Система также формирует прогнозы о возможных изменениях состояния объектов, что позволяет планировать техническое обслуживание и ремонтные работы.

Дополнительные сервисы

10
Управление инцидентами. Данный сервис предназначен для оперативного реагирования на нештатные ситуации, возникающие при перевозках грузов. Он координирует взаимодействие всех заинтересованных сторон при возникновении аварий, задержек или других происшествий. Система обеспечивает своевременное уведомление соответствующих служб, разработку планов по минимизации ущерба и восстановлению нормального функционирования логистической цепи.
11
Предоставление информации о сопутствующих услугах для перевозки грузов. Сервис аккумулирует и предоставляет информацию о доступных дополнительных услугах в сфере логистики. Он включает данные о складских услугах, страховании грузов, таможенном оформлении, экспедировании и других сопутствующих сервисах. Система помогает участникам рынка находить оптимальные решения для дополнительных потребностей, возникающих в процессе транспортировки грузов.
12
Управление приоритетной доставкой социально значимых грузов. Этот сервис обеспечивает координацию и приоритизацию перевозок социально значимых и стратегически важных грузов в чрезвычайных ситуациях или при особых обстоятельствах. Он позволяет оперативно выделять ресурсы для первоочередной доставки медикаментов, продовольствия, гуманитарных грузов и других важных товаров. Система также координирует взаимодействие между государственными органами и участниками логистического рынка для обеспечения бесперебойных поставок критически важных товаров.
Внедрение системы ГосЛог происходит поэтапно с 2024 по 2028 год. С 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года проводится экспериментальная фаза, в рамках которой тестируются три базовых сервиса на 11 мультимодальных маршрутах.
В эксперименте участвуют крупные транспортно-логистические компании: FESCO, S7 Cargo, Jenty, РЖД, ГК «Дело», «Евросиб». В 2025—2026 годах планируется запуск остальных девяти сервисов, а с 1 сентября 2026 года вводится обязательный электронный документооборот для экспедиторских услуг. Полноценное функционирование системы ожидается к 2028 году.
Этап Номер титула Какие данные включает титул Кто формирует и подписывает титул
Август 2024 - июнь 2025 Эксперимент В процессе Тестирование 3 сервисов на 11 маршрутах
2025-2026 Основное внедрение Планируется Запуск остальных 9 сервисов
1 сентября 2026 Обязательный ЭДО Планируется Переход на электронные документы
2027 Пилотная эксплуатация Планируется Опытная эксплуатация полной НЦТЛП
2028 Полный запуск Планируется Полноценное функционирование
Российский рынок автомобильных грузоперевозок демонстрирует устойчивый рост и представляет значительные объемы для цифровизации.
По данным за 2024 год, объем коммерческих автоперевозок составил 2,563 млн тонн, а коммерческий грузооборот достиг 291 млрд тонно-км. Данные BusinesStat в 2024 году.
Общий объем рынка автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов в 2024 году составляет 5,2 трлн рублей с прогнозом роста на 7,5% ежегодно. В России зарегистрировано 6,7 млн грузовых автомобилей, принадлежащих 250—300 тысячам собственников. Однако только 46,1 тысячи из них официально уведомили Ространснадзор о начале грузоперевозочной деятельности.
Критической проблемой отрасли является высокая доля теневых операций: по разным оценкам, от 60% до 80% грузоперевозок осуществляется по «серым» схемам. Это приводит к потерям федерального бюджета в размере 450 млрд рублей ежегодно. Дополнительно выявлены потери от «серых» зарплат в размере 300 млрд рублей в год.
Создание системы ГосЛог закреплено в нескольких ключевых законодательных актах, которые формируют правовую основу функционирования платформы.
  • Законопроект № 682527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"» принят Госдумой в третьем чтении в мае 2025 года. Документ устанавливает обязательность электронного документооборота с 1 сентября 2026 года и создание реестра экспедиторов на платформе ГосЛог.
  • Законопроект № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом» прошел первое чтение в Госдуме в июле 2024 года. Проект предусматривает создание единого реестра перевозчиков грузов, который станет частью системы ГосЛог. Право на коммерческие грузоперевозки будет предоставляться только участникам реестра.
  • Постановление Правительства РФ от 03.07.2024 № 908 устанавливает правовые основы проведения эксперимента по созданию НЦТЛП. Документ определяет цели эксперимента, состав участников и порядок взаимодействия.
Внедрение системы ГосЛог должно обеспечить значительные экономические эффекты как для участников рынка, так и для экономики в целом. Минтранс прогнозирует сокращение затрат на транспортировку на 16,5% к 2030 году и общую экономию в размере 168 млрд рублей.
Планируется увеличение средней скорости доставки грузов с 409 км в сутки в 2022 году до 470 км в сутки к 2030 году. Доля электронных перевозочных документов должна возрасти до 90%, а пропускная способность транспортной инфраструктуры увеличится на 15%.
Система призвана упростить документооборот: в настоящее время в грузоперевозках используется 312 видов бумажных документов, включая 117 форм для импорта и 150 форм для экспорта. ГосЛог позволит унифицировать до 90% данных и создать единое информационное пространство.
Создание ГосЛог представляет собой один из самых масштабных проектов в грузовой логистике России за последние годы. Платформа должна обеспечить интеграцию с аналогичными системами дружественных стран, включая китайскую LOGINK и индийскую ULIP.
Основными вызовами остаются необходимость адаптации существующих бизнес-процессов, интеграция с действующими корпоративными системами и обеспечение готовности участников рынка к переходу на новые технологии. Особенно сложным может стать переход для малых и средних предприятий, которые составляют значительную долю рынка грузоперевозок.
Успешная реализация проекта ГосЛог может стать катализатором для «обеления» российского логистического рынка, повышения его эффективности и создания условий для справедливой конкуренции между участниками отрасли.
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger