ЭПД 2026: обязательный переход на электронные перевозочные документы – полный гид
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Эра добровольного перехода на электронные перевозочные документы (ЭПД) подходит к концу. Императив — всеобщая обязанность по их применению — это уже не гипотеза, а утвержденная реальность, которая наступит 1 сентября 2026 года.

Несмотря на это, многие компании до сих пор не понимают, что именно изменится, когда и с чего начать подготовку. Рынок полон слухов и разрозненной информации.

Чтобы внести ясность, мы собрали важные инсайты от ведущих экспертов отрасли. Среди них — представители Ассоциации цифрового транспорта и логистики (АЦТЛ) и крупные операторы ЭДО. Этот материал — пошаговая инструкция по подготовке к новым правилам игры. Вы узнаете точные сроки, поймете, как избежать «пробок» при переходе, и увидите на реальном кейсе, какие выгоды можно получить уже сегодня.

Основа для всеобщего перехода уже создана, законодательно закреплена и успешно работает. Бизнесу нечего пугаться — нужно лишь разобраться в уже действующих правилах.

ГИС ЭПД — фундамент системы. Государственная информационная система электронных перевозочных документов запущена с сентября 2022 года. Пока работа в ней добровольная, но она уже стала центральным узлом для обмена данными между всеми участниками перевозки.

Новые виды документов уже в законе. Благодаря изменениям в 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», в правовом поле появились не только ЭТрН, но и электронные экспедиторские документы, а также электронные авиагрузовая и ЖД-накладные.

Главная дата — 1 сентября 2026 года. Это официально утвержденный срок, с которого применение электронной транспортной накладной (ЭТрН) на автомобильном транспорте станет обязательным. Правительство РФ определит конкретные исключения, когда можно будет использовать бумагу, но для большинства участников рынка «цифра» станет единственным вариантом.

Отраслевые императивы уже наступили. Государство отрабатывает механизмы на отдельных рынках. Яркий пример — оборот алкогольной продукции, где уже идут пилотные проекты по обязательной интеграции ЭПД с системой ЕГАИС.

Государство планомерно расширяет сферу применения ЭПД, тестируя технологии на самых сложных и значимых для экономики участках. Это четкие сигналы о том, куда движется отрасль.

Зерно и продукты переработки
Уже стартовал пилот по использованию ЭПД при перевозке зерна. Он предусматривает сложнейшую интеграцию ГИС ЭПД с системами ФГИС «Зерно» и АСК «НДС-3» от ФНС.
Водный и железнодорожный транспорт
Активно пилотируется электронный коносамент (для морских перевозок) и интеграция ГИС ЭПД с системой ЭТРАН РЖД. Это позволит создавать бесшовные мультимодальные перевозки (например, авто + ЖД) в едином цифровом контуре.
Международная логистика
Уже отработаны 11 экспортно-импортных маршрутов с использованием ЭПД, включая такие направления, как Россия-Вьетнам, ОАЭ, Индия, и транзитные перевозки через Беларусь в Казахстан.
Новые сервисы в ГИС ЭПД
Система развивается как экосистема. С 1 сентября 2025 года в ней появится сервис оформления каботажных перевозок, а уже работает сервис «Электронная очередь» для бронирования времени пересечения госграницы.
Ждать 2026 года — худшая из возможных стратегий. Переход на ЭПД — это не расход, а инвестиция в эффективность, и те, кто начнут раньше, получат неоспоримое конкурентное преимущество.

Вот ключевые аргументы, почему действовать нужно уже сегодня:

Экономика: Главный стимул для бизнеса — деньги
ЭПД позволяют ускорить взаиморасчеты с 30-60 дней до нескольких часов. Как только грузополучатель ставит электронную подпись, у перевозчика появляется легитимное основание для выставления счета. Кроме того, по оценкам экспертов, отказ от бумаги экономит до 70% на печати, логистике и хранении документов.
Операционная эффективность
Цифровизация снижает влияние человеческого фактора, исключая ошибки ручного ввода. Процесс становится прозрачным: в любой момент времени понятно, где находится груз и на каком этапе подписание документов.
Избежание коллапса «в час X»
Эксперты в один голос предупреждают: ближе к 1 сентября 2026 года начнется ажиотаж. Операторы ЭДО будут перегружены запросами, а у бизнеса просто не останется времени на качественную, вдумчивую настройку и тестирование процессов. Те, кто отложит переход, рискуют получить сырое, неудобное решение, внедренное в спешке.

Итак, действовать нужно сейчас. Но как? Мы составили пошаговый план, который поможет вашей компании планомерно и безболезненно подготовиться к обязательному применению ЭПД.

Шаг 1. Проведите внутренний аудит и оцените «цифровую зрелость»

Это отправная точка. Честно ответьте на вопросы:

  • Процессы: Как сейчас устроен ваш документооборот в логистике? Где узкие места и точки потери времени?
  • Системы: Какие IT-системы вы используете (1С, SAP, самописная CRM)? Готовы ли они к интеграции?
  • Люди: Насколько ваши сотрудники (логисты, бухгалтеры, водители, кладовщики) готовы к работе с цифровыми инструментами?
  • Инфраструктура: Есть ли у водителей смартфоны, а у сотрудников на складах — доступ к сети?

Этот шаг помогает понять, что именно вам нужно «чинить» и от чего отталкиваться.

Шаг 2. Сформируйте команду и выберите стратегию

Назначьте ответственного за проект перехода на ЭПД. Это должен быть человек, который понимает и IT, и бизнес-процессы. Определите стратегию: будете ли вы переводить сразу все перевозки или начнете с одного направления или партнера.

Шаг 3. Выберите оператора ЭДО

Это ключевой технологический партнер. При выборе оценивайте не только цену, но и:

  • Экспертизу: Как давно оператор работает с ЭПД? Есть ли у него успешные кейсы в вашей отрасли?
  • Техподдержку: Готова ли команда оператора помогать вам 24/7, особенно на этапе внедрения?
  • Возможности интеграции: Предлагает ли оператор готовые модули для вашей 1С или понятный API для интеграции с другими системами?
  • Роуминг: Насколько хорошо у оператора налажен роуминг с другими площадками? Это критически важно, если ваши контрагенты работают с разными провайдерами.
Продукт по направлению

Шаг 4. Запустите пилотный проект

Не пытайтесь внедрить ЭПД везде и сразу. Выберите одного-двух лояльных партнеров (перевозчика или грузоотправителя) и отработайте на них всю цепочку в «боевом» режиме. Пилот поможет выявить все подводные камни процесса в безопасной среде, настроить интеграцию и получить первый успешный кейс.

Шаг 5. Масштабируйте и обучайте

После успешного пилота начинайте постепенно подключать остальных контрагентов. Самое главное на этом этапе — обучение. Проведите инструктаж для всех участников процесса: объясните логистам, где теперь формируются документы, покажите бухгалтерам, как они попадают в учет, и, что очень важно, вооружите водителей простыми памятками и номерами горячей линии на случай проверки на дороге.

Рассмотрим реальный опыт внедрения на примере одной из крупнейших производственных компаний страны.

Точка А: Проблема

Проблематика была типичной: каждое предприятие имело свой зоопарк требований, не было единых форматов заявок, отсутствовал контроль план-факта, все велось вручную, на бумаге, со срывом сроков

Решение: Пошаговый план внедрения

Централизация: Первым делом компания стандартизировала процессы на базе единой ERP-системы. Затем были выбраны основной экспедитор и несколько ключевых операторов ЭДО для выстраивания роуминговых схем.

Борьба с роумингом: Это был самый сложный этап. Когда участники перевозки работают через разных операторов, настройка роуминга требует совместной работы всех сторон.

Выстраивание сквозного процесса: Сегодня процесс выглядит так: Заказ на транспорт → Торги и выбор перевозчика → Возврат данных в ERP → Отгрузка (подписание 1-го и 2-го титулов) → Онлайн-контроль движения → Приемка (подписание 3-го и 4-го титулов) → Автоматическое формирование УПД.

Результаты и выгоды

Вопрос: «А роуминг точно работает?»

Ответ: Да. Представители ГК «Астрал» и других операторов подтвердили, что технически роуминг работает, но требует совместной настройки всех участников цепочки. Это не автоматический процесс, а совместная работа.

Вопрос: «Можно ли будет использовать свои внутренние формы документов?»

Ответ: Нет. Форматы ЭПД (ЭТрН, заказ-заявка и др.) унифицированы и утверждаются приказами ФНС. Для дополнительной информации можно использовать специальные свободные поля, но основная структура документа будет единой для всех.

Вопрос: «Что делать, если у моего контрагента (например, грузополучателя) нет ЭДО?»

Ответ: До 1 сентября 2026 года с ним можно работать по бумажным документам. Но после этой даты ему придется подключиться к ЭДО. Начинайте диалог с партнерами заранее, помогайте им с переходом, чтобы не останавливать отгрузки в «час X».

Вопрос: «Какие требования к IT-инфраструктуре? Что делать, если у нас старые компьютеры и кнопочные телефоны у водителей?»

Ответ: Требования к IT такие же, как для любой современной учетной системы. Если инфраструктура устарела — это повод для проекта цифровой трансформации, а не для отказа от ЭПД. Начать можно с малого: для подписания документов достаточно веб-интерфейса оператора, а для водителя — простого смартфона.

Путь к обязательному ЭПД в России четко определен. Это не просто смена бумажки на файл, а фундаментальный переход к «работе с данными» и сквозной цифровизации логистики.

Главный вывод экспертов — все барьеры (технологические, организационные, психологические) преодолимы. Успех зависит от того, насколько заранее компания начнет готовиться.

Не ждите императива. Проведите аудит своих процессов, оцените свою «цифровую зрелость», выберите оператора и запустите пилотный проект с одним-двумя лояльными партнерами. Будущее логистики уже здесь, и чем раньше вы в него шагнете, тем увереннее будете себя чувствовать в 2026 году.
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 31 августа для новых клиентов Доки
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 31 августа для новых клиентов Доки
Перейти
autohello-finger