Компания сделала заказ, а контрагент сорвал сроки поставки или отгрузил некачественный товар. Знакомо?
Разберемся, каковы шансы компании отсудить предоплату, если контрагент не выполнил заказ. Приведем победные и неподходящие аргументы в примерах, которые основаны на судебной практике.
Аргумент №1: товар принят, но оказался некачественным
Организация заказала у контрагента снегоуборочную технику за 7 млн рублей. В договоре стороны указали характеристики оборудования, согласовали чертежи. Заказчик внес предоплату, контрагент выполнил поставку.
Заказчик принял товар. Затем оказалось, что машины укомплектованы не всем оборудованием, на которое рассчитывал покупатель. Заказчик потребовал вернуть предоплату и возместить убытки, связанные с покупкой других машин.
В суде покупатель заявил, что контрагент поставил некачественный товар, а потому должен вернуть предоплату. Кто выиграл суд?
Поставщик отгрузил машины, которые соответствовали утвержденным в договоре требованиям и чертежам. Кроме того, покупатель должен окончательно принять товар в течение 90 дней после поставки. На то, чтобы сообщить о недостатках после их обнаружения, у заказчика было семь дней. Он в эти сроки не уложился.
Вывод: предоплату можно вернуть, если заказчик еще не принял поставку, а контрагент нарушил требования, предусмотренные договором.
Аргумент №2: контрагент просрочил поставку
Компания заказала поставку сельскохозяйственной продукции на сумму 5 млн рублей и перечислила контрагенту 100% предоплаты. Но контрагент не выполнил поставку вовремя.
Компания направила ему претензию — потребовала вернуть предоплату и оплатить неустойку. Контрагент проигнорировал требование и компания обратилась в суд. Кто прав?
Суд решил, что контрагент должен вернуть предоплату. Компания внесла аванс по условиям договора, а поставщик не отгрузил товар в срок и не вернул деньги. Однако потребовав вернуть предоплату, компания отказалась от товара.
Но договор предусматривает неустойку только в случае, если поставщик отгрузит товар позже срока. На возврат денег неустойка не распространяется.
Вывод: неустойку вернуть не выйдет, если в контракте она предусмотрена за опоздание с отгрузкой. Не было отгрузки — нет неустойки.
Аргумент №3: контрагент нарушает контракт
Компания заключила с контрагентом договор на поставку бетона и сразу перевела ему предоплату в размере 50 млн рублей. Поставщик отгрузил товар только на 45 млн рублей. При этом он не соблюдал сроки поставки, которые установлены в договоре.
Заказчик направил контрагенту письмо, в котором сообщил, что разрывает контракт. Также покупатель потребовал вернуть неотработанную предоплату.
Контрагент не ответил и компания обратилась в суд. Кто выиграл дело?
Договор поставки можно расторгнуть, если один из контрагентов не соблюдает его условия. Судьи полностью удовлетворили иск компании.
Вывод: компания может вернуть предоплату за товар, который поставщик не отгрузил в срок.
***
Чтобы не тратить ресурсы бизнеса на судебные тяжбы, можно убедиться в добросовестности контрагента в сервисе «Астрал.Скрин».
Сервис анализирует потенциального поставщика, опираясь на данные картотеки арбитражных дел, информацию контролирующих органов и Банка России. Пользователи получают выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и могут отслеживать изменения в реестрах.
Читайте по теме
Бизнес
Как внести изменения в устав ООО
08.07.2025
66 497
Бизнес
Издержки предприятия: полная классификация и методы расчета затрат
01.07.2025
469
Бизнес
ОКВЭД 2.0: что изменится для бизнеса с 1 сентября 2025 года
18.06.2025
550
Бизнес
Performance-маркетинг в B2B: как построить систему из 6 отделов и увеличить продажи в 11,5 раз
03.06.2025
503
Бизнес
ОГРНИП предпринимателя: серия и номер свидетельства о регистрации ИП
03.06.2025
49 874
Бизнес
10 самых частых вопросов про самозанятых
04.04.2025
3 182
Бизнес
Бухгалтерский олимп: анализ топ-игроков российского рынка
26.03.2025
2 653
Бизнес
Цветочные тренды к 8 марта в России
04.03.2025
2 003
Бизнес
Камеральные проверки
17.02.2025
124 800
Статья была полезна?
83% читателей считают статью полезной