Налоговая реформа: каким будет налог на прибыль организаций
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Налоговая реформа: каким будет налог на прибыль организаций

Проект федерального закона № 1026190-8 вносит корректировки в правила расчета налога на прибыль для компаний. Эти изменения направлены на облегчение бухгалтерии, устранение разногласий с налоговой и создание более четких механизмов. Благодаря им организации смогут лучше определять налоговую базу, получить дополнительные льготы и исключить повторные начисления. Для предпринимателей это означает сокращение бумажной работы и новые варианты снижения нагрузки. Поправки начнут действовать после утверждения в 2026 году. Ниже мы разберем основные пункты изменений с примерами.

На момент публикации эти изменения включены в проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект сейчас рассматривает Государственная Дума. Ожидается, что его примут до конца года.

В проекте закона уточняется правило из подпункта 64 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Сейчас оно гласит: для налога на прибыль не считаются доходами имущество, права на него, работы или услуги, которые компания получила бесплатно, если федеральный закон обязывает ее принять это все в собственность.

Изменения, предложенные в проекте: данное освобождение распространяется также на случаи, когда подобные обязательства установлены региональными законами или постановлениями Правительства Российской Федерации. Однако важно отметить, что исключение не касается денежных средств — они должны быть включены в доходы и облагаться налогом на прибыль.

Кроме того, для компаний-иноагентов убирают льготу по подпункту 11 того же пункта: они больше не смогут игнорировать в доходах бесплатное имущество от своего участника (юрлица или физлица), чья доля в уставном капитале — не меньше 50%, или от фирмы, где эта компания владеет напрямую или косвенно не менее 50% акций (долей).

Статья 256 НК РФ — это ключевой раздел для компаний, которые платят налог на прибыль. Она объясняет, какое имущество можно «списывать» постепенно на расходы, чтобы уменьшить налоговую базу. Простыми словами: амортизация — это как износ машины или компьютера, который вы постепенно вычитаете из прибыли, снижая налог. Без этого вся стоимость сразу в расходы не уйдет.

Пп. 3 п. 2 ст. 256 запрещает амортизировать имущество от целевых бюджетных денег, например, оборудование по гранту на экологию. Сделано это для того, чтобы избежать «двойной выгоды»: государство дало деньги, а компания еще и списывает на расходы, снижая налог на прибыль. Сейчас это работает так: актив ставят на учет, но амортизация равняется нулю. Если пытались списать, ФНС доначисляет налог и выписывает штрафы.

Согласно налоговой реформе больше не будет запрета на амортизацию активов, купленных или созданных за счет бюджетных средств целевого финансирования (гранты, субсидии от государства на конкретные цели). Стоимость актива останется 0 руб. (расходы от бюджета не учитывают). Амортизация все равно будет равняться нулю. Нет экономии на налоге.

Зачем это сделано? Раньше список исключений был лишним — противоречил нулевой стоимости. Изменение — чисто техническое, чтобы убрать противоречие в списке и упростить учет. Компании и не потеряют, и не выиграют в налогах.

Пример

Фирма получила грант от государства на 10 млн руб. и купила оборудование. Раньше оно могло попасть в «неамортизируемое», хотя грант не влиял на цену списания расходов. Теперь четко: амортизируете как обычно и списывайте на расходы.

Коэффициент 2 для расходов на лицензии ПО, баз данных и программно-аппаратных комплексов иногда применяется многократно в цепочке лицензиатов. Проект уточняет правила: коэффициент используется только раз в цепочке, чтобы избежать повторного завышения вычетов. Такое решение предотвращает многократное ускорение расходов в цепочках, чтобы исключить злоупотребления.

Пример

Разработчик продает ПО компании А, которая перепродает его компании Б. Коэффициент применяется только у А, а не у Б, предотвращая искусственное уменьшение прибыли.

В проекте федерального закона № 1026190-8 по налогу на прибыль организаций есть нововведения, касающиеся учета безнадежных долгов.

  • Впервые вводится возможность учитывать безнадежные долги, приобретенные по номинальной стоимости, в качестве расходов для налога на прибыль. Ранее такие долги не всегда можно было принять к вычету.
  • Это нововведение позволит компаниям списывать стоимость безнадежных долгов, что уменьшит налоговую базу и снизит налоговые выплаты.
  • Такая мера облегчает финансовое управление и убирает препятствия для учета реальных убытков по долгам в налоговом учете.
Пример

Компания приобрела у контрагента право требования долга номиналом 1 млн рублей по цене 1 млн. Если долг признан безнадежным, то теперь она может списать эти 1 млн рублей как расход при расчете налога на прибыль.

В целом, это изменение делает налоговый учет более гибким и приближенным к реальной хозяйственной ситуации, снижая налоговое бремя для предприятий с проблемными задолженностями.

Согласно налоговой реформе, компании, особенно государственные корпорации, смогут формировать стоимость имущества, полученного в виде взносов от государства, по единым правилам. Раньше это касалось только вкладов, например, от Минфина или других органов. Теперь то же самое распространяется на взносы от Банка России, который с недавних пор тоже имеет право передавать имущество или деньги в уставный капитал госкорпораций для поддержки экономики или проектов.

Простыми словами: когда государство или ЦБ «вкладывает» в компанию активы (оборудование, здания, деньги на покупку чего-то), это считается взносом в уставный капитал. Для налога на прибыль важно, как учесть стоимость этого имущества — от нее зависит, сколько компания может списать на расходы (амортизация) и уменьшить налог. Проект убирает разночтения: стоимость теперь рассчитывается одинаково, независимо от источника взноса — будь то бюджет РФ или средства ЦБ. Это касается первичного учета актива в балансе, чтобы избежать споров с ФНС.

Зачем это нужно?

Цель — создать единый подход, чтобы избежать путаницы и судебных разборок. Раньше взносы от РФ регулировались четко (по ст. 277 НК РФ: стоимость — номинальная или рыночная, без завышения), но от ЦБ могли трактовать иначе — как «доход» или с другими корректировками. Это приводило к доначислениям налога (20% от разницы).

Пример

Представьте: Госкорпорация получает от ЦБ оборудование для производства, скажем, станки на 20 млн руб., как взнос в уставный капитал — для поддержки импортозамещения.

  • До изменений: Стоимость могла «поплыть» — ФНС могла посчитать ее по рыночной цене (30 млн руб.), а не номинальной (20 млн), и доначислить налог на разницу (2 млн руб. налога + пени). Или наоборот — признать нулевой, без амортизации. Спор в суде — месяцы и расходы.
  • После изменений: Стоимость четко — 20 млн руб. (номинал взноса, как от Минфина). Компания амортизирует по графику, например, 1 млн руб./год на 20 лет, списывает на расходы и снижает налог на прибыль на 200 тыс. руб. ежегодно.
  • Если взнос смешанный (часть от государства, часть от ЦБ) — пропорционально, но по одним правилам.

Сейчас компании могут переносить убытки, возникшие в предыдущих налоговых периодах, на последующие годы, чтобы уменьшать налогооблагаемую прибыль и, соответственно, налоговые платежи. Это помогает сглаживать финансовые колебания и снижает налоговое бремя в сложные периоды.

Однако с 2021 года была установлена временная норма — переносить убытки можно не более чем на 10 лет. Проект продлевает это ограничение до конца 2030 года, то есть компании смогут переносить убытки, возникшие до 2030 года, в течение 10 лет после их возникновения.

Меры обеспечивают налогоплательщикам стабильные условия для учета убытков и финансового планирования на долгосрочную перспективу. Это положительно сказывается на инвестиционной привлекательности и устойчивости бизнеса.

Пример

Компания получила убыток в 2026 году в размере 5 млн рублей. По действующим нормам она сможет использовать этот убыток для снижения налоговой базы до 2036 года. Продление ограничения до 2030 года означает, что эта возможность сохранится и в будущем, то есть убытки, возникшие до конца 2030 года, можно будет переносить по аналогичной схеме.

Организации — естественные монополии в транспортировке нефти и их дочерние компании сохраняют инвестиционный налоговый вычет на капитальные вложения. Мера поддерживает инфраструктуру — без вычета монополии бы платили больше.

Пример

Транснефть инвестирует 1 млрд руб. в трубы — вычет уменьшит налог на 200 млн руб., стимулируя модернизацию.

Сейчас вычет могут применять только компании, которые сами вложили капитал в долгосрочные проекты (строительство, модернизация). Если законопроект примут, то вычет получит любая компания из одной группы (холдинг), даже если она в другой отрасли и не вкладывала свои средства.

Пример

Если дочерняя компания холдинга построила завод за 1 млрд руб., то вычет (снижение налога) может взять основная — компания в IT или торговле. Это как «семейный бонус» — инвестиции одной фирмы помогают всей группе сэкономить на налогах.

Ранее доходы и расходы организаторов азартных игр, таких как букмекерские конторы и тотализаторы, учитывались по особым правилам расчета прибыли. Проект закона исключает эти операции из специального режима: теперь прибыль таких организаций будет облагаться налогом на прибыль в общем порядке. Проще говоря, доходы и расходы букмекерских контор и тотализаторов будут учитываться при налогообложении прибыли по общим правилам, как у обычных организаций.

Это позволяет:

  • Обеспечить прозрачное и справедливое налогообложение прибыли в этой сфере, которая ранее могла иметь льготный или частично освобожденный статус.
  • Упорядочить налоговый учет доходов и расходов, связанных с проведением азартных игр.

Таким образом, организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах будут платить налог на прибыль с реальной финансовой прибыли, как и другие компании, без специальных исключений.

Проект закона вводит строгие ограничения на использование налоговых преференций (льгот, вычетов и освобождений) для организаций, признанных иностранными агентами. Также это касается компаний, в которых такие агенты владеют напрямую или косвенно не менее 10% уставного капитала. Это правило направлено на усиление контроля за распределением государственных льгот и предотвращение их использования в интересах иностранных структур, потенциально подрывающих национальную безопасность. В результате такие организации потеряют доступ к снижению налоговой базы, что повысит их нагрузку и сделает бизнес менее привлекательным для инвестиций от «агентов».

Последствия для бизнеса значительные: льготы, такие как инвестиционные вычеты или освобождения по доходам, будут аннулированы, что может увеличить налог на прибыль на 20% от льготной суммы. Это затронет холдинги и партнерства, где доля «агента» превышает порог.

Пример

Если какой-либо фонд, признанный агентом, владеет 15% в российском ООО, то вся компания теряет право на инвестиционный вычет, даже если инвестиции сделал другой акционер. В результате ООО с вложениями 100 млн руб. заплатит дополнительно 20 млн руб. налога на прибыль.

  • До изменений: Стоимость могла «поплыть» — ФНС могла посчитать ее по рыночной цене (30 млн руб.), а не номинальной (20 млн), и доначислить налог на разницу (2 млн руб. налога + пени). Или наоборот — признать нулевой, без амортизации. Спор в суде — месяцы и расходы.
  • После изменений: Стоимость четко — 20 млн руб. (номинал взноса, как от Минфина). Компания амортизирует по графику, например, 1 млн руб./год на 20 лет, списывает на расходы и снижает налог на прибыль на 200 тыс. руб. ежегодно.
  • Если взнос смешанный (часть от государства, часть от ЦБ) — пропорционально, но по одним правилам.
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

24 октября 2025
51
1
1
0
0
0
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Опубликован законопроект о налоговых изменениях: обзор ключевых положений (НДС, УСН, акцизы). Читайте разбор законопроекта
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
autohello-finger