Изменения в КоАП РФ для логистики с 2025 года: новые правила и ответственность
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

В третьем чтении были приняты изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в рамках проекта закона № 755710-8. Этот закон затрагивает не только вопросы поиска запрещенной информации в интернете или регулирования связи, но и вносит поправки в сферу транспортной логистики.

5 000
шт

Стоимость одного документа 5 ₽
Сверх лимита — 7 ₽
12 месяцев

Для бизнеса, занимающегося транспортно-экспедиционной деятельностью, новые правила означают ужесточение контроля и значительные штрафы за нарушения. Нововведения касаются как экспедиторов, так и их клиентов. Ошибка в соблюдении требований может привести к финансовым потерям, приостановке работы или даже срыву крупных сделок.

В этой статье мы разберем, какие изменения ждут транспортные компании, какие новые обязанности появятся и как избежать штрафов в случае принятия законопроекта.

Транспортно-экспедиционная деятельность в России — это сложная система, связанная с безопасностью, учетом грузов и взаимодействием с госорганами. Законопроект № 755710-8 направлен на усиление контроля в этой сфере, чтобы:

обеспечить прозрачность работы экспедиторов;
гарантировать предоставление данных о грузах и маршрутах для оперативно-разыскной деятельности;
защитить интересы государства в области безопасности и борьбы с незаконным оборотом грузов.

Для транспортных компаний это означает необходимость пересмотреть свои процессы и взаимодействие с клиентами. Нарушение новых правил может привести к штрафам, размер которых зависит от выручки, что особенно ощутимо для крупных компаний.

Основные изменения, касающиеся транспортной логистики, внесены в статью 11.14 КоАП РФ. Эта статья регулирует ответственность за нарушения в транспортно-экспедиционной деятельности. Закон вводит новые части (3–10), каждая из которых устанавливает штрафы за конкретные нарушения. Эти изменения могут вступить в силу 1 марта 2026 года, что дает бизнесу время на подготовку. Разберем их подробнее.

1
Работа без регистрации в реестре (часть 3)
  • Что это значит: если транспортная компания занимается экспедиционной деятельностью, но не зарегистрирована в специальном реестре уведомлений, это теперь считается нарушением.
  • Простыми словами: все компании, которые организуют перевозки грузов, должны быть зарегистрированы в реестре экспедиторов. Если вы работаете «в тени», вас оштрафуют.
  • Штрафы:
    • для граждан: 3–5 тыс. рублей;
    • для юридических лиц: 100–300 тыс. рублей.
Важно. Положения о ведении реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» вступят в силу 1 марта 2026 года.
Согласно 140-ФЗ, экспедиторы обязаны регистрироваться и обмениваться документами в электронном виде.
2
Повторное нарушение регистрации (часть 4)
  • Что это значит: если компания уже была оштрафована за отсутствие регистрации и снова нарушила это правило, штрафы увеличиваются.
  • Простыми словами: повторное игнорирование регистрации влечет гораздо более серьезные штрафы, особенно для компаний. Это сигнал бизнесу: зарегистрируйтесь в реестре с 1 марта 2026 до 1 мая 2026.
  • Штрафы:
    • для граждан: 5–10 тыс. рублей;
    • для юридических лиц: 500 тыс. – 1 млн рублей.
3
Непредоставление информации о грузах и договорах (часть 5)
  • Что это значит: экспедиторы обязаны хранить и предоставлять государственным органам, например, ФСБ или полиции, данные о договорах, сторонах, грузах, маршрутах, видах транспорта и других аспектах перевозок. Непредоставление этой информации — нарушение.
  • Простыми словами: если вы не делитесь информацией о том, что и куда везете, вас оштрафуют на процент от вашей выручки. Для крупных компаний это может быть миллионный штраф.
  • Штрафы: от 0,001% до 0,003% годовой выручки компании за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей.
4
Повторное непредставление информации (часть 6)
  • Что это значит: если компания уже была оштрафована за непредоставление данных и снова нарушила, штрафы становятся еще строже.
  • Простыми словами: повторное нарушение обойдется дороже. Это заставляет компании серьезно относиться к предоставлению данных.
  • Штрафы: от 0,01% до 0,03% годовой выручки, но не менее 1 млн рублей.
5
Использование неподходящего оборудования (часть 7)
  • Что это значит: экспедиторы должны использовать оборудование и программное обеспечение, которые соответствуют требованиям для взаимодействия с органами безопасности. Например, системы должны позволять властям проводить оперативно-разыскные мероприятия.
  • Простыми словами: если ваши системы не дают уполномоченным органам доступ к нужной информации, вас оштрафуют. Пора проверять, соответствует ли ваше оборудование требованиям закона.
  • Штрафы: от 0,001% до 0,003% годовой выручки, но не менее 500 тыс. рублей.
6
Непредставление груза для проверки или доступа к данным (часть 8)
  • Что это значит: экспедиторы обязаны предоставлять грузы для проверки или изъятия по требованию уполномоченных органов, а также обеспечивать доступ к данным о перевозках через базы, расположенные в России.
  • Простыми словами: если вы отказываетесь показать груз или данные, вас оштрафуют. Это касается всех, кто занимается логистикой.
  • Штрафы: от 0,001% до 0,003% годовой выручки, но не менее 500 тыс. рублей.
7
Повторное нарушение по оборудованию или проверке груза (часть 9)
  • Что это значит: повторное игнорирование требований по оборудованию или предоставлению грузов/данных влечет увеличенные штрафы.
  • Простыми словами: если вы уже были оштрафованы за неподходящее оборудование или отказ показать груз и снова нарушили, штрафы вырастут до миллионов.
  • Штрафы: от 0,01% до 0,03% годовой выручки, но не менее 1 млн рублей.
8
Непредставление клиентом экспедитору информации о запрещенных грузах (часть 10)
  • Что это значит: клиенты, заказывающие перевозку, обязаны сообщать экспедитору, если в грузе есть запрещенные или ограниченные в обороте вещества. Несвоевременное сообщение — нарушение.
  • Простыми словами: если вы заказываете перевозку и не предупреждаете о «проблемном» грузе, вас оштрафуют. Это касается как частных лиц, так и компаний.
  • Штрафы:
    • для граждан: 3–5 тыс. рублей;
    • для юридических лиц: 50–100 тыс. рублей.
9
Невыполнение предписаний по предоставлению данных (часть 44 статьи 19.5)
  • Что это значит: если экспедитор не выполняет требование властей предоставить данные о договорах, грузах, маршрутах и т.д. в установленный срок, это отдельное нарушение.
  • Простыми словами: если вам дали предписание предоставить информацию, а вы его проигнорировали, ждите крупный штраф.
  • Штрафы: для юридических лиц — 500 тыс. – 1 млн рублей.

Помимо транспортной логистики, законопроект № 755710-8 вносит изменения в другие сферы. Например, вводится ответственность за умышленный поиск экстремистских материалов в интернете — штраф 3–5 тыс. руб. для граждан, нарушение правил использования программ для доступа к запрещенным сайтам, рекламу таких программ, а также несоблюдение требований в сфере связи и информационных технологий.

Чтобы избежать штрафов и проблем, транспортным компаниям и их клиентам нужно:

Зарегистрироваться в реестре: убедитесь, что ваша компания внесена в реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности. Это можно уточнить через уполномоченные органы.
Проверить оборудование: убедитесь, что ваши информационные системы, например, сервис 1С-ЭПД, соответствуют требованиям для взаимодействия с органами безопасности. Обратитесь к поставщикам программного обеспечения для проверки.
Настроить учет данных: организуйте хранение и передачу информации о договорах, грузах, маршрутах и транспорте. Это должно быть доступно для оперативной передачи властям.
Информировать клиентов: убедитесь, что ваши клиенты знают о необходимости сообщать о запрещенных или ограниченных грузах. Включите это в договоры.
Проконсультироваться с юристом: новые правила сложны, и юридическая помощь поможет избежать ошибок при оформлении документов или взаимодействии с органами.
Следить за предписаниями: если вы получили запрос от властей, выполняйте его в срок, чтобы избежать штрафов по части 44 статьи 19.5.

Новые изменения в статье 11.143 КоАП РФ, которые могут вступить в силу 1 марта 2026 года, делают транспортно-экспедиционную деятельность более прозрачной, но и более ответственной. Компании будут обязаны регистрироваться в реестре, предоставлять данные о грузах и маршрутах, использовать подходящее оборудование и следить за тем, чтобы клиенты сообщали о запрещенных грузах. Нарушение этих правил грозит штрафами, которые для крупных компаний могут достигать миллионов рублей, так как зависят от выручки. Подготовьтесь заранее: проверьте свои процессы, оборудование и договоры, чтобы избежать финансовых и репутационных потерь.

Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger