15-ФЗ и бухгалтеры-аутсорсеры: требования и ответственность
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

В Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ были внесены изменения, которые значительно усилили ответственность специалистов, ранее считавшихся лишь косвенными участниками финансового рынка, а именно — бухгалтеров, работающих на аутсорсе.

Теперь бухгалтерские аутсорсинговые компании, аудиторы и специалисты частной практики являются полноценными субъектами первичного финансового мониторинга наравне с банками, и несут прямую ответственность за несоблюдение установленных требований.

В этой статье разберемся, почему бухгалтеры-аутсорсеры попали под 115-ФЗ, какие обязанности возложены на них законом и как избежать нарушений, грозящих серьезными штрафами.

Ключевой момент, из-за которого бухгалтеры оказались в сфере особого внимания Росфинмониторинга, кроется в определении их профессиональной деятельности. Под действие «антиотмывочного закона» подпадают лица, которые осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки, связанные с управлением денежными средствами или обеспечением деятельности юрлиц.

Ведение бухгалтерского учета и подготовка отчетности рассматривается как «обеспечение деятельности клиента». Именно это обстоятельство переводит аутсорсеров, оказывающих бухгалтерские услуги, в категорию субъектов, обязанных соблюдать все требования 115-ФЗ.

Таким образом, закон распространяется на:

  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, включая аудиторов, ИП и самозанятых;
  • тех, кто участвует в сделках, касающихся управления имуществом клиента, создания, приобретения или продажи юрлиц, открытия счетов или сберегательных книжек;
  • специалистов, которые берут на себя ведение бухучета и отчетности, поскольку это напрямую касается финансовой жизни клиента.
Для государства не имеет значения организационно-правовая форма специалиста. Под действие закона подпадают как крупные аутсорсинговые компании, так и индивидуальные предприниматели, оказывающие бухгалтерские услуги. При этом, если специалист не является ИП или самозанятым, а работает исключительно как штатный сотрудник внутри компании (не на аутсорсе), то субъектом 115-ФЗ он не является.

Поскольку аутсорсеры, оказывающие бухгалтерские услуги, официально признаются субъектами первичного финмониторинга, на них автоматически возлагается обязанность соблюдать все требования 115-ФЗ и смежных НПА. Для этого необходимо встроить в рабочий процесс ряд строгих правил, которые в совокупности будут составлять систему внутреннего контроля.

Перечислим ключевые обязанности бухгалтера, работающего на аутсорсе.

  • Разработка правил внутреннего контроля. ПВК — это главный внутренний документ, который устанавливает порядок соблюдения норм 115-ФЗ. Этот документ должен быть утвержден до того, как начнется работа в сфере бухгалтерских услуг. В ПВК должна быть подробно описана вся внутренняя система противодействия отмыванию доходов, включая программы идентификации клиентов, оценки рисков, выявления подозрительных операций и обучения персонала (Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 № 1180).
  • Назначение специального должностного лица. Для эффективной работы системы внутреннего контроля необходимо назначить специальное должностное лицо или СДЛ, которое будет непосредственно отвечать за реализацию правил внутреннего контроля. К этой кандидатуре предъявляются квалификационные требования, предусмотренные законом. Прежде всего, это отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или против государственной власти (Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203). Кроме того, для большинства организаций требуется высшее экономическое или юридическое образование либо двухлетний стаж работы в данной сфере. Но СДЛ в любом случае обязано пройти обучение, включающее целевой инструктаж (проходится однократно, до начала работы) и повышение уровня знаний (проводится не реже одного раза в три года) для поддержания квалификации.
  • Проведение идентификации клиентов. Идентификация — это сбор и фиксация сведений о тех, кому субъект оказывает бухгалтерские услуги. Эту процедуру нужно провести до того, как клиент будет принят на обслуживание. Бухгалтер-аутсорсер обязан собрать полный пакет сведений о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях, а также о бенефициарном владельце (физлице, которое имеет возможность контролировать клиента или владеет более чем 25% его капитала). Кроме того, следует запросить у клиента информацию о целях сотрудничества и об источниках происхождения его денежных средств (Приказ Росфинмониторинга от 23.04.2025 № 74).
  • Проверка по «черным спискам» и блокирование (замораживание) средств. Эта обязанность представляет собой одно из самых строгих ограничений по 115-ФЗ. Следует проверять всех своих клиентов, их представителей и бенефициаров на наличие в Перечне организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Если обнаруживается совпадение, необходимо незамедлительно применить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества такого лица. Блокировка должна быть осуществлена не позднее одного рабочего дня с момента размещения информации о лице в Перечне. Нарушение этой обязанности — отдельный и очень серьезный вид правонарушения.
  • Создание и ведение ЛК в Росфинмониторинге. Личный кабинет на портале Росфинмониторинга — это обязательный рабочий инструмент, который служит основным каналом для исполнения обязанностей и взаимодействия с госорганом. Через ЛК необходимо загрузить утвержденные ПВК, внести данные о специальном должностном лице, регулярно проверять уведомления, а также отправлять сведения о подозрительных операциях или операциях, подлежащих обязательному контролю.

Соблюдение формальных требований — это лишь половина работы. Основная цель закона 115-ФЗ — выявлять и пресекать сомнительные финансовые операции. Поэтому в обязанности аутсорсера входит не только идентификация клиента, но и постоянный мониторинг его операций на предмет признаков, указывающих на легализацию доходов, полученных преступным путем.

Признаки, по которым операция может быть признана необычной, описаны в Приказе Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18. Бухгалтеру необходимо постоянно сверяться с ним, поскольку подозрение может вызвать любое действие клиента, которое выглядит нелогично с точки зрения нормальной хозяйственной деятельности.

К типичным признакам, которые могут быть выявлены именно при оказании бухгалтерских аутсорсинговых услуг, относятся:

  • операции, направленные на перевод средств в наличный денежный оборот, которые не соответствуют обычному характеру деятельности клиента;
  • получение клиентом платежей от лиц, которые не имеют отношения к его договорным обязательствам;
  • использование запутанных или необычных схем расчетов, которые не имеют очевидного экономического смысла;
  • сделки, заключаемые с компаниями, которые имеют признаки «однодневок» или находятся по адресам массовой регистрации;
  • систематическое применение сомнительных методов для минимизации налогооблагаемой базы, особенно если это сопряжено с высоким риском налоговых нарушений.

При выявлении любых признаков, указывающих на то, что сделка, финансовая операция или поведение клиента может быть связано с отмыванием денег или финансированием терроризма, аутсорсер должен действовать строго по следующему алгоритму:

1
Зафиксировать операцию как подозрительную во внутренней документации.
2
Провести анализ всех имеющихся документов и информации о клиенте для подтверждения или опровержения подозрений, руководствуясь ПВК.
3
Уведомить об этом факте Росфинмониторинг, если подозрение подтвердилось, не позднее трех рабочих дней со дня выявления такой операции (уведомление подается через ЛК в виде формализованного электронного сообщения — ФЭС 1-ФМ или ФЭС 9-ФМ).
4
Не разглашать клиентам или третьим лицам факт передачи сообщения в Росфинмониторинг (Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 131).

Невнимание к ограничениям по 115-ФЗ — это прямой путь к административной ответственности, которая регулируется, прежде всего, статьей 15.27 КоАП РФ. Серьезность штрафов зависит от того, является ли нарушение системным (отсутствие процедур) или связано с непредставлением сведений об операциях.

Нарушение Ответственность Основание
Нарушение правил внутреннего контроля: Отсутствие утвержденных ПВК или их несоответствие актуальному законодательству. Должностным лицам — предупреждение или штраф: от 10 000 до 30 000 рублей.
Юрлицам и ИП — предупреждение или штраф: от 50 000 до 100 000 рублей.
Ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ
Нарушение идентификации: Неполный сбор сведений о клиенте или бенефициаре.Narушение отчетности: Непредставление сведений о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Должностным лицам — штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
Юрлицам и ИП — штраф от 200 000 до 400 000 рублей или приостановление деятельности до 60 суток.
Ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ
Нарушение режима блокирования: Неисполнение требования о незамедлительном замораживании средств лиц, включенных в «экстремистский» перечень. Должностным лицам — штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
Юрлицам и ИП — штраф от 300 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности до 60 суток.
Ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ
Автор Дарья Алексеева

Дарья Алексеева

20 ноября 2025
57
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
autohello-finger