В мире грузоперевозок и пассажирских перевозок, где безопасность считается наивысшим приоритетом, каждая деталь имеет значение. Одной из таких, казалось бы, небольшой, но критически важной деталью служит отметка о медицинском осмотре в путевом листе. Этот документ не просто формальность, а юридическое подтверждение того, что водитель допущен к управлению транспортным средством, и его состояние здоровья не угрожает ни ему самому, ни окружающим. Рассказываем, как получить отметку о медосмотре в электронном виде.
Значение предрейсового медосмотра
Предрейсовый медицинский осмотр — это не прихоть, а обязательное требование для всех водителей, управляющих транспортными средствами, перевозящими пассажиров или грузы. Его основная цель — предотвратить выход на линию водителей, состояние здоровья которых может повлиять на безопасность дорожного движения.
Медик оценивает общее состояние водителя: измеряет давление, пульс, температуру, проверяет реакцию зрачков, а также выявляет признаки употребления алкоголя, наркотических веществ или психотропных препаратов. Также уделяется внимание симптомам усталости, стресса или обострения хронических заболеваний.
Как выглядит отметка о медосмотре
Традиционная отметка о медосмотре в путевом листе представляет собой штамп или печать медработника. Она содержит следующую информацию:
-
Дата и время проведения процедуры.
-
Результат процедуры. Обычно указывается «допущен к рейсу» или «к рейсу допущен». При наличии отклонений может быть указано «не допущен».
-
Фамилия, имя, отчество медработника.
-
Личная подпись медработника.
-
Название и печать медицинского учреждения или организации.
Визуально отметка должна быть четкой, разборчивой и содержать все необходимые реквизиты. Примерный вид такой отметки:
Процедура проставления печати медика на путевом листе
Процедура получения печати на путевом листе – регламентированный процесс, который состоит из нескольких обязательных этапов. Расскажем подробнее о каждом из них.
Проведение предрейсового медосмотра
Первым шагом служит сам предрейсовый медосмотр. Водитель прибывает к медицинскому работнику, который проводит необходимые процедуры:
-
Сбор анамнеза. Медик уточняет самочувствие водителя, наличие жалоб.
-
Измерение показателей. Обязательны измерение артериального давления, пульса, температуры тела.
-
Визуальная оценка внешнего вида водителя, его поведения, состояния кожных покровов и слизистых.
-
Тестирование. При необходимости проводится алкометрия или экспресс-тесты на наличие наркотических веществ.
По результатам процедуры медработник принимает решение о допуске или недопуске водителя к рейсу.
Оформление путевого листа
После прохождения осмотра шофер получает путевой лист. Этот документ уже должен быть частично заполнен. В нем указывается информация о транспортном средстве, маршруте, времени выезда и возвращения.
Проставление печати медика
Если водитель допущен к рейсу, медицинский работник проставляет в путевом листе соответствующую отметку. Он делает это в специально отведенном для этого разделе. Обязательно указывается дата и точное время проведения осмотра, результат («допущен к рейсу»), свои ФИО, подпись и печать медучреждения. Важно, чтобы все данные были внесены аккуратно и разборчиво.
Особенности проставления печати на электронных путевых листах
С развитием цифровизации, электронные путевые листы (ЭПЛ) становятся все более распространенными. Это вносит свои особенности в процедуру отметки о медосмотре.
Электронная подпись и штамп
В случае с ЭПЛ физическая печать заменяется электронной подписью медицинского работника. Это может быть усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) или простая электронная подпись (ПЭП), в зависимости от внутренних регламентов организации. Вместо традиционного штампа в ЭПЛ проставляется электронный штамп или отметка, содержащая аналогичную информацию: дату, время, результат процедуры, ФИО медика и данные о медучреждении.
Процедура проставления электронной печати
Процедура проставления электронной печати выглядит следующим образом:
-
Дистанционный или очный осмотр. После проведения процедуры (возможно, с использованием дистанционных технологий), медработник получает данные о шофере.
-
Формирование электронной отметки. В специализированной системе для ЭПЛ медик формирует электронную отметку о допуске.
-
Заверение электронной подписью. Эта отметка подписывается электронной подписью медицинского работника.
-
Интеграция в ЭПЛ. Электронная отметка автоматически интегрируется в электронный путевой лист и доступна для проверки контролирующими органами в цифровом виде.
Отсутствие штампа о пройденном медосмотре
Отсутствие штампа о пройденном медосмотре в путевом листе относится к серьезным нарушениям законодательства и может повлечь за собой значительные последствия. Для водителя это может быть:
-
Штраф. Водитель, управляющий транспортным средством без соответствующей отметки, согласно части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, может быть оштрафован на 3000 рублей. Для должностного лица или руководителя штраф составит 5000, а для организации или ИП – до 30 000 рублей.
-
Отстранение от управления. В случае выявления нарушения инспектором ГИБДД водитель может быть отстранен от управления транспортным средством.
Для работодателя последствия еще серьезнее:
-
Приостановление деятельности. При систематических нарушениях деятельность организации может быть приостановлена.
-
Уголовная ответственность. В особо тяжких случаях, если отсутствие медосмотра повлекло за собой серьезные последствия (например, ДТП с тяжким вредом здоровью или гибелью людей), возможно возбуждение уголовного дела.
Помимо этого, статья 11.32 КоАП РФ предусматривает штраф за нарушение установленного порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров:
-
для физлиц — от 1 000 до 1 500 рублей;
-
для должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей;
-
для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Сервисы дистанционного медицинского осмотра
С развитием технологий все большую популярность набирают сервисы дистанционного медицинского осмотра. Эти решения позволяют проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры без прямого контакта с медицинским работником, используя специализированное оборудование и программное обеспечение.
Как это работает:
-
Водитель подходит к специальному терминалу, оснащенному датчиками для измерения давления, пульса, температуры, а также камерой и алкотестером.
-
Терминал автоматически проводит необходимые измерения и передает данные удаленному медицинскому работнику.
-
Медик в режиме реального времени наблюдает за осматриваемым через видеосвязь, оценивает его состояние и задает вопросы.
-
На основании полученных данных медик принимает решение о допуске и формирует электронную отметку в путевом листе, подписывая ее своей УКЭП.
-
Экономия времени и средств. Сокращается время на проведение осмотров, снижаются затраты на содержание штатного медика.
-
Доступность. Осмотры могут проводиться в любое время суток, что особенно удобно для шоферов, работающих в разных сменах.
-
Объективность. Исключается человеческий фактор в процессе измерения показателей.
Преимущества таких сервисов
Проведение дистанционных медосмотров регулируется законодательством, и такие сервисы должны иметь соответствующую аккредитацию и лицензии.
Проведение дистанционных медосмотров регулируется статьей 23 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и статьей 46 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан».
С 1 сентября 2023 года действует Приказ Минздрава №266н, который официально разрешил проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры удаленно.
Обмениваться электронными документами, в том числе путевыми листами с участниками грузоперевозок нужно через единую федеральную информационную систему ГИС ЭПД. Для компаний, использующих продукты 1С, удобно передавать электронные перевозочные документы через сервис 1С-ЭПД. Он не только интегрируется в учетные программы 1С, но и имеет мобильное приложение 1С-ЭПД, чтобы водители могли оперативно передавать и получать электронные документы. Перед тем как подключить 1С-ЭПД, убедитесь, что медицинская компания, которая проводит медосмотры, тоже пользователь 1С и сможет вносить данные в ваши перевозочные документы. Также для работы с 1С-ЭПД нужна квалифицированная электронная подпись. Услуга получение КЭП в ФНС под ключ поможет оформить ее.
Популярные вопросы
Нарушение ли это, если в путевом листе стоят печати медицинского осмотра, но не подписаны подписью и не проставлена дата?
Да, это считается нарушением. Отметка о медицинском осмотре должна содержать не только печать, но и личную подпись медицинского работника, а также дату и точное время проведения осмотра. Отсутствие любого из этих элементов делает ее недействительной и приравнивается к ее отсутствию. Это может повлечь за собой административную ответственность как для водителя, так и для должностных и юридических лиц организации.
Обязательно ли ставить печать послерейсового осмотра?
Обязательность послерейсового медицинского осмотра распространяется только на определенные категории водителей, выполняющих перевозку пассажиров (в том числе таксисты), опасных грузов, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Также она распространяется на шоферов, работающие вахтовым методом, а также в случаях, когда трудовая деятельность связана с повышенной опасностью (например, при перевозке продуктов питания или лекарственных средств). Для остальных водителей послерейсовый осмотр не обязателен, но может быть предусмотрен внутренними правилами организации или коллективным договором. Если послерейсовый осмотр обязателен, то и отметка о нем с печатью и подписью медика также должна присутствовать в путевом листе.
Что делать, если нет интернета для отметки в ЭПЛ?
В этом случае, при использовании электронных путевых листов, необходимо иметь разработанный алгоритм действий. Некоторые системы ЭПЛ предусматривают возможность работы в офлайн-режиме, когда данные об осмотре временно сохраняются на устройстве и синхронизируются с центральной системой при появлении доступа к интернету. В качестве временной меры организация может иметь резервные бумажные путевые листы, на которых медик проставит отметку традиционным способом. После появления интернета, данные с бумажного листа должны быть внесены в электронную систему. В крайнем случае, если нет возможности ни для оффлайн-режима, ни для заполнения бумажного путевого листа, допускается отложенная передача данных. Однако это должно быть зафиксировано и обосновано, а данные внесены в ЭПЛ сразу же после восстановления связи. Транспортной компании необходимо иметь внутренний регламент действий на случай отсутствия интернета, чтобы избежать нарушений и проблем с контролирующими органами.