Правительство России определило основные критерии для включения интернет-площадок в реестр цифровых платформ. По сообщению РБК проект скоро представят на рассмотрение. Разработку постановления также подтверждает представитель Минэкономразвития.
Что такое реестр цифровых платформ
Федеральный закон № 289-ФЗ от 31 июля 2025 года устанавливает правила работы маркетплейсов, агрегаторов и пунктов выдачи заказов. Закон нацелен на упорядочение отношений между продавцами и покупателями в цифровой среде и вступит в силу 1 октября 2026 года.
В числе ключевых положений закона — создание государственного реестра цифровых платформ. Он станет официальным списком площадок, имеющих право работать на рынке, и будет содержать сведения о самой платформе, ее владельцах и операторах.
Новое, еще не опубликованное постановление правительства установит критерии для включения маркетплейсов в этот реестр.
Кого включат в реестр
Проект постановления подготовлен Минэкономразвития и предусматривает, что в реестр будут включены площадки, которые:
-
ежедневно посещают более 100 тысяч отдельных пользователей;
-
сотрудничают с более чем 10 тысячами партнеров, либо объем их сделок в предыдущем году составил 50 миллиардов рублей.
Некоторые крупные площадки будут включены в реестр по умолчанию, другие — по собственному желанию.
Как будут регистрировать международные платформыДля зарубежной интернет-платформы достаточно будет соответствовать только количеству посетителей. Однако после включения в реестр они должны будут создать представительство в России. Это требование носит название «приземление» и направлено на меры контроля и ответственности на российском рынке.
Кто будет включать площадки в реестрРешение о включении площадки в реестр будет принято Минэкономразвития на основе данных ФАС, ФНС и исследовательской компании Mediascope. Кроме того, площадка может ссылаться на самостоятельную инициативу в Министерстве с включением при соблюдении стандартов соответствия.
Когда реестр заработает: сроки
По предварительным данным, реестр цифровой платформы будет сформирован 2 ноября 2026 года, а сам закон о цифровых платформах вступит в силу с 1 октября 2026 года. Платформы, не включенные в реестр, не смогут работать с самозанятыми. Взаимодействовать получится только на основе трудовых договоров с соблюдением полных рабочих графиков.
Какие еще изменения затронут маркетплейсы
Дополнительные требования законодательства к платформам включают:
-
обязательное подтверждение продавцов через ЕСИА или учетные реестры;
-
изменение партнеров в условиях договоров и скидок;
-
создание системы досудебного разрешения споров;
-
запрет на сортировку товаров и обеспечение возможности связи покупателей с продавцами по вопросам возврата товаров.
Как будут регулировать разные платформы
На первом этапе в реестр включат около десяти различных российских цифровых платформ: маркетплейсы, сервисные платформы, агрегаторы и т. п.
По мнению экспертов и представителей отрасли, установленный порог в 50 миллиардов рублей в основном применяется к товарным маркетплейсам.
Сервисные платформы работают с иными масштабами транзакций, что требует дальнейших корректировок для справедливого регулирования всех видов цифровых платформ.
Выводы и рекомендации
Новый закон и формируемый реестр позиционируются как важные шаги на пути к развитию устойчивой, регулируемой и безопасной платформенной экономики России. Меры адаптированы к новым экономическим условиям и к расширению участников рынка.