Промежуточная отчетность: формы и порядок заполнения
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Годовая и промежуточная бухгалтерская отчётность – это совокупность данных о компании, которая касается состояния разных сфер (имущественный, финансовых) и результатов деятельности за определённый срок.

По действующему законодательству она ежегодно представляется в налоговую службу. Промежуточная отчётность под это правило не подпадает, но тем не менее многие организации обращаются к данной форме финансового анализа. Рассмотрим формы и состав промежуточной отчётности, правила её составления и причины, по которым юридическим лицам не стоит пренебрегать этим видом бухгалтерской документации.

Составление промежуточной бухгалтерской отчётности не входит в число обязательных процедур с 2018 года в соответствии с приказом Минфина № 74 н. Её представление требуется, если эта обязанность наложена на компанию:

  • законом;
  • нормативными правовыми актами;
  • договорами с партнёрами;
  • запросом инвесторов или других заинтересованных лиц.

Также организация вправе составить её для собственного пользования. В таком случае представлять в органы налогового контроля или статистического учёта не нужно.

Так как формирование данного вида отчётов не обязательно, то периодичность определяется руководством компании: за полугодие/квартал/месяц или любой другой нужный период. Наиболее рациональный подход — составление по окончании каждого квартала. Это достаточный период для понимания динамики развития компании.

Решение о подготовке и сроках формирования ПБО фиксируется в учётной политике – совокупности способов, как вести бухгалтерскую документацию по этому вопросу.

Промежуточная отчётность объединяет сведения об имуществе и финансах юрлица на конкретный момент. Формирование идёт нарастающим итогом от 1 января текущего года. На подготовку документа чаще всего отводят 30 дней с момента окончания периода.
Конкретные даты кварталов вы можете увидеть ниже.

№ квартала
Период
Первый
01.01 - 31.03
Второй
01.04 - 31.06
Третий
01.07 - 30.09
Четвёртый
01.10 - 31.12

Годовой и промежуточный отчёты похожи по основным критериям составления:

Существенность
Каждый показатель, влияющий на экономическое бизнес-решение, может называться существенным и должен быть указан в отчётах.

Полезность
Информация представляет собой уместные, надёжные и актуальные данные.

Правдивость
Каждая цифра, показанная в годовом и промежуточном отчётах, должна быть достоверной, без искажений и ошибок.

Полнота данных
Активы, основные результаты и обязательства – вся информация обязана быть указанной.

Нейтральность.
Эти отчёты не должны отвечать интересам одного человека или, например, отдела. Их цель – демонстрация цельной картины состояния бизнеса.

При этом ПБО отличается от годового отчёта:

  • Есть чёткие даты предоставления документов (за квартал или полугодие), годовой же формируется всегда под конец финансового отчётного периода.
  • Нет реформации баланса. Списание прибыли/убытка за прошлый финансовый год производится в конце отчётного года, а на протяжении года находится на счёте 99.
  • Составление ПБО не требует проведения инвентаризации.
  • Начисление налога на прибыль производят на основе ставки, которую будут далее применять к выручке за год.
  • Не нужно признавать запланированные расходы и неполученные доходы. Делать это можно только в том случае, когда выполнены все критерии признания.
  • Для оценки активов не нужно привлекать оценщиков или аудит. Это делается самостоятельно.

Перед началом работы по заполнению отчётных документов подготовьте для них первичные данные. Для этого необходимо завершить все операции по периоду, за который готовится документ, а также произвести расчёт налогов.

Правила составления ПБО не отличаются от правил, которым бухгалтерия следует при формировании годового баланса:

  • Документы составлены на русском языке.
  • Суммы пишутся в «тыс. руб.».
  • Отрицательные значения заключают в скобки.
  • Отсутствующие показатели заменены прочерками.
  • Данные представлены в сопоставлении с аналогичными показателями предшествующего периода.

Финансовый отчёт включает полное наименование юридического лица, должности сотрудников, которые его составляют, и их подписи.

При работе с балансом необходимо учитывать, что сведения начала периода должны совпадать с показателями конца предшествующего периода. Поэтому при подготовке каждого следующего отчёта необходимо обратиться к предыдущему.

Финансовую отчётность чаще всего сопровождают пояснительными записками. Они разъясняют представленные показатели, а также включают описание применяемых методов оценки.

Состав промежуточной бухгалтерской отчётности обязательно включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчёт о прибылях и убытках.

Баланс — основной отчётный документ. Он свидетельствует о материальном положении компании на дату отчёта. В нём есть сведения об активах и пассивах. В их числе имущество, собственные и заёмные средства и обязательства. Объединённые в единую форму, эти сведения позволяют оценить финансовую устойчивость юрлица.

Отчёт о финансовых результатах призван дать информацию о доходах компании, рассмотреть перспективы её развития или зоны деятельности, которые требуют особого внимания.

Формы промежуточной отчётности опираются на стандартные формы бухбаланса и отчёта о финансовых результатах, при необходимости нужно доработать их структуру с учётом требований учётной политики компании.

Сформировать ПБО легко в сервисе 1С-Отчетность. Он содержит последние актуальные формы отчётных документов, а загрузить данные можно из любой учётной системы. Подготовить отчёт на сервисе поможет встроенный помощник, который подскажет, какие данные необходимо внести в каждую строчку.

По решению учредителя состав ПБО может быть расширен и включать также формы о движении денежных средств, пояснительные записки и другие документы.

Промежуточная финансовая отчётность — отличный инструмент для анализа работы компании и выстраивания её дальнейшей деятельности.

Когда может понадобиться ПБО:

  • для контрагента, который хочет заключить с компанией крупный договор, для подтверждения платёжеспособности организации;
  • для получения банковского кредита или ссуды;
  • при аудите юридического лица;
  • для представления на собрании собственников или инвесторов.

Решение о составлении ПБО принимает руководство или собственники компании. Оно обязательно закрепляется в учётной политике. Уточняются следующие моменты:

  • какова периодичность представления ПБО;
  • в какой срок после завершения отчётного периода должна быть подготовлена ПБО;
  • что входит в состав отчёта.

ПБО не требуется представлять в государственные органы. Это требование касается только годового отчёта.

Чаще всего промежуточные отчётные формы готовятся для руководителя компании, реже — для сторонних лиц. Эти моменты всегда прописываются в учётной политике, которая и определяет порядок и сроки представления ПБО.

Более подробно о том, какие общие изменения в бухгалтерии вступили в силу в 2025 году, читайте в нашем материале.
Автор Команда Астрал

Команда Астрал

17 февраля 2022
42289
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger