ГИС ЭПД: обязательный переход с 2026 года обсудили в Совете Федерации
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
В Совете Федерации состоялось заседание секции «Цифровая трансформация транспорта», посвященное одной из самых актуальных тем отрасли — электронному документообороту между государством и бизнесом.

Ведущие представители Минтранса, крупных перевозчиков, логистических компаний и IT-операторов обсудили развитие Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), барьеры на пути к ее обязательному внедрению и успешные кейсы цифровизации.

Открывая заседание, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин назвал ГИС ЭПД ярким примером прогресса в области цифровых технологий, отметив, что система уже сейчас переводит в "цифру" свыше 1,5 миллионов ключевых транспортных документов ежемесячно. Он обозначил и следующий, еще более амбициозный шаг.

Эту стратегическую линию поддержал и Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» и руководитель секции. Он подчеркнул, что развитие платформенных решений, заложенное в новый нацпроект «Экономика данных», позволит снизить издержки для бизнеса и конечную стоимость товаров для потребителей.

Конкретные шаги по реализации этой стратегии представил директор Департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. Он подтвердил, что с 1 сентября 2026 года электронный документооборот станет обязательным для большинства участников рынка, и озвучил текущие результаты.

Система ГИС ЭПД уже охватывает 83 региона, а общее число оформленных в ней документов превысило 18 миллионов.

По словам Ильи Мишина, заместителя директора Департамента цифровой логистики ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», оператора системы, ГИС ЭПД уже сейчас решает задачи по прослеживаемости грузов и поддержке взаимодействия бизнеса с 13 федеральными органами власти.

Крупнейшие компании отрасли уже активно внедряют цифровые решения. Начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион поделился, что 31 тысяча клиентов компании перешли на ЭДО. Ритейл также выступает драйвером цифровизации: Юлия Лукьянова из Х5 Group рассказала, что компания обрабатывает до 21 тысячи электронных накладных в сутки. Успешный пример в городском транспорте представил Алексей Бакирей из ГУП «Мосгортранс», где электронный путевой лист позволил сэкономить 6,5 млн рублей в год на бумаге.

Переход на обязательный ЭПД — сложный процесс, требующий слаженной работы и создания здоровой конкурентной среды. Эту тему подробно раскрыл Игорь Чернин, директор АО «Калуга Астрал», компании-оператора ЭДО с многолетним опытом в проекте.

Он выделил ключевые задачи: завершение утверждения форматов документов, обеспечение честной конкуренции между операторами через роуминг и создание качественных, интуитивно понятных сервисов для конечных пользователей.

В то же время, участники обозначили и ряд системных вызовов, требующих решения. Среди них — необходимость поддержки малого бизнеса, который часто не обладает достаточной цифровой зрелостью, и важность учета отраслевой специфики. Кроме того, была отмечена неопределенность статуса экспедитора в новых цифровых процессах, о чем говорил Евгений Южаков (ООО «Феско Транс»), и слабая вовлеченность аэропортов в цифровизацию, на которую указал Илья Ярославцев (ООО «S7 КАРГО»).

Дискуссия в Совете Федерации показала, что отрасль в целом готова к переходу на «цифровые рельсы», но для успешного и безболезненного внедрения ГИС ЭПД необходима активная совместная работа регуляторов, бизнеса и IT-операторов по устранению оставшихся барьеров.
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger