Ведущие представители Минтранса, крупных перевозчиков, логистических компаний и IT-операторов обсудили развитие Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), барьеры на пути к ее обязательному внедрению и успешные кейсы цифровизации.
Стратегический курс на полную цифровизацию
Открывая заседание, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин назвал ГИС ЭПД ярким примером прогресса в области цифровых технологий, отметив, что система уже сейчас переводит в "цифру" свыше 1,5 миллионов ключевых транспортных документов ежемесячно. Он обозначил и следующий, еще более амбициозный шаг.
Эту стратегическую линию поддержал и Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» и руководитель секции. Он подчеркнул, что развитие платформенных решений, заложенное в новый нацпроект «Экономика данных», позволит снизить издержки для бизнеса и конечную стоимость товаров для потребителей.
Государственный план и первые успехи
Конкретные шаги по реализации этой стратегии представил директор Департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. Он подтвердил, что с 1 сентября 2026 года электронный документооборот станет обязательным для большинства участников рынка, и озвучил текущие результаты.
По словам Ильи Мишина, заместителя директора Департамента цифровой логистики ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», оператора системы, ГИС ЭПД уже сейчас решает задачи по прослеживаемости грузов и поддержке взаимодействия бизнеса с 13 федеральными органами власти.
Лидеры рынка делятся опытом
Крупнейшие компании отрасли уже активно внедряют цифровые решения. Начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион поделился, что 31 тысяча клиентов компании перешли на ЭДО. Ритейл также выступает драйвером цифровизации: Юлия Лукьянова из Х5 Group рассказала, что компания обрабатывает до 21 тысячи электронных накладных в сутки. Успешный пример в городском транспорте представил Алексей Бакирей из ГУП «Мосгортранс», где электронный путевой лист позволил сэкономить 6,5 млн рублей в год на бумаге.
От вызовов к решениям: взгляд со стороны оператора

Переход на обязательный ЭПД — сложный процесс, требующий слаженной работы и создания здоровой конкурентной среды. Эту тему подробно раскрыл Игорь Чернин, директор АО «Калуга Астрал», компании-оператора ЭДО с многолетним опытом в проекте.
Он выделил ключевые задачи: завершение утверждения форматов документов, обеспечение честной конкуренции между операторами через роуминг и создание качественных, интуитивно понятных сервисов для конечных пользователей.
Путь вперед: поэтапность и поддержка малого бизнеса
В то же время, участники обозначили и ряд системных вызовов, требующих решения. Среди них — необходимость поддержки малого бизнеса, который часто не обладает достаточной цифровой зрелостью, и важность учета отраслевой специфики. Кроме того, была отмечена неопределенность статуса экспедитора в новых цифровых процессах, о чем говорил Евгений Южаков (ООО «Феско Транс»), и слабая вовлеченность аэропортов в цифровизацию, на которую указал Илья Ярославцев (ООО «S7 КАРГО»).