В условиях стремительного развития электронной торговли маркетплейсы занимают ведущую роль как площадки для реализации товаров. Начинающим и опытным предпринимателям важно понимать особенности учета операций с маркетплейсами, чтобы обеспечить прозрачность бизнес-процессов и корректное налоговое оформление во избежание претензий со стороны налоговых органов. В этой статье разберем особенности учета и налогообложения маркетплейсов, а также дадим практические рекомендации по оформлению операций в 1С и взаимодействию с налоговыми органами.
Правовая основа и особенности работы маркетплейсов
Маркетплейсы в России преимущественно выступают в роли агентов (комиссионеров) в отношениях с селлерами, что зафиксировано в Гражданском кодексе РФ (ст. 1005, 1010, 1024). Таким образом, маркетплейсы не являются продавцами товара, а лишь обеспечивают организацию сделки между продавцом и покупателем.
Типичным для таких случаев является агентский договор, на основании которого маркетплейс получает вознаграждение (комиссию) за посредничество. В договоре прописываются обязанности по перечислению средств, оформлению первичных документов и соблюдению налоговых требований.
Налогообложение операций через маркетплейсы в 2025 году
Упрощенная система налогообложения
Для упрощенцев все денежные операции обычно облагаются налогом УСН: 6% при объекте «Доходы» и 15% при объекте «Доходы минус расходы». Однако следует помнить, что с 1 января 2025 года действуют новые правила: плательщики УСН при годовом доходе свыше 60 млн рублей становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (Федеральный закон от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ).
Налог на профессиональный доход
Самозанятые продавцы — плательщики НПД — освобождены от уплаты НДС, и их операции облагаются по схеме:
-
4 % — с доходов при реализации товаров или услуг физическим лицам;
-
6% — с доходов при реализации товаров или услуг индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
Для самозанятых операции с маркетплейсом должны регламентироваться особенностями признания доходов (Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ). Ключевой момент — признание доходов происходит по дате фактического поступления денежных средств. То есть в случае с операциями через маркетплейс это будет дата перечисления средств на счет селлера уже после вычета комиссии маркетплейса.
Учет доходов и расходов при работе с маркетплейсами
Отражение доходов
Доход селлера определяется как сумма платежей покупателя за вычетом комиссии маркетплейса. Бухгалтерские проводки при этом могут быть следующими:
-
Дт 62 «Расчеты с покупателями» Кт 90 «Продажи» — Начислен доход по агентской схеме;
-
Дт 90-2 «Выручка» — Выручка по цене продажи товаров.
Отражение комиссионного вознаграждения маркетплейса
Комиссия маркетплейса является расходом продавца на услуги посредника.
Бухгалтерские проводки: Дт 76.09 «Расчеты с комиссионерами» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» — Начислена комиссия маркетплейса.
Учет НДС
При обязательном начислении НДС налоговая база определяется как сумма всей реализации без учета комиссии. НДС должен быть выделен в счетах-фактурах маркетплейса. Проводки следующие:
-
Дт 90-3 «НДС с продаж» Кт 68 «Расчеты с бюджетом по НДС» — Начислен НДС по ставке 20%;
-
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» — Принят к вычету НДС на комиссию.
Особенности работы в 1С
В программах 1С селлер легко может настроить счета учета, чтобы автоматизировать процессы и исключить ошибки. Например: 62 «Расчеты с покупателями», 76.09 «Расчеты по комиссиям», 90 «Выручка», 19 «Учет НДС».Кроме того, здесь можно автоматизировать обработку отчетов маркетплейсов. В 1С легко импортируются УПД, отчеты, акты и иные документы, сформированные комиссионером.
Для большего удобства рекомендуется подключиться к электронному документообороту, так прием и отправка документации будет осуществляться прямо в интерфейсе 1С.
Как подготовиться к проверкам ФНС
К самым частым причинам налоговых проверок относятся:
-
нарушения в процессе учета возвратов;
-
занижение доходов;
-
несоответствие дат признания доходов с отчетами маркетплейса;
-
игнорирование и неоформление агентских вознаграждений.
Для минимизации рисков необходимо тщательно подходить к вопросу составления документации: вести полный пакет договоров и отчетных документов, регулярно сверять отчеты маркетплейсов с книгой учета доходов и расходов (КУДиР).
Не менее важно и взаимодействие с налоговой. Если ФНС требует объяснений, необходимо предоставить их в наиболее полной форме с корректными пояснениями по каждому вопросу.