Учет операций с маркетплейсами в 2025 году: налогообложение, бухгалтерские проводки и работа в 1С
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

В условиях стремительного развития электронной торговли маркетплейсы занимают ведущую роль как площадки для реализации товаров. Начинающим и опытным предпринимателям важно понимать особенности учета операций с маркетплейсами, чтобы обеспечить прозрачность бизнес-процессов и корректное налоговое оформление во избежание претензий со стороны налоговых органов. В этой статье разберем особенности учета и налогообложения маркетплейсов, а также дадим практические рекомендации по оформлению операций в 1С и взаимодействию с налоговыми органами.

Маркетплейсы в России преимущественно выступают в роли агентов (комиссионеров) в отношениях с селлерами, что зафиксировано в Гражданском кодексе РФ (ст. 1005, 1010, 1024). Таким образом, маркетплейсы не являются продавцами товара, а лишь обеспечивают организацию сделки между продавцом и покупателем.

Типичным для таких случаев является агентский договор, на основании которого маркетплейс получает вознаграждение (комиссию) за посредничество. В договоре прописываются обязанности по перечислению средств, оформлению первичных документов и соблюдению налоговых требований.

Упрощенная система налогообложения

Для упрощенцев все денежные операции обычно облагаются налогом УСН: 6% при объекте «Доходы» и 15% при объекте «Доходы минус расходы». Однако следует помнить, что с 1 января 2025 года действуют новые правила: плательщики УСН при годовом доходе свыше 60 млн рублей становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (Федеральный закон от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ).

Налог на профессиональный доход

Самозанятые продавцы — плательщики НПД — освобождены от уплаты НДС, и их операции облагаются по схеме:

  • 4 % — с доходов при реализации товаров или услуг физическим лицам;
  • 6% — с доходов при реализации товаров или услуг индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

Для самозанятых операции с маркетплейсом должны регламентироваться особенностями признания доходов (Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ). Ключевой момент — признание доходов происходит по дате фактического поступления денежных средств. То есть в случае с операциями через маркетплейс это будет дата перечисления средств на счет селлера уже после вычета комиссии маркетплейса.

Важно учитывать, что самозанятый платит налог с суммы, полученной от продажи, а не с суммы, зачисленной на его счет за вычетом комиссии маркетплейса. Плательщики НПД обязаны формировать чеки в приложении «Мой налог» на основе отчетов маркетплейса, отражая выручку от реализации товаров.

Отражение доходов

Доход селлера определяется как сумма платежей покупателя за вычетом комиссии маркетплейса. Бухгалтерские проводки при этом могут быть следующими:

  • Дт 62 «Расчеты с покупателями» Кт 90 «Продажи» — Начислен доход по агентской схеме;
  • Дт 90-2 «Выручка» — Выручка по цене продажи товаров.

Отражение комиссионного вознаграждения маркетплейса

Комиссия маркетплейса является расходом продавца на услуги посредника.

Бухгалтерские проводки: Дт 76.09 «Расчеты с комиссионерами» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» — Начислена комиссия маркетплейса.

Учет НДС

При обязательном начислении НДС налоговая база определяется как сумма всей реализации без учета комиссии. НДС должен быть выделен в счетах-фактурах маркетплейса. Проводки следующие:

  • Дт 90-3 «НДС с продаж» Кт 68 «Расчеты с бюджетом по НДС» — Начислен НДС по ставке 20%;
  • Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» — Принят к вычету НДС на комиссию.
В программах 1С селлер легко может настроить счета учета, чтобы автоматизировать процессы и исключить ошибки. Например: 62 «Расчеты с покупателями», 76.09 «Расчеты по комиссиям», 90 «Выручка», 19 «Учет НДС».

Кроме того, здесь можно автоматизировать обработку отчетов маркетплейсов. В 1С легко импортируются УПД, отчеты, акты и иные документы, сформированные комиссионером.

Для большего удобства рекомендуется подключиться к электронному документообороту, так прием и отправка документации будет осуществляться прямо в интерфейсе 1С.

К самым частым причинам налоговых проверок относятся:

  • нарушения в процессе учета возвратов;
  • занижение доходов;
  • несоответствие дат признания доходов с отчетами маркетплейса;
  • игнорирование и неоформление агентских вознаграждений.

Для минимизации рисков необходимо тщательно подходить к вопросу составления документации: вести полный пакет договоров и отчетных документов, регулярно сверять отчеты маркетплейсов с книгой учета доходов и расходов (КУДиР).

Не менее важно и взаимодействие с налоговой. Если ФНС требует объяснений, необходимо предоставить их в наиболее полной форме с корректными пояснениями по каждому вопросу.

Автор Дарья Алексеева

Дарья Алексеева

15 августа 2025
57
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 31 августа для новых клиентов Доки
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 31 августа для новых клиентов Доки
Перейти
autohello-finger