Воинский учет — один из обязательных элементов кадрового делопроизводства, закрепленный на федеральном уровне. В последние годы система воинского учета претерпела значительные изменения, связанные с цифровизацией и усилением ответственности за несоблюдение правил.
В статье рассмотрим актуальные требования к ведению воинского учета в организации и расскажем, как работодателю правильно взаимодействовать с военными комиссариатами, чтобы соблюсти требования закона.
Кто обязан вести воинский учет в организации
Обязанность по осуществлению воинского учета граждан по месту их работы возложена на все организации и ИП, которые используют наемный труд, то есть заключают с физическими лицами трудовые договоры. Учет осуществляется в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу или пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. К ним относятся:
-
призывники — это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, которые обязаны состоять на воинском учете, но при этом еще не пребывают в запасе;
-
военнообязанные — это граждане, уволенные с военной службы, завершившие военное обучение или прошедшие альтернативную гражданскую службу, а также женщины, имеющие военно-учетные специальности.
Чтобы корректно вести воинский учет, организация должна выполнить ряд обязательных организационных действий:
Порядок ведения воинского учета
Основные требования и порядок ведения воинского учета определены несколькими ключевыми НПА.
-
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ — устанавливает общие основы обороны страны и определяет обязанности организаций в этой сфере.
-
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ — регулирует порядок организации воинского учета и призыва граждан.
-
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 — утверждает Положение о воинском учете и детально определяет правила его ведения.
-
Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 — утверждает Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета в организациях.
Воинский учет не ограничивается только регистрацией в военкомате. Этот процесс требует постоянного обновления данных и строгого соблюдения внутренних процедур. Порядок ведения воинского учета предполагает создание и поддержание актуальности следующих ключевых документов:
-
Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету (форма № 10) — основной учетный документ, который оформляется на каждого призывника и военнообязанного сотрудника. Сюда вносятся сведения о воинском учете (категория запаса, воинское звание, ВУС и др.), а также личные данные работника и информация о приеме/увольнении. Карточки хранятся в специальной картотеке и служат основой для сверок с военкоматами.
-
Приказ об организации воинского учета — документ, утверждающий ответственных лиц, их обязанности и порядок осуществления ВУ в организации.
-
План работы по ведению воинского учета — ежегодный документ, в котором прописываются все плановые мероприятия (сверки, подготовка отчетов, проверки) с конкретными сроками исполнения.
Работодатель обязан контролировать наличие и подлинность документов воинского учета у граждан. В частности, при приеме на работу требуется проверить у кандидата наличие и действительность военного билета или удостоверения призывника. На основании этих документов заполняется карточка по форме № 10. Кроме того, работодатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты приема или увольнения сотрудника, подлежащего ВУ, уведомить об этом соответствующий военный комиссариат.
Реестр воинского учета и новые сроки оповещения
С развитием цифровизации в стране меняется и система взаимодействия граждан и военкоматов. Ключевые изменения связаны с созданием цифровых ресурсов и корректировкой сроков призыва, что напрямую влияет на кадровый учет.
Центральным элементом нового механизма оповещения стал Реестр воинского учета — информационная система, которая объединяет сведения о ВУ из множества государственных источников (ФНС, МВД, Соцфонд и др.). Реестр предназначен для хранения электронных сведений о воинском учете и отправки электронных повесток (Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ).
Цифровизация оказывает прямое влияние на воинский учет в организации, требуя от работодателей оперативного взаимодействия с военкоматами и строгого соблюдения сокращенных сроков подачи сведений о воинском учете. Информация о приеме или увольнении, а также об изменении личных данных работника, подлежащего ВУ, должна быть направлена в военкомат в течение 5 рабочих дней с момента наступления события (вместо прежних двух недель).
Также введение Реестра повесток и корректировка законодательства существенно изменили порядок призыва и гарантии для работников.
-
Новый срок явки по электронной повестке. Дата явки, указанная в повестке военного комиссариата, размещенной в Реестре повесток, не может превышать 30 дней с даты ее размещения. Если решение о призыве на военную службу, принятое призывной комиссией, не было исполнено в период осуществления призыва, оно остается действительным в течение одного года со дня его принятия (Федеральный закон от 04.11.2025 № 412-ФЗ).
-
Изменения в ТК РФ. После окончания военной службы работнику дается три месяца для возобновления трудового договора. При этом сам срок приостановления ТД будет продлен на период временной нетрудоспособности, если работник заболел после окончания военной службы (ст. 351.7 ТК РФ).
Сведения о воинском учете и государственная тайна
С 1 марта 2026 года вступает в силу Указ Президента РФ от 17.05.2025 № 329, который официально относит ряд сведений о воинском учете и мобилизационной подготовке к категории государственной тайны, а именно:
-
сведения о численности забронированных граждан, пребывающих в запасе;
-
сведения о мобилизационных мощностях по изготовлению или ремонту вооружения и военной техники;
-
сведения о мобилизационных мощностях по производству продукции общего применения, стратегических видов сырья или материалов.
Это изменение законодательства напрямую затрагивает те организации, которые обязаны проводить бронирование граждан. Поскольку бронирование (предоставление сотрудникам отсрочки от призыва) напрямую связано с мобилизационным планом страны, ведение воинского учета в таких компаниях автоматически становится процессом, неразрывно связанным с режимом секретности.
В связи с этим могут возникнуть дополнительные требования к организациям, включая необходимость получения специальной лицензии на работу с гостайной, а также создание соответствующих условий для защиты секретных документов (специально оборудованные помещения, назначение ответственных лиц, прошедших соответствующую проверку).
Ответственность за нарушения в воинском учете
С ужесточением законодательства в сфере воинского учета существенно выросли и административные штрафы для должностных и юридических лиц за неисполнение или несвоевременное исполнение обязанностей.
| Вид нарушения | Ответственность | Основание |
|---|---|---|
| Непредставление списков граждан для первоначальной постановки на ВУ | Для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; Для юрлиц — от 350 000 до 400 000 рублей |
Ст. 21.1 КоАП РФ |
| Неоповещение работника о повестке (включая электронную) или необеспечение его явки | Для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; Для юрлиц — от 350 000 до 400 000 рублей |
Ст. 21.2 КоАП РФ |
| Непредставление сведений о приеме/увольнении или изменении данных работника | Для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей | Ст. 21.4 КоАП РФ |
| Неисполнение обязанностей по обеспечению явки или воспрепятствование явке гражданина по мобилизации | Для должностных лиц — от 60 000 до 80 000 рублей; Для юрлиц — от 400 000 до 500 000 рублей |
Ст. 19.38 КоАП РФ |
Рекомендации для работодателей
Современный воинский учет — это динамично меняющаяся область, требующая от работодателей высокой дисциплины и готовности к цифровизации. Введение Реестра воинского учета, сокращение сроков подачи сведений о воинском учете и ужесточение ответственности за нарушения ставят перед организациями задачу по глубокой ревизии кадровых процессов. Для обеспечения соответствия законодательству и минимизации рисков рекомендуем принять следующие меры:
-
Обеспечить строгое соблюдение пятидневного срока для информирования военкоматов о приеме, увольнении и изменении личных данных военнообязанных сотрудников.
-
Проверять актуальность и правильность оформления всех документов воинского учета в организации, включая Приказ, План работы и все Карточки по форме № 10.
-
Обеспечить обучение и регулярное повышение квалификации сотрудников, ответственных за ведение воинского учета.
-
Организациям, ведущим бронирование, следует подготовиться к работе с закрытыми сведениями и обеспечению их защиты в соответствии с требованиями.