Что такое краудфандинг?
Уважаемые клиенты! Мы обеспечиваем бесплатный выпуск новых сертификатов ЭП ФЛ взамен сертификатов ЭП ФЛ, выданных УЦ «Калуга Астрал», действительных на 20 июля 2024 года через УЦ «Аналитический центр». Подробнее
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Краудфандинг в России
Бизнес

Краудфандинг в России



Самый простой пример: музыкант или писатель, который публикует свое творчество в интернете, хочет выпустить альбом или книгу. Он регистрирует свой проект на краудфандинговой площадке и назначает вознаграждения спонсорам за разные суммы пожертвований. Спонсор может получить:


  • указание его имени в списке благодарностей на обложке

  • экземпляр диска или книги с автографом

  • присутствие на закрытой презентации

  • билет на концерт

  • … то есть все, что позволяет воображение автора проекта и законодательство.

Темы проектов, на которые можно собирать деньги таким путем, не ограничиваются творчеством. Это могут быть социальные инициативы, проведение мероприятий — спортивных, образовательных, волонтерских, открытие кафе или спортзала.


Конечно, получить деньги для своего проекта можно разными способами: занять денег у друзей, взять кредит или займ, получить государственный грант или привлечь инвестора. Однако у них есть существенные недостатки: займ и кредит придется возвращать, даже если проект не «выстрелит». Грант можно получить не для любого проекта. Инвесторы предпочитают вкладываться в бизнес, который уже приносит прибыль, и также могут потребовать вернуть сумму инвестиций.


На фоне всего этого краудфандинг обладает значительными преимуществами:


  • можно быстро получить неограниченную сумму денег от пользователей интернета;

  • проект не зависит от сторонних лиц;

  • нет финансовых рисков, если проект провалится;

  • можно привлечь аудиторию и внимание со стороны СМИ;

  • можно проверить, насколько востребован ваш продукт и собрать на него предзаказы;

  • не нужно собирать большой пакет документов

  • подходит практически для любых творческих и бизнес-проектов;

  • можно привлечь внимание крупных инвесторов — успешные продажи в краудфандинге будут серьезным козырем.

Самые популярные краудфандинговые платформы в России — Boomstarter и Planeta.ru.


Правила этих сервисов запрещают сбор денег на благотворительность и лечение, на оплату личных покупок и путешествий. Запрещено в качестве вознаграждений предлагать долю в бизнесе или получение дивидендов.


Список тем для проектов включает в себя искусство, спорт, танцы, дизайн, моду, фильмы, еду, игры, музыку, фотографию, издательское дело, науку и технологии, театр, мероприятия, социальное предпринимательство.


Основное отличие этих площадок в том, что Boomstarter возвращает деньги спонсорам, если не набралась нужная сумма. Planeta.ru позволяет снять собранные средства независимо от того, достигнута цель или нет, а также продлить сбор денег.


Автором проекта может стать совершеннолетний гражданин России, который имеет счет в рублях в одном из российских банков или юридическое лицо, резидент РФ. Гражданин другой страны может найти поручителя в России, и все документы подписываются с ним.


Правовое регулирование в сфере краудфандинга


В России нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность краудфандинговых платформ. В 2018 году появился законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», однако он даже не попал на рассмотрение в Госдуму. Для регулирования отношений в сфере краудфандинга применяются в первую очередь нормы ГК РФ.


Краудфандинговые площадки не считаются «организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» — то есть, не попадают под действие «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Другими словами, за ними государственного контроля. Также для этой деятельности не требуется лицензия.


Стать спонсором может гражданин любой страны — при условии, что проект не противоречит законодательству. При этом могут возникать судебные споры, в том числе между гражданами разных стран.


Суд РФ рассмотрит спор с участием иностранных граждан, если ответчик — организация или физлицо — зарегистрирован на территории Российской Федерации. Также среди оснований для этого указано расположение имущества ответчика в РФ и распространение рекламы, направленной на привлечение российской аудитории.


При этом конкретных критериев такой рекламы у суда нет. Определенная позиция есть только в сфере антимонопольного регулирования: ФАС России считает, что под такой рекламой понимается та, которая размещена на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .su, .ru и .рф, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Сюда же относится реклама в виде баннеров, билбордов и контекстная реклама в интернете.


Независимо от того, кто истец: физлицо или организация, российский суд будет рассматривать дело, если договор предусматривает исполнение обязательств на территории России.


Но чаще всего стороны руководствуются принципом автономии воли — то есть могут выбрать, нормы права какой страны будут применяться при заключении договора и при разрешении споров.


Отсутствие специального законодательства не мешает краудфандингу набирать популярность в нашей стране и во всем мире. Тысячи успешно реализованных музыкальных, социальных, образовательных проектов говорят о том, что этот способ финансирования эффективен.


Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger