Бизнес

Краудфандинг в России

Краудфандинг в России

Краудфандинг можно назвать коллективным или народным финансированием. Его суть в том, что люди вкладывают небольшие суммы в реализацию идеи или проекта просто так или за вознаграждение. Если проект привлекает большую аудиторию, итоговая сумма сбора может быть внушительной.



Самый простой пример: музыкант или писатель, который публикует свое творчество в интернете, хочет выпустить альбом или книгу. Он регистрирует свой проект на краудфандинговой площадке и назначает вознаграждения спонсорам за разные суммы пожертвований. Спонсор может получить:


  • указание его имени в списке благодарностей на обложке

  • экземпляр диска или книги с автографом

  • присутствие на закрытой презентации

  • билет на концерт

  • … то есть все, что позволяет воображение автора проекта и законодательство.

Темы проектов, на которые можно собирать деньги таким путем, не ограничиваются творчеством. Это могут быть социальные инициативы, проведение мероприятий — спортивных, образовательных, волонтерских, открытие кафе или спортзала.


Конечно, получить деньги для своего проекта можно разными способами: занять денег у друзей, взять кредит или займ, получить государственный грант или привлечь инвестора. Однако у них есть существенные недостатки: займ и кредит придется возвращать, даже если проект не «выстрелит». Грант можно получить не для любого проекта. Инвесторы предпочитают вкладываться в бизнес, который уже приносит прибыль, и также могут потребовать вернуть сумму инвестиций.


На фоне всего этого краудфандинг обладает значительными преимуществами:


  • можно быстро получить неограниченную сумму денег от пользователей интернета;

  • проект не зависит от сторонних лиц;

  • нет финансовых рисков, если проект провалится;

  • можно привлечь аудиторию и внимание со стороны СМИ;

  • можно проверить, насколько востребован ваш продукт и собрать на него предзаказы;

  • не нужно собирать большой пакет документов

  • подходит практически для любых творческих и бизнес-проектов;

  • можно привлечь внимание крупных инвесторов — успешные продажи в краудфандинге будут серьезным козырем.

Самые популярные краудфандинговые платформы в России — Boomstarter и Planeta.ru.


Правила этих сервисов запрещают сбор денег на благотворительность и лечение, на оплату личных покупок и путешествий. Запрещено в качестве вознаграждений предлагать долю в бизнесе или получение дивидендов.


Список тем для проектов включает в себя искусство, спорт, танцы, дизайн, моду, фильмы, еду, игры, музыку, фотографию, издательское дело, науку и технологии, театр, мероприятия, социальное предпринимательство.


Основное отличие этих площадок в том, что Boomstarter возвращает деньги спонсорам, если не набралась нужная сумма. Planeta.ru позволяет снять собранные средства независимо от того, достигнута цель или нет, а также продлить сбор денег.


Автором проекта может стать совершеннолетний гражданин России, который имеет счет в рублях в одном из российских банков или юридическое лицо, резидент РФ. Гражданин другой страны может найти поручителя в России, и все документы подписываются с ним.


Правовое регулирование в сфере краудфандинга


В России нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность краудфандинговых платформ. В 2018 году появился законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», однако он даже не попал на рассмотрение в Госдуму. Для регулирования отношений в сфере краудфандинга применяются в первую очередь нормы ГК РФ.


Краудфандинговые площадки не считаются «организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» — то есть, не попадают под действие «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Другими словами, за ними государственного контроля. Также для этой деятельности не требуется лицензия.


Стать спонсором может гражданин любой страны — при условии, что проект не противоречит законодательству. При этом могут возникать судебные споры, в том числе между гражданами разных стран.


Суд РФ рассмотрит спор с участием иностранных граждан, если ответчик — организация или физлицо — зарегистрирован на территории Российской Федерации. Также среди оснований для этого указано расположение имущества ответчика в РФ и распространение рекламы, направленной на привлечение российской аудитории.


При этом конкретных критериев такой рекламы у суда нет. Определенная позиция есть только в сфере антимонопольного регулирования: ФАС России считает, что под такой рекламой понимается та, которая размещена на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .su, .ru и .рф, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Сюда же относится реклама в виде баннеров, билбордов и контекстная реклама в интернете.


Независимо от того, кто истец: физлицо или организация, российский суд будет рассматривать дело, если договор предусматривает исполнение обязательств на территории России.


Но чаще всего стороны руководствуются принципом автономии воли — то есть могут выбрать, нормы права какой страны будут применяться при заключении договора и при разрешении споров.


Отсутствие специального законодательства не мешает краудфандингу набирать популярность в нашей стране и во всем мире. Тысячи успешно реализованных музыкальных, социальных, образовательных проектов говорят о том, что этот способ финансирования эффективен.



24 Января 2020
436
Комментарии для сайта Cackle

Другие направления:

Когда дробление бизнеса — преступление?

24 Января 2020


Как не надо оптимизировать налоги

24 Января 2020