Как открыть сетевой бизнес
Сетевой бизнес сегодня особенно популярен. Он предлагает неограниченный потенциал заработка, благодаря суммарным продажам партнёров, а также даёт возможность реализовать модель пассивного дохода.
Расскажем, как создать бизнес-сеть и наладить рабочие процессы предприятия.
Подготовка к регистрации
К открытию своего дела нужно подготовиться. Ниже описаны процессы, которым обязательно стоит уделить время, прежде чем зарегистрировать бизнес.
Выбор идеи и бизнес-план
Как начать сетевой бизнес с нуля и достичь успеха в развитии своего дела? В первую очередь — разработать идею продукта и построить бизнес-план.
Продукт — это суть бизнеса. Потенциальный товар (услуга) по умолчанию должен быть качественным и востребованным на современном рынке. Только так вокруг бизнеса можно собрать достаточное количество партнёров и дистрибьюторов, за счёт которых одна компания может превратиться в сеть.
Определившись с продуктом, следует взяться за изучение рынка и деятельности компаний, работающих в той же сфере. Это будущие конкуренты, и важно проанализировать их опыт, чтобы учесть все возможные ошибки при построении собственной стратегии развития бизнеса.
Выбор организационно-правовой формы
Второй шаг подготовки к регистрации — выбор организационной формы бизнеса. Вы можете создать бизнес-сеть как на основе ООО (общество с ограниченной ответственностью), так и на базе индивидуального предпринимательства. Обе формы имеют свои плюсы и минусы, поэтому важно сначала ознакомиться с их особенностями.
Подробно о выборе между ИП и ООО мы писали здесь.
План регистрации сетевой компании
После того как выбран продукт, разработана стратегия развития и определена форма собственности бизнеса, можно приступать к регистрации компании и организации рабочего процесса. Ниже представлен пошаговый план запуска сетевого бизнеса.
Регистрация в налоговой инспекции
Выбранную форму бизнеса необходимо зарегистрировать в ИФНС. Для этого требуется собрать определённый пакет документов, оформленный в соответствии с требованиями законодательства.
Результатом государственной регистрации станет получение соответствующего свидетельства и ИНН, КПП, ОГРН (для юрлица), а также включение в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в зависимости от выбранной организационной формы.
Регистрация в Социальном фонде России
В 2023 году Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединились в единый Социальный Фонд России (СФР). Это повлекло за собой изменение отчётных форм и сроков их сдачи, а также порядка расчёта страховых взносов и процедуры регистрации ИП и юрлиц.
Теперь всю необходимую информацию о только что зарегистрированных компаниях СФР получает напрямую от ФНС. Самостоятельно регистрироваться в Соцфонде нужно только в двух случаях:
- ИП без работников заключает гражданско-правовой договор (ГПД), предполагающий уплату взносов на травматизм;
- обособленное подразделение юрлица открывает отдельный счёт в банке для расчётов с физлицами.
Открытие банковского счёта
В обязательном порядке руководитель бизнеса должен открыть расчётный счёт. Это не столько обязанность, сколько необходимость: данный вид банковского счёта существенно облегчает работу с партнёрами и контрагентами, оплату труда работников и исчисления налогов. Кроме того, расчётный счёт необходим для продажи товаров и услуг по безналичному расчёту.
Выберите подходящий банк, соберите необходимый пакет документов и получите реквизиты корпоративного банковского счёта.
Разработка и оформление учредительных документов
Следующий шаг актуален в случае регистрации ООО — разработка учредительных документов. Сюда можно отнести:
- Решение о создании организации (если учредитель один);
- Договор об учреждении общества (если учредителей несколько);
- Устав (устанавливает порядок работы организации).
Лицензирование деятельности
Для некоторых сфер деятельности необходимо наличие лицензии.
Лицензия представляет собой официальное разрешение государства на ведение определённого бизнеса. Она требуется в тех случаях, когда деятельность юрлица или предпринимателя связана с возможной угрозой безопасности людей, окружающей среды и государства в целом. К этой категории относятся, например, транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров, медицинские и образовательные учреждения.
Открывая сеть бизнеса, определите, нужна ли вам лицензия. Если необходимость есть, то в обязательном порядке получите необходимые разрешения от соответствующих госорганов.
Регистрация товарного знака и логотипа
Сетевому бизнесу необходим уникальный товарный знак и логотип — обозначения, необходимые для индивидуализации производимых товаров или оказываемых услуг.
Товарный знак и логотип необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Это поможет впоследствии защитить свои авторские права и предотвратить возможный плагиат. Однако перед обращением в Роспатент обязательно стоит учесть следующие моменты:
- регистрируемый логотип должен быть уникальным и не похожим на зарегистрированные ранее;
- товарный знак будет защищён только на территории государства, в котором зарегистрирован, и только в отношении тех товаров и услуг, которые были указаны при регистрации;
- если товарный знак не будет использоваться на протяжении 3 лет, его сможет аннулировать любое заинтересованное лицо;
- при регистрации логотипа предусмотрена уплата патентной пошлины, размер которой зависит от количества указанных товаров и услуг.
Кадровое делопроизводство и локальные НПА
Далее следует позаботиться о регулировании отношений между руководителем бизнеса и его работниками. Необходимо организовать кадровое делопроизводство, составить трудовые договоры, подобрать персонал и утвердить локальные нормативно-правовые акты (НПА).
От всех прочих документов НПА отличают следующие особенности:
- принимается только работодателем, а не по соглашению сторон;
- устанавливает нормы трудового права в отношении работников;
- не имеет персонализированного характера и применим в равной степени ко всем сотрудникам;
- пригоден для неоднократного применения.
Ниже представлен перечень НПА, которые обязательны в кадровом делопроизводстве каждого работодателя:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение об обработке персональных данных;
- Положение об оплате труда;
- Инструкции по охране труда.
Реклама и маркетинг
В сетевом бизнесе разработка стратегии маркетинга и рекламы продукта невозможна в отрыве от деятельности потенциальных партнёров. Сетевой маркетинг — это, в первую очередь, продажи продукта через партнёра, представленного в лице менеджера, дистрибьютора или консультанта. Необходимость покупки рекламы в данном виде маркетинга не так велика, чаще всего дистрибьюторы популяризируют продукт своими силами через социальные сети, СМИ, контекстную рекламу и пр.
Владельцам сетевого бизнеса необходимо подготовить для партнёров «маркетинг-план», подкрепив его мотивационной системой и поэтапным обучением.
Открытие офиса и начало бизнеса
Наконец, можно открыть офис и заняться организацией рабочего пространства (мебель, оборудование, системы коммуникации и т.д.). Данный процесс всегда связан с определёнными финансовыми затратами, поэтому важно заранее составить смету и учесть все возможные статьи расходов.
Автоматизация процессов в сетевой компании
Сетевой бизнес держится не только на продвижении и продажах продукта, но и на автоматизации рабочих процессов. Как правило, перед владельцем бизнес-сети стоит множество отдельных задач, которые при должном подходе можно систематизировать и упростить, освободив время для анализа и работы над развитием проекта. Так, автоматизация процессов касается:
- документооборота (как внутреннего, так и внешнего);
- организации складской деятельности;
- статистического наблюдения за деятельностью компании и партнёров;
- привлечения и обучения новых сотрудников и партнёров;
- начисления вознаграждений и бонусов.
Самый популярный метод автоматизации — внедрение информационных систем. Например:
- CRM-системы, позволяющие управлять взаимоотношениями с сотрудниками и клиентами;
- системы электронного документооборота (ЭДО), с помощью которых можно перевести делопроизводство в электронный формат;
- бухгалтерские программы, оптимизирующие учёт финансово-хозяйственной деятельности.
Автоматизация позволит свести к минимуму влияние человеческого фактора на рабочие процессы, поможет сэкономить время и ресурсы, что в целом послужит росту продуктивности сотрудников и развитию бизнеса.
Также можно оптимизировать процессы отчётности предприятия перед контролирующими органами. «1С-Отчётность» — это сервис, позволяющий формировать и сдавать отчётность в электронном виде, не меняя привычного интерфейса учётной системы 1С. Сервис поддерживает работу с отчётами по всем направлениям: ФНС, СФР, ЦБ, Росстат, Росалкогольтабакконтроль, Росприроднадзор и ФТС.