Как и где сделать усиленную электронную подпись (КЭП, или УКЭП)
Техподдержка:
8 (800) 551-80-36
Отдел продаж:
8 (800) 600-36-51
moscow@astral.ru
Отдел продаж:
Как сделать усиленную квалифицированную электронную подпись
Электронная подпись

Как сделать усиленную квалифицированную электронную подпись

Правовое регулирование электронной подписи (ЭП) осуществляется Федеральным законом «Об электронной подписи» 63-ФЗ.

ЭП подтверждает личность подписавшего, шифрует и фиксирует данные при передаче, защищает их от изменений после заверения. Используется на web-страницах при онлайн-оплате, входах в ЛК различных ресурсов и для подписания документов. Имеет различную степень защиты и юридическую силу, отчего делится на простую и усиленную.

В статье рассмотрим, что такое квалифицированная электронная подпись (КЭП), её виды, способы применения и как её сделать.

Что такое усиленная ЭП

Усиленная ЭП имеет криптографическую защиту. Обладает средствами, которые обеспечивают аутентификацию, шифрование, конфиденциальность и целостность файлов. В зависимости от того, какой уровень безопасности могут предоставить такие средства, подпись бывает квалифицированная (КЭП) и неквалифицированная (НЭП).

Квалифицированная

Квалифицированную электронную подпись выдают только в удостоверяющих центрах, которые получили аккредитацию Минцифры, УЦ ФНС и доверенные лица налогового органа. Служащим бюджетных учреждений выдают ЭП в Федеральном казначействе, а сотрудникам кредитных организаций — в Банке России. Её используют для электронного документооборота с коммерческими организациями и государственными органами.

Сертификат подписи содержит сведения о владельце. Соответствует стандартам ГОСТ, а алгоритм защиты сертифицирован ФСБ. Документ, заверенный КЭП, имеет юридическую значимость и равноценен бумажному.

Неквалифицированная

НЭП могут выдавать как аккредитованные, так и неаккредитованные удостоверяющие центры. Строгие требования к сертификатам ЭП не предъявляются. Не подходит для сдачи государственной отчётности. Данная подпись имеет юридическую силу только для внутреннего документооборота. Чтобы правомерно обмениваться документами с партнёрами, требуется заключать дополнительное соглашение.

Где применяется квалифицированная электронная подпись (КЭП)

КЭП необходима юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физлицам. Данный вид подписи используется для электронных торгов и работы на госпорталах, сдачи отчётности и в системах маркировки, при ЭДО с работниками и партнёрами.

Важно! Некоторые государственные органы России предъявляют особые требования к КЭП. Для работы с определённой информационной системой ведомства может понадобиться специальный тариф.

Ниже рассмотрим, для каких задач можно использовать квалифицированную электронную подпись.

Закупки и торги

  • регистрация на электронной торговой площадке (ЭТП);
  • обмен документами с заказчиками, поставщиками и операторами ЭТП.

Госуслуги

  • регистрация индивидуального предпринимателя и юридического лица;
  • добавление филиалов и изменение регистрационных данных фирмы;
  • получение патента;
  • запрос официальной статистики.

Налоговая служба — сайт nalog.ru

  • ответы на требования;
  • отправка документов;
  • проверка налоговых расчётов;
  • уточнение о недоимках, переплатах, штрафах;
  • регистрация индивидуального предпринимателя и юридического лица;
  • смена системы налогообложения;
  • регистрация онлайн‑кассы;
  • оформление налогового вычета.

Росреестр

  • регистрация прав и сделок с недвижимостью;
  • подача заявления на кадастровый учёт;
  • подписание и отправка межевых и технических планов;
  • получение сведений из госреестра кадастровых инженеров, ГКН и ЕГРП.

Таможня — сайт customs.gov.ru

Подписание и отправка:

  • транзитных деклараций;
  • разрешительных и сопроводительных документов;
  • документации о временном размещении и хранении товаров.

Система маркировки «Честный знак»

  • регистрация в ГИС МТ «Честный знак»;
  • предоставление отчётов о поставке, приёмке и продаже маркированных товаров. К ним относят:
    • обувь;
    • лекарства;
    • парфюмерию;
    • меха;
    • фотоаппараты;
    • автомобильные шины;
    • текстиль
    • молоко;
    • пиво;
    • бутилированную питьевую воду;
    • велосипеды.

ФГИС «Меркурий»

ГАС «Правосудие» и система «Мой Арбитр»

  • подписание электронных судебных обращений: исковых заявлений, ходатайств, жалоб и пр.;
  • подписание электронных документов по обеспечительным мерам, сканов судебных обращений в рамках уголовного судопроизводства.

Росаккредитация

  • регистрация в системе Росаккредитации;
  • подача заявлений на получение аккредитации;
  • регистрация декларации соответствия или прекращение её действия.

ЕГАИС «Алкоголь»

  • регистрация в ЕГАИС «Алкоголь»;
  • передача сведений о товародвижении алкогольных и спиртосодержащих товаров, а также лекарств.

ЕГАИС «Лес»

  • регистрация в системе ЕГАИС «Лес»;
  • передача сведений о товародвижении древесины.

Главгосэкспертиза — сайт gge.ru

  • отправка проектов, результатов изысканий, текстов заключения экспертиз и финальных экспертных одобрений проектных документов;
  • подача заявок на проведение госэкспертизы проектных документов;
  • заверение пояснительных записок, схем и смет;
  • внесение информации в ФГИС ЦС и ГИС ЕГРЗ.

Отчётность

С помощью КЭП осуществляется отправка отчётности в следующие государственные органы:

  • ФНС — налоговые декларации, справки 3‑НДФЛ, расчёты по страховым взносам, НДС;
  • ПФР — формы СЗВ‑М, СЗВ‑СТАЖ, ДСВ‑3 и СЗВ‑ТД;
  • ФСС — 4‑ФСС и реестр для начисления пособий;

Для Росалкогольрегулирования и Росфинмониторинга электронная отчётность обязательна, бумажные версии документов ведомства не принимают. Росстат, Росприроднадзор и МВД таких требований не предъявляют, однако передавать электронные документы, подписанные КЭП, не запрещено.

Обмен электронными документами с сотрудниками и контрагентами

  • для сотрудников — утверждение электронных кадровых документов;
  • для контрагентов — работа с первичными учётными документами.

КЭП физлица

С помощью квалифицированной электронной подписи физлицо может зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя или ООО. Данные действия выполняют через портал Госуслуги или сайт nalog.ru. Преимущество заключается в том, что подача и получение документов осуществляется удалённо. Пользователь не привязан к конкретному местоположению.

Также КЭП физлица используют:

  • самозанятые — удалённо заверяют документы и подписывают контракты;
  • врачи — оформляют больничные листы в ИС ФСС и работают в ЕГИСЗ;
  • юристы — подписывают документы, делают запросы, подают иски через систему «Мой арбитр» и ГАС «Правосудие»;
  • кадастровые инженеры — получают данные из ЕГРН, подают заявления, узнают информацию о недвижимости.

С КЭП физлица сотрудники могут подписывать файлы или сдавать отчётность от имени компании только с доверенностью. Копию документа предоставляют в бумажном или отсканированном виде. Только после этого госорганы работают с такой подписью, а документы будут иметь юридическую значимость.

КЭП организации или ИП

С данной подписью сотрудники компании могут вести деятельность от лица директора или учредителя:

  • подписывать электронные документы;
  • работать в системах маркировки;
  • отправлять отчётность в государственные органы;
  • вести электронный документооборот с контрагентами и штатными работниками организации.

Согласно законодательству использовать такую подпись можно до 1 января 2023 года.

Минцифры планирует перенести этот срок на 31 августа 2023 года. После этой даты сотрудникам компании понадобится получать личную КЭП физлица. А чтобы вести деятельность от имени ИП или юрлица, будет необходима машиночитаемая доверенность (МЧД).

Подробнее ознакомиться с понятием МЧД рекомендуем в нашей статье.

Как сделать усиленную КЭП

Физлицо может получить усиленную КЭП в любом аккредитованном удостоверяющем центре. В нём же выдают подпись на сотрудника организации. Подпись ИП или руководителя Юрлица получают только в УЦ налоговой службы или доверенной организации.

УЦ «Калуга Астрал» поможет с выпуском УКЭП юрлица и ИП. Для получения подписи рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.
Комментарии для сайта Cackle
Продукты по направлению
Астрал-ЭТ

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

1С-ЭТП

Сервис получения ЭП и поиска аукционов из программы 1С

Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger