Техподдержка:
Отдел продаж:
Отдел продаж:
moscow@astral.ru

Астрал

7 декабря 2020
62
0
Все об электронной подписи: где она применяется, как и где сделать усиленную электронную подпись
Электронная подпись

Все об электронной подписи: где она применяется, как и где сделать усиленную электронную подпись

Практически любая сделка сопровождается подписанием договора и обменом соответствующими документами. При этом для подтверждения документов используют собственноручную подпись. А чтобы подписать электронный документ, применяется цифровой аналог личной подписи — электронная или электронно-цифровая подпись (ЭП, ЭЦП). Расскажем, сколько видов ЭЦП существует, как и в каких сферах они применяются, а также о том, как сделать электронную подпись.


Виды ЭЦП



  • простая (ПЭП);

  • усиленная неквалифицированная (НЭП);

  • усиленная квалифицированная (КЭП).


Как правило, простая электронная подпись представляет собой привычную всем связку «логин-пароль», например, как при входе в личный кабинет на каком-нибудь сайте.


У ПЭП есть юридическая сила в случаях оказания страховых, государственных и муниципальных услуг. Кроме того, простая электронная подпись может быть приравнена к личной подписи и иметь юридическую силу, если это оговорено участниками документооборота.


НЭП — комбинация символов, созданная с помощью программ криптошифрования. Такая подпись идентифицирует личность человека, подписавшего документ, и позволяет выявить факт изменения документа после его подписания. НЭП может использоваться в целях внутреннего документооборота или работы на сайте ФНС.


В удостоверяющем центре (УЦ) пользователь получает закрытый и открытый ключи ЭЦП. Закрытый ключ нужен для создания электронной подписи, которой владелец визирует документ. С помощью открытого ключа, доступного всем участникам электронного документооборота, проверяется подлинность ЭЦП.


Квалифицированный вариант усиленной электронной подписи формируется по тем же принципам, что и НЭП, ни отличается тем, что для его создания используются средства шифрования, сертифицированные Федеральной Службой Безопасности РФ. Кроме того, у КЭП должен быть квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде. Такая электронная подпись может быть выдана только аккредитованным удостоверяющим центром.


Возможности ЭЦП и сферы их применения


Перечень возможностей ПЭП довольно ограничен. Такая электронная подпись чаще применяется при покупке товаров и услуг через онлайн-сервисы, а также для управления средствами в банке. Кроме того, она может использоваться на Госуслугах — для оплаты штрафов и пошлин, а также получения некоторых услуг.


НЭП может применяться сотрудниками организаций, чтобы обмениваться документами с партнёрами и внутри компании. Например, при подписании приказов, приказов, заявлений и справок. Чтобы электронный документ, подписанный с помощью НЭП, считался юридически значимым, стороны документооборота должны отдельно обговорить этот момент в специальном соглашении.


У квалифицированной электронной подписи самый широкий спектр применения. КЭП необходима:


  • при подаче онлайн-заявок, жалоб и апелляций на портале арбитражного суда;

  • при работе с государственными информационными системами — ФАС, Роскомнадзор, ЕГАИС;

  • при сдаче электронной отчётности в контролирующие органы — ФНС, ПФР, ФСС;

  • для внутреннего и внешнего ЭДО.


ЭЦП необходима для участия в торгах на электронных торговых площадках. При этом от площадки зависит то, какая подпись для неё требуется. Для некоторых площадок вид ЭЦП закреплён в специальном регламенте.


Использование квалифицированной электронной подписи необходимо для участия:


  • в торгах по реализации имущества банкротов;

  • закупках в качестве заказчика и поставщика по ФЗ-223 и ФЗ-44;

  • торгах коммерческих организаций.


Кроме того, квалифицированная ЭЦП будет нужна для регистрации ККТ в налоговой и заключения договора с оператором фискальных данных.


Как сделать и получить ЭЦП


Прежде всего необходимо определиться, для каких целей вам нужна электронная подпись.


Если вам нужна простая ЭЦП, то для её получения необходимо пройти процедуру регистрации и идентификации на информационном ресурсе, с которым вы планируете работать. Например, чтобы оформить банковский счёт, нужно пройти соответствующую идентификацию в банке и зарегистрироваться в системе интернет-банкинга. После этой процедуры вы сможете входить в систему с помощью постоянных логина и пароля.


На государственных порталах процесс получения ПЭП аналогичен, однако возможны некоторые нюансы. На Госуслугах можно пройти и усовершенствовать учётную запись, указав в профиле пользователя личную информацию или пройдя дополнительную идентификацию.


Чтобы оформить неквалифицированную электронную подпись, нужно обратиться в удостоверяющий центр. Для получения квалифицированной ЭЦП — в аккредитованный. Потребуется подготовить пакет документов и подать заявление на изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки ключа проверки электронной подписи.


В пакет документов входят:


  • паспорт и СНИЛС;

  • ИНН, а также номер ОГРН (для ИП) или выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц);

  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой.


Порядок приёма заявления на изготовление и выдачу сертификата у каждого УЦ определён собственным регламентом, поэтому могут потребоваться дополнительные документы.


Получение сертификата возможно только при личной явке, однако подать заявление на его создание можно дистанционно. Оставьте заявку у нас на сайте, и с вами свяжется наш специалист. Он расскажет, как происходит процедура оформления, и поможет подобрать тариф.


Астрал

7 декабря 2020
62
0
Комментарии для сайта Cackle
Продукты по направлению
1С-ЭТП

Сервис получения ЭП и поиска аукционов из программы 1С

Астрал-ЭТ

Онлайн-сервис получения Электронной подписи с вашего рабочего места для государственных порталов, участия в торгах и документооборота.

Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья