Как получить электронную подпись (ЭЦП) для регистрации ИП
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

13 февраля 2023
19996
Регистрация ИП при помощи ЭЦП
Электронная подпись

Регистрация ИП при помощи ЭЦП

Электронная подпись (ЭП или ЭЦП) стала неотъемлемой частью современного бизнеса и государственных услуг. Она обеспечивает безопасность и легитимность документов, передаваемых в электронной форме.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись». В тексте мы будем использовать оба понятия.

В статье расскажем, как получить ЭЦП для регистрации ИП, настроить рабочий стол для работы и зарегистрировать с её помощью предпринимательство.

Как получить ЭЦП для регистрации ИП

В настоящее время существует несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Но какая же из этих ЭЦП нужна для регистрации ИП?

Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя онлайн можно только с квалифицированной электронной подписью (КЭП) физического лица. КЭП имеет юридическую силу и равнозначна рукописной. Она позволяет удалённо поступить в ВУЗ, устроится на работу, оформить кредит, подать заявление на регистрацию или расторжение брака. Для получения сертификата и ключей такой подписи следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ) и пройти идентификацию.

Актуальный список УЦ доступен на сайте Минцифры, который и аккредитовывает данные организации. Посмотреть их можно по ссылке. Достаточно скачать документ и выбрать подходящий удостоверяющий центр. Многие, такие как УЦ «Калуга Астрал», имеют представительства по всей России.

Если вы уже выбрали организацию, но её нет в актуальном списке аккредитованных УЦ, то получить квалифицированный сертификат электронной подписи в таком УЦ не получится. На сайте министерства также представлены перечни удостоверяющих центров, у которых нет полномочий на выпуск квалифицированных сертификатов ЭП. Проверьте эти списки, возможно, аккредитация удостоверяющего центра приостановлена или прекращена.

После выбора удостоверяющего центра нужно выполнить следующее:

  1. Заполнить заявление.
  2. Подготовить документы.
  3. Оплатить услугу.
  4. Получить сертификат квалифицированной электронной подписи.
УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска сертификатов электронных подписей физических лиц — «Астрал Подпись» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость.

Какие документы нужны гражданину РФ

Чтобы получить КЭП физлица в УЦ «Калуга Астрал» достаточно всего лишь паспорта, номера СНИЛС и номера ИНН физического лица будущего владельца. Заявление на получение заполняется в личном кабинете пользователя, а процесс оформление занимает не больше одного рабочего дня. Специалист компании связывается с клиентом и предоставляет счёт на оплату. Физлицу остаётся только забрать свою КЭП из отделения УЦ. Для продления сертификата ЭП в дальнейшем не потребуется являться лично в офис, данное действие происходит удалённо по требованию пользователя.

Какие документы нужны несовершеннолетнему

Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя может и несовершеннолетний. Он также вправе сделать это удалённо. Сертификат КЭП физического лица может получить лицо, достигшее 14 лет. Для этого ему потребуются те же документы, что и взрослому гражданину: паспорт, СНИЛС и ИНН. Также он обязан представить письменное согласие одного из законных представителей на получение сертификата КЭП, а также документы, подтверждающие, что лицо, выдавшее согласие, является законным представителем: копию паспорта с пропиской и сведениями о ребёнке или свидетельство о рождении, если информации о ребёнке нет в паспорте.

Какие документы нужны иностранному гражданину

Нерезидентам РФ тоже доступна регистрация ИП с помощью электронной подписи физлица, полученной через аккредитованный удостоверяющий центр. Чтобы получить КЭП физического лица, ему нужно иметь следующие документы:

  1. Паспорт родной страны заявителя. Каждая страница документа должна быть переведена и нотариально заверена.
  2. СНИЛС. Получить его можно в отделении Социального фонда России. Для этого потребуется вышеуказанные документы и анкета, заполненная по форме АДВ-1.
  3. ИНН. Его получают в ФНС по месту регистрации заявителя или его недвижимости. Для налоговой также нужно представить паспорт, его нотариально заверенный перевод и регистрацию по месту пребывания.

Настройка рабочего места

Для надлежащей работы с электронной подписью требуется установить на компьютер определённые программы — это средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и специализированный плагин для браузера. КриптоПро является одним из ведущих российских разработчиков в этом направлении. Он представляет:

  • СКЗИ «КриптоПро CSP» — генерирует и проверяет ЭП, шифрует и сохраняет информацию конфиденциальной, защищает заверенный документ от изменений после подписания;
  • Плагин «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» — используется для взаимодействия веб-страниц с электронной подписи.
Приобрести лицензию КриптоПро рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлены последние версии программ для работы с электронной подписью.

Список документов для открытия ИП с помощью ЭЦП

Чтобы удалённо открыть ИП, физическому лицу нужно подать заявление о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001. Потребуется выбрать онлайн-способ представления документов. В отличие от очного посещения, пошлину при этом платить не нужно. В заявлении указывается код вида предпринимательской деятельности из классификатора ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).

Скачать бланк заявления по форме №Р21001

Помимо заполненного заявления, понадобятся:

  • совершеннолетнему — паспорт и ИНН;
  • несовершеннолетнему — паспорт, ИНН, нотариальное согласие обоих родителей или копия решения суда о лишении родительских прав, или копия свидетельства о рождении с прочерком в графе на второго родителя, или копия свидетельства о смерти. Если ИНН отсутствует, то его присвоят в процессе регистрации;
  • иностранному гражданину — паспорт, его нотариально заверенный перевод, ИНН, ВНЖ или разрешение на временное проживание, копия документа о постоянной прописке или временной регистрации. Справка об отсутствии судимости и её нотариально заверенный перевод понадобятся, если предпринимательская деятельность связана с медициной, образованием, работой с молодёжью, организацией массовых мероприятий, оказанием соц. услуг, лабораторными исследованиями.

Регистрация ИП с помощью ЭЦП

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи физлица можно несколькими способами. Такую возможность предлагают два государственных сервиса — «Госуслуги» и сайт налоговой службы РФ. Ниже рассмотрим, как это сделать в каждом из них.

Регистрация ИП через сайт ФНС

Инструкция для портала «ФНС России»:

  1. Подготовьте пакет электронных документов с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Чтобы воспользоваться сервисом, ПК должен иметь установленное средство криптографической защиты информации и быть подключён к интернету.
  2. Пройдите проверку соответствия условиям использования сервиса.
  3. Загрузите контейнер с документами во вкладке «Отправка документов», а затем проверьте отправку во вкладке «Список переданных документов».
  4. После получения расписки о том, что документы были приняты, в течение трёх дней вы получите выписку из ЕГРИП.

Регистрация ИП через портал Госуслуги

Инструкция для портала «Госуслуги»:

  1. Авторизуйтесь на сайте и перейдите на страницу «Регистрация юридических лиц и предпринимателей».
  2. Выберите тип получения услуги «Отправить электронные документы».
  3. Подготовьте и отправьте электронные документы с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Заявление подпишите КЭП.
  4. Дождитесь регистрации заявления и получите решение в течение трёх дней.
Для экономии времени рекомендуем воспользоваться услугой Регистрация бизнеса онлайн. Решение позволяет быстро и удалённо зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя. При этом не нужно посещать удостоверяющий центр для получения сертификата КЭП. Специалист сам приедет на заданный клиентом адрес и проведёт выездную идентификацию.

Преимущества дистанционной регистрации ИП

Регистрация бизнеса с помощью электронной подписи имеет множество преимуществ:

  • в отличие от личного посещения налоговой при регистрации ИП с помощью ЭП совершеннолетнему гражданину РФ не требуется нотариальное заявление документов;
  • не нужно платить государственную пошлину;
  • экономится время и деньги на поездку в налоговую инспекцию;
  • зарегистрироваться в качестве ИП можно из любой точки мира, при наличии соответствующих документов;
  • заявление о регистрации рассматривается в короткий срок — три рабочих дня.

Использование ЭЦП для регистрации ИП является удобным и быстрым способом открытия своего бизнеса. При этом необходимо правильно настроить рабочее место и подготовить необходимые документы.

Электронная подпись для ИП

Пользоваться подписью физлица индивидуальному предпринимателю не получится. Для дальнейшей работы потребуется ЭП ИП. Именно с её помощью можно пользоваться государственными сервисами и порталами, сдавать электронную отчётность и участвовать в закупках. Электронную подпись индивидуального предпринимателя выдают только в удостоверяющем центре ФНС России или её доверенных лиц. Услуга предоставляется бесплатно и осуществляется в порядке живой очереди.

Получение ЭЦП индивидуального предпринимателя происходит в три шага:

  1. Настройка рабочего места — установка СКЗИ и специального плагина для браузера.
  2. Обращение в любой УЦ ФНС или к её доверенному лицу. Адрес ближайшего отделения можно выбрать на сайте ведомства.
  3. Представление документа, удостоверяющего личность, сведений СНИЛС и ИНН, физического носителя для записи УКЭП — USB-токен Тип-А.
Рекомендуем выбрать токен в нашем интернет-магазине. Все носители соответствуют требованиям, необходимым для работы с УКЭП от ФНС.

В налоговой запишут квалифицированный сертификат и ключ ЭП при условии, если носитель имеет действующий сертификат ФСТЭК или ФСБ.

Для ускоренного выпуска КЭП индивидуального предпринимателя рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение, идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

13 февраля 2023
19996
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger