Не удается проверить подпись сертификата и другие ошибки ЭЦП
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи
Электронная подпись

ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи

Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью — личный кабинет налоговой, Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие. Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные проблемы: от упущенной выгоды до материальных убытков. Самая частая ошибка, когда системе не удаётся проверить подпись сертификата.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».

Какие бывают ошибки

Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на различные группы:

  • Не удаётся проверить подпись сертификата. Ошибка появляется, когда сертификат был изменён после выдачи, СКЗИ работает неверно или цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось проверить.
  • Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра — проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось.
  • Проблемы с подписанием документа. Возникают при попытке подписать документ.
  • Сложность с авторизацией на торговых площадках.

Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.

Компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов

Причина, по которой компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов может быть и в ошибке «Не удаётся проверить подпись сертификата», и в ошибке «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра». Бывает, что сертификат в хранилище Windows «бьётся» где-то по пути его передачи, то есть его хэш сумма меняется и СКЗИ не может проверить его подпись. Также ошибка появляется в случаях, когда нужный корневой сертификат установлен в хранилище, но цепочка доверия ошибочно строится через другой сертификат. Выглядит так, что цепочка доверия правильно построена, но ошибка подписи сертификата. Кажется, что сертификат повреждён, но на самом деле это из-за неправильной цепочки доверия. Проверяется сравнением идентификаторов ключей всех сертификатов цепочки. Такая же ситуация будет, если правильного промежуточного сертификата нет в хранилище, но есть другой промежуточный сертификат того же УЦ, и через него ошибочно строится цепочка.

Также ошибка «Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра» возникает, если на компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.

Сертификат не найден

Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой «Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи».

У подобных ошибок могут быть следующие причины:

  1. На ПК не установлено ни одного личного сертификата ЭП. Для применения ЭП необходимы и личные сертификаты. Об их установке мы писали в другой статье.
  2. Установленные на компьютере необходимые сертификаты невалидны. Сертификаты отозваны или просрочены. Уточните статус сертификата в УЦ. Ошибка с текстом «Ваш сертификат ключа подписи включён в список отозванных» возникает, если у сертификата закончился срок действия или на ПК нужно обновить список сертификатов. В последней ситуации следует вручную загрузить список отозванных сертификатов.
  3. Не проходит авторизация на портале электронной торговой площадки (ЭТП) при использовании сертификата. В хранилище Windows не установлен сертификат, зарегистрированный на площадке. Для использования сертификата на электронных торговых площадках его регистрируют за участником. При последующей работе на ЭТП можно заходить только с ним. С другим сертификатом, даже на того же пользователя, зайти на ЭТП не получится.

Для установки списка отозванных сертификатов:

  • Откройте личный сертификат пользователя в окне «Свойства браузера». Чтобы открыть его, наберите «Свойства браузера» в поисковой строке меню «Пуск». Перейдите во вкладку «Содержание» и нажмите кнопку «Сертификаты».

  • Во вкладке «Личные» найти в списке свой сертификат и открыть. После этого перейти на вкладку «Состав», которая находится в самом сертификате.

  • Во вкладке «Состав» выберите из списка пункт «Точки распространения списков отзыва».
  • В блоке «Точки распределения списка отзыва (CRL)» скопируйте ссылку на загрузку файла со списком отзыва.

  • Скачайте по указанной ссылке файл. Нажмите по нему правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню «Установить список отзыва (CRL)».
  • Следуйте указаниям «Мастера импорта сертификатов».

То же самое необходимо сделать с промежуточным сертификатом цепочки доверия.


Не виден сертификат на носителе

Как правило, причина такой проблемы — сбой в работе программных компонентов. Для её решения необходимо перезагрузить компьютер. Однако иногда этого бывает недостаточно, поэтому требуется переустановка драйверов или обращение в службу техподдержки.

К наиболее распространённым причинам такой проблемы относятся следующие случаи:

  1. Драйвер носителя не установлен или установлен некорректно. Для решения проблемы необходимо извлечь носитель электронной подписи из ПК и скачать последнюю версию драйвера носителя с официальных ресурсов. Если переустановка драйвера не помогла, подключите носитель к другому ПК, чтобы убедиться в исправности токена. Если токен определится другой системой, попробуйте удалить на неисправном компьютере драйвер носителя и установить его заново.
  2. Долгое опознание носителя. Для решения проблемы необходимо дождаться завершения процесса или обновить версию операционной системы.
  3. Некорректная работа USB-порта. Подключите токен к другому USB-порту, чтобы убедиться, что проблема не в носителе ЭП. Если токен появился в системе, значит, проблема не в носителе и следует перезагрузить компьютер. Если это не поможет, следует обратиться в службу технической поддержки.
  4. Неисправность носителя. Если при подключении токена к другому компьютеру или USB-порту система не определяет его, значит, проблема в самом носителе. Устранение неисправности возможно в данном случае лишь одним путём — нужно обратиться в сервисный центр для выпуска нового носителя.
  5. Вставлен носитель, не поддерживаемый криптопровайдером, установленным в операционной системе.

ЭЦП не подписывается на документе

Причин у подобной проблемы множество. Каждый случай требует отдельной проверки. Среди самых распространённых можно выделить следующие неполадки:

  1. Закрытый ключ на используемом контейнере не соответствует открытому ключу. Возможно, был выбран не тот контейнер, поэтому следует проверить все закрытые контейнеры на компьютере. Если необходимый контейнер по тем или иным причинам отсутствует, владельцу придётся обращаться в удостоверяющий центр для создания новых ключей ЭП и сертификата.
  2. Ошибка «Сертификат недействителен» (certificate is not valid). Следует повторно установить сертификат ЭП и все сертификаты цепочки доверия по инструкциям УЦ в зависимости от используемого криптопровайдера — КриптоПро CSP, ViPNet CSP или другого.
  3. Сертификат ЭП определяется как непроверенный. В этом случае необходимо переустановить корневой сертификат удостоверяющего центра.
  4. Истёк срок действия лицензии криптопровайдера. Для решения этой проблемы нужен новый лицензионный ключ к программе-криптопровайдеру. Для его получения необходимо обращаться в представительства УЦ или к ответственным сотрудникам своей организации.
  5. Подключён носитель с другим сертификатом. Убедитесь, что подключён правильный токен. Проверьте также, не подключены ли носители других сертификатов. Отключите другие носители в случае их обнаружения.

В момент подписания электронных документов или формирования запроса в различных сервисах может возникнуть ошибка «Невозможно создание объекта сервером программирования объектов».


В этой ситуации помогает установка и регистрация библиотеки Capicom:

  • Скачайте файл архива.
  • Распакуйте и переместите файлы capicom.dll и capicom.inf в каталог syswow64, находящийся в корневой папке ОС.
  • Откройте командную строку от имени администратора — для этого в меню «Пуск» наберите «Командная строка», нажмите по найденному приложению правой кнопкой мыши и выберите «Запуск от имени администратора».

  • Введите «c:\windows\syswow64\regsvr32.exe capicom.dll» (без кавычек) и нажмите ENTER. Должно появиться уведомление о том, что команда выполнена успешно.

Выбранная подпись не авторизована

Подобная ошибка возникает при попытке авторизации в личном кабинете на электронных торговых площадках. Например, при входе на площадку ZakazRF отображается сообщение «Выбранная ЭЦП не авторизована». Это грозит тем, что пользователь не сможет пройти регистрацию, следовательно — упустит возможность заключить выгодную сделку.


Эта ошибка возникает из-за того, что пользователь не зарегистрирован на площадке, либо не зарегистрирован новый сертификат ключа ЭП. Решением проблемы будет регистрация нового сертификата.

Процесс запроса на авторизацию ЭП на разных торговых площадках может отличаться: часто нужно отправлять запрос оператору системы на авторизацию, иногда рабочее место настраивается автоматически.
Если ошибка сохраняется, возможно, следует отключить защитное ПО или добавить сайт электронной площадки в исключения.

Часто задаваемые вопросы

Почему компьютер не видит ЭЦП?
Причина кроется в несовместимости программного обеспечения и физического носителя ЭЦП. Необходимо проверить версию операционной системы и переустановить её до нужной версии. Если токен повреждён, возможно, понадобится обратиться в удостоверяющий центр для перевыпуска электронной подписи.

О том, что делать, если компьютер не видит ЭЦП, и о способах проверки настроек, мы подробно писали в нашей статье.

Порядок устранения неполадок зависит от:

  • операционной системы — Windows или macOS;
  • криптопровайдера — КриптоПро CSP или ViPNet CSP;
  • актуальности версий программ и ПО в целом.

Также необходимо учитывать изменения в законодательстве, связанные с ЭЦП. Например, квалифицированные сертификаты подписи работников организаций не будут действительны с 1 сентября 2024 года при условии, если они выпущены до 1 сентября 2023 года. Если контрагенту отправлен документ, подписанный такой подписью, то при получении появится ошибка о том, что ЭЦП не прошла проверку. В этом случае подписанный файл не будет иметь юридической силы

Почему не получилось проверить ЭЦП?
Речь о ЭП, которые передаются без участия оператора электронного документооборота. Например, документ об устройстве на работу подписан физлицом и отправлен в отдел кадров по электронной почте. У получателя при проверке появляется ошибка, что системе не удалось проверить электронную подпись. Значит, отправитель изменил данные в документе после подписания или его сертификат недействителен, или отозван.

Почему КриптоПро не отображает ЭЦП?
Если КриптоПро CSP не отображает ключи ЭЦП, следует проверить настройки браузера. Также исправляет ошибку добавление плагина для работы с ЭП в веб-обозреватель и загрузка недостающих сертификатов электронной подписи.

Подробнее ознакомиться, как устранить данную неисправность, можно в нашей статье.

Где на компьютере искать сертификаты ЭЦП?
Сертификат ЭЦП позволяет проверить подлинность подписи, содержит в себе срок её действия и информацию о владельце. Он автоматически загружается в папку с системными файлами. В операционной системе Windows от 7 версии и выше ЭЦП хранится по адресу:

C:UsersПОЛЬЗОВАТЕЛЬAppDataRoamingMicrosoftSystemCertificates. Вместо ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ требуется указать наименование используемого компьютера.

Что такое сертификат ЭЦП и зачем он нужен, мы рассказали в нашей статье.

Если ваша проблема с электронной подписью не решена, то обратитесь к нашим специалистам техподдержки. Мы работаем круглосуточно.

Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
autohello-finger