Важные изменения для уполномоченных бухгалтерий
С каждым годом в законодательство и требования в сфере бухгалтерии и налогообложения вносятся изменения. Именно поэтому профессионалы в этой области должны быть в курсе последних поправок и адаптироваться к новым правилам.
Уполномоченные бухгалтеры несут повышенную ответственность при ведении, подготовке отчётности и соблюдении налоговых и бухгалтерских правил. В данной статье мы рассмотрим некоторые важные изменения, которые произошли с 1 сентября 2023 года.
Что такое «уполномоченная бухгалтерия»
Уполномоченный бухгалтер – это сотрудник, который занимается созданием, проверкой и отправкой отчётности, а также имеет право подписывать документы от лица руководителя компании.
Обычно выделяют 2 типа УпБ:
- Сторонняя организация, которая оказывает бухгалтерские услуги;
или - Штатный сотрудник, ответственный за ведение бухгалтерии, в компании.
Уполномоченный сотрудник из сторонней организации – очень выгодная опция для индивидуального предпринимателя или руководителя, у которого не всегда есть возможность и желание иметь отдельного работника.
Более того, бывают случаи, когда штатный бухгалтер ушёл в отпуск или заболел, а нужно срочно поднять какой-нибудь документ или отправить отчёт в налоговую. В таких моментах может помочь именно наёмный бухгалтер. При этом есть ряд минусов, которые должен учитывать каждый директор компании при работе с УпБ.
1. Возможность найти наёмного сотрудника по цене, ниже средней в вашем регионе. | 1. Можно попасть на компании — «однодневки», потерять деньги и отчасти репутацию. |
2. Не нужно тратить время на проверку статусов электронных подписей. | 2. Плата за дополнительные услуги (у штатного сотрудника всё прописано в трудовом договоре с фиксированной зарплатой, на аутсорсе могут быть сверх расходы). |
Особое внимание стоит уделить правонарушениям. По Постановлению Президиума ВАС РФ № 57 вся ответственность за просрочку сдачи отчётности лежит на налогоплательщике, то есть на руководителе компании. Что же касается уполномоченного сотрудника, тот несёт наказание согласно гражданскому и трудовому законодательству.
Если рассматривать уголовную ответственность, то, например, за разного рода махинации и неуплату налогов, срок могут получить как директор и главный бухгалтер организации, так и сам уполномоченный сотрудник.
Более подробно о штрафах, которые даются за такие правонарушения, вы можете узнать из нашей статьи.
Новые законы и изменения в работе уполномоченной бухгалтерии с 1 сентября 2023
1. Работа с электронными подписями.
Теперь сотруднику, который подписывает электронные документы за руководителя, нужно оформить машиночитаемую доверенность. МЧД – это полный аналог бумажной доверенности.
С 1 сентября 2023 года выпуск электронных сертификатов КЭП для сотрудников ЮЛ прекратился.
Чтобы уполномоченный бухгалтер мог подписывать документы за руководителя, директор компании должен:
- Выпустить квалифицированную электронную подпись на себя (если у него нет). Это можно сделать самостоятельно в УЦ ФНС или воспользоваться услугой «Получение КЭП под ключ».
- Затем выпустить её для нужного сотрудника.
УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень таких организаций и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для уполномоченных работников — «Астрал Подпись» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют вести деятельность от имени компании.
После того как все подписи готовы, нужно сформировать МЧД. Для этого нужно совершить несколько шагов:
- Определиться с форматом. Всего существует 3: 5.01 – для работы с налоговыми, 003 – универсальный формат (подходит для налоговых и других государственных органов, а также взаимодействия с контрагентами); 002 — базовая форма.
- Вписать все полномочия, которые руководитель хочет поручить уполномоченному бухгалтеру. Они берутся из специализированного справочника.
- Подписать её КЭП директора компании или заверить у нотариуса.
- Отправить сформированную МЧД в систему, которая имеет доступ к распределённому реестру ФНС.
Особое внимание хотим уделить квалифицированным ЭП для юрлица, которые были выпущены до 1 сентября 2023 года. Такими КЭП можно пользоваться до 01.09.2024. Если же уполномоченный бухгалтер оформил подпись после этого числа, то представлять интересы компании он может только с помощью квалифицированной ЭП физлица совместно с МЧД.
2. Работа с результатами оценки условий труда.
Теперь их можно подавать в электронном виде. Отчитываться по результатам оценки должны все организации, в которых есть хотя бы один наёмный работник.
3. Изменения заполнения путевых листов.
С 1 сентября 2023 года в путевых листах должна быть указана личная информация водителя – серия, номер и дата выдачи удостоверения, а также его СНИЛС. Также разрешается формировать один документ на весь путь (в случае смены водителей или же, если длительность смены превышает один рабочий день).
4. Оформление и выдача отпускных дней для родителей / опекунов детей инвалидов.
Теперь те, у кого на иждивении числятся дети с ограниченными возможностями, имеют право взять до 24 оплачиваемых выходных дня подряд. Они даются по заявлению самого работника – после просьбы бухгалтеры должны документально оформить выплаты и отправить платежи.
5. Работа с медицинскими книжками.
Согласно Приказу Минздрава № 90н, медкнижки теперь могут быть как в бумажном, так и электронном виде. В них отображается информация о сотруднике – личные данные, результаты обследований и перечень вакцинаций.
Если у сотрудника закончилась бумажная медкнижка, то нужно ему оформить уже новую, в цифровом варианте.
6. Работа с новыми правилами определения численности работников, подлежащих обучения охране труда.
Теперь не нужно включать в перечень тех, кто работает из дома (Постановление Правительства № 2540).