Участие самозанятых государственных закупках | astral.ru
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

25 января 2023
16342
Как самозанятому участвовать в госзакупках
Лайфхак

Как самозанятому участвовать в госзакупках

Госзакупки и коммерческие торги проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). В них принимают участие не только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Наравне с другими представителями бизнеса, предлагать свои товары, работы и услуги могут самозанятые. Это физлица и ИП, которые платят специальный налог на профессиональный доход (НПД).

В статье подробно расскажем о том, как самозанятым начать принимать участие в закупках и какие у них при этом будут преимущества.

В каких закупках может участвовать самозанятый

Самозанятый может участвовать в госзакупках по 44-ФЗ и коммерческих торгах по 223-ФЗ. Правила участия налогоплательщиков НПД в закупках по 223-ФЗ регулируют два закона: от 27.11.2018 №422-ФЗ и ч.15 ст.8 от 18.07.2011 №223-ФЗ. Условия работы на ЭТП такие же, как и у представителей малого и среднего бизнеса.

В торгах по 44-ФЗ самозанятые ИП вправе участвовать в закупках, которые проводятся:

  • для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • для социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО).

Для этого необходимо состоять в специальном списке единого реестра. Самозанятые могут принимать участие в электронных торгах, где заказчику требуется:

  • выполнить какую-либо творческую работу;
  • разработать научный проект или провести преподавательскую деятельность;
  • изготовить товары по индивидуальному заказу;
  • провести реставрацию;
  • косметологические или парикмахерские услуги;
  • отремонтировать помещение, бытовую технику или автотранспорт;
  • создать сайт или вести сообщество в социальных сетях;
  • организовать развлекательное мероприятие и т.п.

Также самозанятым доступны торги по банкротству. Это аукционы, где реализуют имущество должников. Принимать участие в торгах по закупке и перепродаже товаров самозанятым нельзя.

Какие приоритетные права в закупках у самозанятого

Если проходят госзакупки, то у самозанятого такие же преференции, как и у представителей малого предпринимательства (СМП). Рассмотрим, почему это так.

Государственные заказчики составляют перечень необходимых товаров и услуг заранее. Планирование осуществляется на год вперёд. В соответствии со ст. 30 44-ФЗ, 20 процентов от запланированного объёма они обязаны закупить у представителей малого бизнеса. Невыполнение данных условий грозит штрафом.

Плательщик НПД в государственных закупках приравнивается к СМП, поэтому он имеет те же преимущества, что и представители малого бизнеса. Также самозанятый предприниматель экономит свой бюджет. Например, для оказания своих услуг ему не нужно арендовать или покупать онлайн-кассу. А ввиду отсутствия собственных наёмных работников — не требуется платить страховые взносы.

Отличия малого, среднего бизнеса от плательщика НПД

Самозанятый получает преимущества в госзакупках по определённым критериям, с помощью которых его относят к СМП. Формы бизнеса различаются объёмом выручки и количеством штатных работников. Ниже в таблице разница субъектов, согласно 209-ФЗ.

Выручка Количество сотрудников
Малый бизнес не более 800 млн руб. в год не более 100 сотрудников
Средний бизнес 2 млрд руб. в год 250 сотрудников
Самозанятые 2,4 млн руб. в год без наёмных сотрудников

Преференции для самозанятых и субъектов малого предпринимательства не доступны представителям среднего бизнеса.

Важно! Для участия в торгах индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо открыть в банке специальный счёт. Согласно 422-ФЗ такой спецсчёт самозанятым не нужен. Они имеют статус физического лица. Все расчёты с заказчиками осуществляются через приложение «Мой налог».

Алгоритм участия самозанятого в госзакупках

Основные шаги, которые нужно сделать, чтобы начать самозанятому участвовать в госзакупках:

  1. Изучение рынка.
  2. Получение квалифицированной электронной подписи.
  3. Регистрация в ЕИС.
  4. Получение аккредитации.
  5. Поиск закупки.
  6. Получение независимой гарантии.
  7. Подача заявки.
  8. Исполнение контракта.

Для выполнения каждого этапа требуется выполнить определённые условия. Рассмотрим каждый шаг подробнее.

1. Изучить рынок

Для начала самозанятому необходимо учесть собственные возможности. Требуется учесть затраты у исполнителей аналогичных закупок и закрытых сделок. Провести изучение документации заказчика, сравнение рыночных цен и конкурентность, запланировать бюджет и оценить свои шансы. Успешное участие в торгах зависит от соответствия исполнителя необходимым требованиям.

2. Получить электронную подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) нужна всем участникам госзакупок. Самозанятые не исключение. Такой вид подписи подтверждает личность заверителя, придаёт цифровым документам юридическую силу и приравнивается к своему рукописному аналогу.

УКЭП необходима на всех этапах проведения торгов:

  • регистрация в ЕИС и на ЭТП;
  • подача заявки на участие;
  • подпись документации;
  • заключение контракта;
  • заверение акта выполненных работ или услуг.
Для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ рекомендуем электронную подпись 1С-ЭТП от «Калуга Астрал». С ней самозанятый может принимать участие в торгах, работать на государственных порталах и вести электронный документооборот.

3. Зарегистрироваться в ЕИС

ЕИС — это единая информационная система в сфере закупок. В ней размещается актуальная информация о торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ: обучающие видеоролики, обновления в законодательстве, новости, планы-графики, сведения об участниках и заказчиках, протоколы контролирующих органов и прочее. Регистрация в ЕИС является обязательным условием для участия в госзакупках. Создание личного кабинета осуществляется на сайте zakupki.gov.ru. После авторизации система вносит исполнителя в Единый реестр участников закупок.

Следует обратить внимание, что до интеграции с реестром ни на одну федеральную электронную площадку зайти не получится. Поэтому советуем зарегистрироваться в ЕИС за одну или две недели до начала закупки.

Для регистрации необходимы: установленный криптопровайдер, УКЭП и действующий личный кабинет портала Госуслуги. О том, как зарегистрироваться в ЕИС мы подробно рассказывали в нашей статье.

4. Получить аккредитацию

Аккредитация нужна на той ЭТП, на которой самозанятый будет принимать участие в торгах. Государственные закупки проходят только на девяти электронных торговых площадках. Их перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р:

  1. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»
  2. АО «Электронные торговые системы»
  3. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»
  4. ООО «РТС-тендер»
  5. АО «Единая электронная торговая площадка»
  6. ОАО «Российский аукционный дом»
  7. АО «ТЭК - Торг»
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»
  9. Специализированная электронная площадка ЭТП АСТ ГОЗ

На девятой ЭТП размещаются гособоронзаказы. Принимать участие в таких торгах самозанятый не может.

5. Найти подходящую закупку

Поиск проводится в Единой информационной системе в сфере закупок. На сайте можно изучить статистику или просмотреть каталог товаров, работ, услуг, которые нужны государственным и муниципальным организациям. Также существует специальный раздел, где публикуются только закупки для СМП.

6. Получить независимую гарантию

Чтобы гарантировать исполнение контракта, банк поручается за исполнителя. В случае невыполнения своих обязательств кредитная организация выплатит заказчику определённую сумму денег. Банковская гарантия — это специальный документ, в котором и прописываются данные условия. Выдаётся он только в определённых банках. Если закупки проводятся только для СМП, то самозанятый может получить гарантию в фондах содействия кредитования. Банковскую гарантию нужно подать вместе с заявкой на участие. Данное требование актуально при любом конкурентном способе закупки.

Подробнее о том, что такое независимая гарантия по 44-ФЗ и где её можно получить, читайте в нашей статье.

7. Подать заявку

После выбора подходящей госзакупки самозанятому нужно подать заявку. Это делают на той ЭТП, через которую планируется участие в торгах. Также потребуется декларация о принадлежности к СМП по 44-ФЗ и декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ.

8. Исполнить условия контракта или составить жалобу

Уведомление о победе в торгах приходит в личном кабинете ЭТП. После этого самозанятому необходимо заключить договор на исполнение и выполнить условия контракта.

Заявку могут и отклонить. В этом случае заказчик должен представить причины отказа. Если они будут безосновательными или неправомерными, участник закупок может подать жалобу в ФАС. Антимонопольная служба может решить вопрос в сторону самозанятого, и заявку рассмотрят снова.

Участие в коммерческих и государственных закупках требует знаний законодательства и должного времени на подготовку. Чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь услугой «Астрал.Торги». В зависимости от выбранного пакета специалисты сервиса помогут выбрать КЭП, подготовить рабочее место и юридические документы, подобрать аукцион, помочь в подборе и аналитике подходящих торгов.
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

25 января 2023
16342
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger