Производители и импортеры
Фабрика «Золушка» производит женскую обувь. Директор знает, что обувь должна выходить с маркировкой. Что ему делать?
Компания «Мамбо Италиано» — импортер нескольких известных итальянских марок обуви. Распространяется ли на них маркировка?
Маркировка обязательна для всей обуви — как российского, так и зарубежного производства. В России коды маркировки на товар должны наносить до отгрузки с производства. Для импортных товаров действуют следующие правила:
при ввозе с территории ЕАЭС — до ввоза на территорию РФ;
при ввозе из других стран — до прохождения таможни.
До 1 октября производители и импортеры обуви должны сделать следующее:
1. Получить КЭП и с ее помощью зарегистрироваться в ИС МП.
2. Вступить в ассоциацию GS1 Russia. Вступление в Ассоциацию обязательно, так как на каждую модель обуви необходимо получать идентификатор GTIN.
3. Подать заявку на программно-аппаратный комплекс. Выдача ПАК начинается с 1 октября 2019 года.
4. Получить доступ к регистратору эмиссии кодов маркировки. GS1 — международная некоммерческая организация, которая занимается стандартизацией учета товаров и штриховым кодированием. Чтобы участвовать в маркировке обуви, нужно вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — филиал этой организации в России.
Для этого необходимо:
заполнить заявление на вступление в электронной форме. Оно будет проверено экспертом Ассоциации и отправлено заявителю в формате pdf;
отправить заявление в Ассоциацию одним из способов:
подписать с помощью КЭП и воспользоваться ЭДО;
распечатать проверенное заявление, подписать у руководителя, поставить печать и отправить по почте.
оплатить вступительный взнос на основании полученного счета — 3000 рублей. В дальнейшем его нужно платить каждый год.
После того, как заявка на вступление в Ассоциацию будет одобрена, нужно:
зайти на сайт для мониторинга обуви;
заполнить информацию о товарах, подлежащих маркировке. В течение суток после этого информация появится в системе «Честный знак».
Для нанесения DataMatrix кодов на упаковку необходим специальный программно-аппаратный комплекс. Он состоит из:
самого устройства — регистратор эмиссии (РЭ);
программного обеспечения — система управления заказами (СУЗ).
Производители и импортеры получат доступ к персональным устройствам регистрации эмиссии. Заявку на получение оборудования можно подать в личном кабинете после регистрации.
Доступ к регистратору эмиссии кодов маркировки предоставляется бесплатно. Он нужен для приема Datamatrix кодов и передачи данных в ИС МП.
Оптовики и дистрибьюторы
Антон — оптовик. Он распространяет обувь разных производителей по магазинам города. Как ему справиться с маркировкой: самостоятельно или возвращать весь товар производителям?
Возвращать товар не придется. Маркировку можно произвести самостоятельно.
На данном этапе оптовики и розничные продавцы имеют право добровольно наносить маркировку на товар наравне с производителями и импортерами. Но для начала Антону необходимо:
получить КЭП;
зарегистрироваться в ИС МП;
купить принтер этикеток.
Маркировка остатков продукции начнется с 1 октября 2019 года. До этого времени можно продолжать работу в привычном режиме. Сведения об остатках предоставляются в систему мониторинга по сокращенной форме.
Розница
У Аллы — сеть обувных магазинов. Она знает, что теперь обувь надо маркировать, но как это сделать грамотно, пока еще не поняла. Маркировать все, что есть или только новую продукцию?
До 1 октября 2019 года организации розничной торговли обязаны сделать следующее:
получить КЭП;
зарегистрироваться в ИС МП;
купить принтер этикеток.
Как в случае и с оптовиками, маркировка остатков продукции у розничных продавцов начнется с 1 октября 2019 года, когда они получат ПАК.
У Георгия — маленький магазинчик на обувном рынке в райцентре, где нет связи с интернетом. Он возит небольшие партии дешевой обуви из Китая. Ему тоже придется заниматься маркировкой?
Если Георгий закупает товар у производителя, он превращается в импортера и должен пройти все шаги, которые описаны выше.
А если он покупает товар у посредника, ему повезло больше. Этот посредник считается либо импортером, либо дистрибьютором. Маркировка обуви — его задача.
Георгию для торговли маркированной обувью необходима ККТ. Но 54-ФЗ разрешает некоторым предпринимателям не применять онлайн-кассу. В том числе тем, у кого нет связи. Для участия в маркировке Георгий должен получить КЭП и зарегистрироваться в ИС МП до 1 октября 2019 года.
Когда начнется оборот маркированной продукции, он должен в течение трех дней вносить информацию о продаже обуви в своем личном кабинете ИС МП.
Важно: в период регистрации участников оборота обувной продукции в системе ИС МП можно продавать немаркированные товары.