ЭДО при получении товара: как принять маркированную продукцию
Оптимизация приёмки товара с использованием электронного документооборота (ЭДО) позволяет значительно ускорить и упростить получение маркированной продукции. ЭДО в данном случае необходим и для выполнения требований законодательства. В статье мы рассмотрим роль ЭДО при получении товара, подлежащего обязательной маркировке, и расскажем подробнее о самом процессе приёмки.
Обязательный ЭДО при получении товара, подлежащего маркировке
Почему нужен ЭДО при получении товаров, которые маркируются в обязательном порядке? Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2018 № 488-ФЗ и Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года №791-р, каждый участник сделки обязан уведомлять систему мониторинга «Честный ЗНАК» о передаче права собственности на товар другой компании.
Ранее участники товарооборота могли передавать данные о маркированных товарах двумя способами: через оператора ЭДО или непосредственно в «Честный ЗНАК» через личный кабинет на сайте системы мониторинга. При этом документы, подтверждающие отгрузку и приёмку товаров, могли быть оформлены на бумажных носителях.
С 1 января 2022 года обязательное предоставление данных о маркированных товарах возможно только через операторов ЭДО (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2464 и от 28 января 2021 № 64). Требование направлено на обеспечение более эффективного и прозрачного контроля за оборотом товаров, а также на соблюдение требований законодательства РФ в сфере маркировки.
Применение ЭДО при приёмке маркированных товаров
Маркировка товаров в России — это важный инструмент контроля за оборотом продукции и обеспечения прозрачности товарной цепочки. При обязательной маркировке каждая единица товара получает уникальный код, содержащий информацию о его происхождении и стадии реализации. Это позволяет отследить, когда и кем товар был произведён или ввезён в страну, а также где он находится на различных этапах товарооборота.
Сейчас обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:
- молочная продукция;
- шины;
- парфюмерия;
- одежда и текстиль;
- табачные изделия;
- шубы;
- упакованная вода;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- медицинские препараты;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- обувь.
Отправляя партию маркированной продукции оптовому покупателю, производитель или импортёр, размещает код маркировки на каждую коробку товара. Оптовик считывает коды маркировки сканером и подтверждает получение товара. Затем товар продаётся мелким розничным магазинам, которые также считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продаётся конечному покупателю, а код товара пробивается через онлайн-кассу, после чего информация передаётся в систему мониторинга. Таким образом, каждый этап продажи товара отражается в системе и позволяет отслеживать его перемещение и реализацию.
Применение системы ЭДО при приёмке маркированных товаров играет ключевую роль в обеспечении единой и автоматизированной системы контроля. Каждый участник товарооборота считывает маркировку специальным сканером, и информация о товаре передаётся в систему мониторинга «Честный ЗНАК» через оператора ЭДО.
Использование ЭДО обеспечивает более высокую точность и скорость процесса приёмки. Автоматизированная система контроля позволяет минимизировать возможные ошибки при записи данных о товарах и обеспечивает соблюдение требований законодательства РФ относительно маркировки и отслеживания товаров.
Таким образом, применение ЭДО при получении маркированных товаров не только обеспечивает соответствие законодательству РФ, упрощая и улучшая контроль за товарооборотом в стране, но и оптимизирует бизнес-процессы компании.
Как принимать товар в ЭДО: пошаговая инструкция
Приём маркированного товара — неотъемлемый процесс для розничных магазинов и предприятий общественного питания. С использованием системы ЭДО приёмка товара становится более эффективной и позволяет уделять больше внимания контролю за оборотом товара.
При поступлении маркированного товара процесс приёмки будет выглядеть следующим образом:
Шаг 1: Получение накладной
Поставщик оформляет накладную, которая может быть представлена как в печатном, так и в электронном виде. Если накладная в электронном формате, она отправляется поставщиком через систему ЭДО. После прибытия товара накладная передаётся получателю. Приёмщик пересчитывает и сверяет полученный товар с данными в накладной.
Шаг 2: Сопоставление кодов с УПД
Поставщик обязан предоставить получателю электронный универсальный передаточный документ (УПД) с необходимыми маркировочными кодами. Получатель сканирует коды с помощью устройства для считывания данных, которое автоматически сопоставляет информацию с полученным товаром. Если данные в УПД не совпадают с данными о товаре, система предупредит об этом.
Шаг 3: Приём или возврат товара
После сопоставления кодов с УПД получатель может принять или оформить возврат товара в случае несоответствия. Если все данные совпадают, происходит подтверждение успешного приёма товара.
Шаг 4: Передача данных в систему «Честный ЗНАК»
После подтверждения приёма система ЭДО автоматически отправляет все данные о полученных товарах в Государственную информационную систему мониторинга «Честный ЗНАК».
Важность соблюдения сроков и штрафы за нарушения
Данные о передаче прав от производителя необходимо отправить в систему мониторинга в течение трёх рабочих дней. Такой же срок установлен и для передачи данных в «Честный ЗНАК» от получателя товара.
В случае нарушения сроков приёмки товара и передачи данных в систему «Честный ЗНАК» предусмотрена административная ответственность. Для ответственных лиц штраф составит от 1 до 10 тысяч рублей (при нарушении после трёх и более предупреждений). Юрлица будут оштрафованы на сумму от 50 до 100 тысяч рублей.