Маркировка электронных сигарет и вейпов
В России действуют требования по обязательной маркировке электронных сигарет. Продавцы и производители обязаны регистрироваться в информационной системе мониторинга «Честный ЗНАК», маркировать товары указанной группы и передавать в систему сведения об обороте табачной продукции. Расскажем, как организована цифровая маркировка вейпов и электронных сигарет и каким правилам должны следовать участники рынка в 2024 году.
Зачем нужна маркировка электронных сигарет
Маркировка электронных сигарет, как и любого другого типа продукции — это способ борьбы с контрафактом. Благодаря уникальному коду Data Matrix, нанесённому на каждую единицу продукции, государство получает больше возможностей для контроля товарооборота, а потребители — прозрачный и безопасный рынок.
На данный момент обязательная маркировка затрагивает уже более 20 товарных групп, среди которых есть молочная продукция, бутилированная вода, консервированные продукты, товары лёгкой промышленности, табачные изделия, шубы, обувь, лекарства и многое другое.
Внедрение обязательной маркировки вейпов и электронных сигарет
Электронные сигареты и вейпы входят в большую группу табачных изделий, которые начали маркироваться поэтапно. Сначала в 2019 году коды наносились только на сигареты и папиросы. В 2020 году перечень пополнился альтернативной табачной продукцией (табак трубочный, жевательный, для кальяна и т.д.). Затем стартовал эксперимент по маркировке никотинсодержащих жидкостей и электронных сигарет, продлившийся с февраля по декабрь 2022 года. После успешного завершения эксперимента Минпромторг объявил начало обязательной маркировки и прослеживаемости электронных сигарет:
- для производителей и импортёров — с 25 декабря 2022 года;
- для оптовых и розничных продавцов — с 1 апреля 2023 года.
Оборот немаркированных остатков был завершён 1 декабря 2023 года. Начиная с этой даты продавать электронные сигареты и вейпы без специальных кодов Data Matrix строго запрещено.
Какая продукция подлежит маркировке
Мониторинг товарооборота электронных сигарет, как и всей группы табачных изделий, регламентируется Постановлением Правительства № 224 от 28 февраля 2019 года. В таблице ниже представлены коды продукции по ОКПД 2 и ТН ВЭД, перечисленные в Приложении указанного приказа.
Описание товарной группы | Код ТН ВЭД | Код ОКПД 2 | Старт маркировки |
---|---|---|---|
Жидкости для электронных систем доставки никотина (включая безникотиновые) в капсулах, картриджах или в составе одноразовых систем | 2404 12 000 0
2404 19 000 9 |
12.00.19.500
12.00.19.900 |
15 декабря 2022 года |
12.00.19.700
12.00.19.800 |
8 апреля 2024 года |
Как происходит товарооборот продукции, подлежащей мониторингу
На практике оборот вейпов и электронных сигарет выглядит так:
- Производитель / импортёр получает от оператора ЦРПТ коды Data Matrix для каждой товарной единицы, после чего наносит эти коды на потребительскую упаковку или сам товар.
- Промаркированная продукция передаётся оптовику. Производитель / импортёр формирует универсальный передаточный документ (УПД) в системе электронного документооборота (ЭДО). Этот УПД содержит коды отгруженных товаров.
- Оптовик сверяет коды из УПД с теми, что находятся на полученных товарах. Подтверждает приёмку, сообщая об этом в систему «Честный ЗНАК», и формирует новый УПД для передачи товаров рознице.
- Аналогичным образом розничный продавец сверяет полученную продукцию с кодами, которые оптовик указал в УПД, подтверждает приёмку и передаёт сведения в систему прослеживаемости.
- Товар выходит из оборота, поступая в руки конечному потребителю при розничной продаже: кассир сканирует код Data Matrix через онлайн-кассу, а оператор фискальных данных (ОФД) передаёт в «Честный ЗНАК» информацию о том, что маркированный товар продан и выведен из оборота.
Как подключиться к системе мониторинга
Для начала каждый участник товарооборота электронных сигарет должен зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и подключиться к оператору ЭДО, так как передавать данные в систему маркировки можно только через него (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2464).
После регистрации в «Честном ЗНАКе» производителям и импортёрам обязательно нужно пополнить лицевой счёт в личном кабинете, чтобы в дальнейшем получать от оператора ЦРПТ коды маркировки. Фактически возможность заказывать коды Data Matrix есть у всех участников рынка, пополнивших лицевой счёт на достаточную сумму. Однако в большинстве случаев это актуально для производителей и импортёров, именно они отвечают за маркировку и ввод продукции и оборот. Оптовикам и рознице новые коды могут понадобиться в особых случаях: например, когда есть необходимость промаркировать товарные остатки или когда коды на полученной продукции повреждены вплоть до невозможности их считывания.
Далее продавцы обязаны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы все кассовые операции фиксировались на контрольно-кассовой технике (ККТ) и передавались в ФНС, а при продаже маркированных товаров — ещё и в «Честный ЗНАК».
Таким образом, общий перечень оборудования и ПО для маркировки и продажи электронных сигарет будет включать:
- термо- или термотрансферный принтер (для печати кодов);
- терминал сбора данных или 2D-сканер (для считывания кодов);
- товароучётную программу;
- онлайн-кассу с поддержкой формата фискальных данных ФФД 1.2.
Новые правила реализации электронных сигарет в 2024 году
С 1 сентября 2024 года действуют МРЦ (минимальные розничные цены) для всей никотинсодержащей продукции. Теперь розница не может продавать электронные сигареты, вейпы и жидкости для них по ценам ниже установленного минимума.
В 2024 году точные значения МРЦ никотинсодержащих изделий, а также формулы для расчёта МРЦ жидкостей для вейпов регулируются двумя НПА:
- Сообщение Минсельхоза от 17 июня 2024 года № МА-21-27/15655;
- Постановление Правительства РФ от 14 марта 2024 года № 301.
Штраф за нарушение правил работы с маркировкой
За оборотом любой маркированной продукции следит Роспотребнадзор. Если ведомство обнаружит реализацию контрафакта, нарушителю может быть назначен штраф или даже уголовное наказание, в зависимости от масштабов бизнеса:
- производство и продажа никотинсодержащих изделий без маркировки — конфискация продукции и штраф от 50 до 300 тысяч рублей (статья 15.12 КоАП РФ);
- реализация продукции без маркировки в особо крупном размере — принудительные работы или тюремное заключение на срок от 3 до 6 лет, а также штраф вплоть до 1 млн рублей (статья 171.1 УК РФ).
Для пользователей программ 1С есть специальное предложение — сервис Доки, позволяющий работать с цифровыми документами в привычном интерфейсе. Никакого дополнительного ПО не потребуется, так как сервис адаптирован для работы с маркированными товарами и поддерживает передачу УПД в систему маркировки.