Маркировка растительного масла
Маркировка растительного масла стартовала в России 1 октября 2024. Требования по нанесению кодов Data Matrix и прослеживанию продукции в системе «Честный ЗНАК» первым делом затронули производителей и импортёров масел в полимерных и стеклянных упаковках. Впоследствии перечень маркируемой масложировой продукции будет расширяться, а требования по работе с прослеживаемыми товарами распространятся на всех участников оборота.
Расскажем о порядке внедрения обязательной маркировки растительных масел на рынок РФ и том, как правильно организовать работу с маркируемой продукцией.
Маркировка растительного масла: основные этапы внедрения мониторинга
Правительство приняло решение о введении обязательной маркировки растительного масла в связи с интенсивным ростом контрафакта на рынке. Только за период 2020 – 2022 годов доля фальсификата масложировой продукции возросла с 8% до 18%.
Как и в случае с другими товарными группами, маркировка растительных масел началась с добровольного эксперимента, который стартовал 25 декабря 2023 года и закончился 31 августа 2024. По данным ЦРПТ, в эксперименте приняли участие свыше 55 компаний, занимающихся производством подсолнечного, оливкового, кокосового, пальмового и других масел.
Уже в процессе эксперимента был разработан и утверждён порядок перехода на обязательную маркировку масла, а также правила взаимодействия участников товарооборота с системой мониторинга «Честный ЗНАК» (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 года № 676). Согласно документу, переход будет происходить в несколько этапов.
- 1 сентября 2024 года — старт обязательной регистрации в системе «Честный ЗНАК» для всех участников оборота.
- 1 октября 2024 года — старт обязательной маркировки растительных масел и масложировой продукции в стеклянной или полимерной потребительской упаковке. У производителей и импортёров появляется обязанность маркировать товар кодами Data Matrix и передавать в систему мониторинга сведения о его вводе в оборот. Если указанная продукция была произведена или импортирована до 1 октября 2024 года, то её можно реализовать без маркировки в пределах установленного срока годности.
- 1 февраля 2025 года — начало обязательной маркировки масел, упакованных в другие виды потребительской упаковки. Аналогично предыдущему этапу производители и импортёры должны маркировать продукцию и уведомлять «Честный ЗНАК» о вводе растительных масел в оборот. Продукция, произведённая или импортированная до 1 февраля 2025 года, может быть реализована без маркировки до окончания срока годности.
- 1 ноября 2025 года — старт обязательной передачи в систему маркировки сведений о выводе растительных масел из оборота в рамках розничной продажи. С этой же даты становится обязательной передача сведений в объёмно-сортовом формате о движении и выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей.
- 1 ноября 2026 года — начало передачи сведений о движении и выводе растительных масел из оборота в поэкземплярном формате по причинам, не являющимся продажей в розницу.
Какие растительные масла нужно маркировать
Масложировая продукция, подлежащая обязательной маркировке, перечислена в Постановлении Правительства № 676. Необходимость маркировки можно определить по двум кодам: ТН ВЭД ЕАЭС (для импортёров) и ОКПД 2 (для производителей).
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 | Вид растительного масла |
---|---|---|
1512 11 910 | 10.41.24.110 10.41.54.110 |
Подсолнечное масло |
1509 1510 |
10.41.23 10.41.53 |
Оливковое масло |
1511 10 900 1511 90 110 0 1511 90 190 1511 90 990 |
10.41.27 10.41.57 |
Пальмовое масло |
1508 10 900 0 1508 90 900 0 |
10.41.22 10.41.52 |
Арахисовое масло |
1507 10 900 1507 10 900 |
10.41.21.110 10.41.51.110 |
Соевое масло |
1513 11 910 0 1513 11 990 1513 19 110 0 1513 19 190 1513 19 910 0 1513 19 990 |
10.41.28 10.41.58 |
Кокосовое масло |
1512 21 900 0 1512 29 900 0 |
10.41.25 10.41.55 |
Хлопковое масло |
1514 11 900 1514 19 900 1514 91 900 1514 99 900 |
10.41.26.130 10.41.56.130 |
Горчичное масло |
10.41.26.111 10.41.56.111 |
Рапсовое масло | |
1804 00 000 0 | 10.82.12 | Какао-масло |
1517 | 10.42.1 | Маргарин |
1512 11 990 1512 19 900 1512 21 900 0 1512 29 900 0 1513 21 300 0 1513 21 900 1513 29 110 0 1513 29 190 1513 29 500 0 1513 29 900 1515 11 000 0 1515 19 900 0 1515 21 900 0 1515 29 900 0 1515 30 900 0 1515 50 190 0 1515 50 990 0 1515 90 110 0 1515 90 290 0 1515 90 390 0 1515 90 610 0 1515 90 690 0 1515 90 810 0 1515 90 890 0 1516 20 810 0 1516 20 960 1516 20 980 |
10.41.26.120 10.41.29 10.41.54.110 10.41.56.120 10.41.59 10.41.60.112 10.41.60.119 10.41.60.122 10.41.60.129 10.62.14.110 10.62.14.120 10.84.12.190 |
Другие масла и жиры |
Особенности нанесения кодов Data Matrix на растительные масла
В Постановлении № 676 сказано, что коды маркировки должны размещаться на неотделяемой части потребительской упаковки. В случае с маркировкой молочной продукции всё было достаточно просто: коды Data Matrix можно было клеить на крышку. С растительным маслом, особенно в бутылках, такой способ будет уместен не всегда. Например, стандартная бутылка подсолнечного масла помимо верхней крышки имеет дополнительный защитный слой. Следовательно, при поштучной продаже такого масла очень легко открутить крышку без повреждения целостности всей упаковки и, тем самым подменить товар на более дешёвый аналог.
Чтобы не допустить этого, рекомендуется наносить коды маркировки на корпус бутылки в виде наклейки или стикера. Если растительное масло упаковано таким образом, что крышка трудноотделима от бутылки, допустимо нанести код маркировки на неё.
Оборот маркированных масел на практике
Классическая схема оборота маркированной продукции с реализацией конечному потребителю включает несколько этапов.
- Производитель/импортёр маркирует каждую товарную единицу и передаёт в «Честный ЗНАК» сведения об этом. При отгрузке партии товара дистрибьютору производитель/импортёр оформляет УПД в системе ЭДО* с перечислением кодов передаваемой продукции.
- Дистрибьютор сверяет коды из УПД с кодами полученных товаров. Если всё верно, он передаёт в систему мониторинга информацию о подтверждении приёмки.
- Товар переходит от дистрибьютора к розничному продавцу аналогичным образом: дистрибьютор формирует УПД при отгрузке, а розница сверяет коды полученных товаров с теми, что прописаны в документе, и подтверждает приёмку в системе маркировки.
- Товар реализуется на кассе розничной точки. При сканировании кода на специальной ККТ**, оператор ОФД*** передаёт в «Честный ЗНАК» информацию о выводе маркированного товара из оборота.
*УПД — универсальный передаточный документ, созданный в системе электронного документооборота (ЭДО). В соответствии с Постановлением Правительства от 31 декабря 2020 года № 2464, передавать данные в систему маркировки можно только через операторов ЭДО. Подробнее об электронном документообороте рассказываем здесь.
**ККТ — контрольно-кассовая техника. Это онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2 (формат фискальных данных).
***ОФД — оператор фискальных данных — посредник, осуществляющий передачу сведений об операциях ККТ в ФНС. Необходим для соблюдения требований Федерального закона от 22 мая 2003 года 54-ФЗ.
Подключение к «Честному ЗНАКУ»
Подключиться к системе маркировки можно в несколько шагов.
- Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) на имя руководителя организации или ИП. Без подписи ЭДО с контрагентами и передача сведений в «Честный ЗНАК» будут невозможны.
- Заключить договор с оператором ЭДО, поскольку данные в систему маркировки можно передавать только через него (Постановление Правительства № 2464).
- Пройти регистрацию в системе мониторинга, указав те товарные группы, с которыми планируется работать.
- Пополнить лицевой счёт в личном кабинете, чтобы заказывать коды Data Matrix у оператора ЦРПТ. Этот шаг актуален для тех участников, которые непосредственно должны маркировать свой товар (чаще это производители и импортёры).
- Приобрести оборудование и ПО, соответствующее роли участника оборота. Например, для печати кодов маркировки и их нанесения на товар потребуется термо- или термотрансферный принтер. Для считывания кодов — 2D-сканер или терминал сбора данных. Для контроля информации о наличии продукции нужна товароучётная программа, а для реализации товара — контрольно-кассовая техника с поддержкой ФФД 1.2 и действующий договор с оператором ОФД.
В комплексной организации маркировки на предприятии поможет Астрал.Маркировка — решение, которое полностью соответствует требованиям «Честного ЗНАКа». Специалисты подберут оборудование и ПО, соответствующее поставленным задачам вашего бизнеса, и предоставят услуги по подключению к системе мониторинга.