Обязательная маркировка растительных и масложировых масел
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Дарья Алексеева

Дарья Алексеева

13 ноября 2024
132
0
Маркировка растительного масла
Маркировка

Маркировка растительного масла

Маркировка растительного масла стартовала в России 1 октября 2024. Требования по нанесению кодов Data Matrix и прослеживанию продукции в системе «Честный ЗНАК» первым делом затронули производителей и импортёров масел в полимерных и стеклянных упаковках. Впоследствии перечень маркируемой масложировой продукции будет расширяться, а требования по работе с прослеживаемыми товарами распространятся на всех участников оборота.

Расскажем о порядке внедрения обязательной маркировки растительных масел на рынок РФ и том, как правильно организовать работу с маркируемой продукцией.

Маркировка растительного масла: основные этапы внедрения мониторинга

Правительство приняло решение о введении обязательной маркировки растительного масла в связи с интенсивным ростом контрафакта на рынке. Только за период 2020 – 2022 годов доля фальсификата масложировой продукции возросла с 8% до 18%.

Как и в случае с другими товарными группами, маркировка растительных масел началась с добровольного эксперимента, который стартовал 25 декабря 2023 года и закончился 31 августа 2024. По данным ЦРПТ, в эксперименте приняли участие свыше 55 компаний, занимающихся производством подсолнечного, оливкового, кокосового, пальмового и других масел.

Уже в процессе эксперимента был разработан и утверждён порядок перехода на обязательную маркировку масла, а также правила взаимодействия участников товарооборота с системой мониторинга «Честный ЗНАК» (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 года № 676). Согласно документу, переход будет происходить в несколько этапов.

  • 1 сентября 2024 года — старт обязательной регистрации в системе «Честный ЗНАК» для всех участников оборота.
  • 1 октября 2024 года — старт обязательной маркировки растительных масел и масложировой продукции в стеклянной или полимерной потребительской упаковке. У производителей и импортёров появляется обязанность маркировать товар кодами Data Matrix и передавать в систему мониторинга сведения о его вводе в оборот. Если указанная продукция была произведена или импортирована до 1 октября 2024 года, то её можно реализовать без маркировки в пределах установленного срока годности.
  • 1 февраля 2025 года — начало обязательной маркировки масел, упакованных в другие виды потребительской упаковки. Аналогично предыдущему этапу производители и импортёры должны маркировать продукцию и уведомлять «Честный ЗНАК» о вводе растительных масел в оборот. Продукция, произведённая или импортированная до 1 февраля 2025 года, может быть реализована без маркировки до окончания срока годности.
  • 1 ноября 2025 года — старт обязательной передачи в систему маркировки сведений о выводе растительных масел из оборота в рамках розничной продажи. С этой же даты становится обязательной передача сведений в объёмно-сортовом формате о движении и выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей.
  • 1 ноября 2026 года — начало передачи сведений о движении и выводе растительных масел из оборота в поэкземплярном формате по причинам, не являющимся продажей в розницу.

Какие растительные масла нужно маркировать

Масложировая продукция, подлежащая обязательной маркировке, перечислена в Постановлении Правительства № 676. Необходимость маркировки можно определить по двум кодам: ТН ВЭД ЕАЭС (для импортёров) и ОКПД 2 (для производителей).

Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2 Вид растительного масла
1512 11 910 10.41.24.110
10.41.54.110
Подсолнечное масло
1509
1510
10.41.23
10.41.53
Оливковое масло
1511 10 900
1511 90 110 0
1511 90 190
1511 90 990
10.41.27
10.41.57
Пальмовое масло
1508 10 900 0
1508 90 900 0
10.41.22
10.41.52
Арахисовое масло
1507 10 900
1507 10 900
10.41.21.110
10.41.51.110
Соевое масло
1513 11 910 0
1513 11 990
1513 19 110 0
1513 19 190
1513 19 910 0
1513 19 990
10.41.28
10.41.58
Кокосовое масло
1512 21 900 0
1512 29 900 0
10.41.25
10.41.55
Хлопковое масло
1514 11 900
1514 19 900
1514 91 900
1514 99 900
10.41.26.130
10.41.56.130
Горчичное масло
10.41.26.111
10.41.56.111
Рапсовое масло
1804 00 000 0 10.82.12 Какао-масло
1517 10.42.1 Маргарин
1512 11 990
1512 19 900
1512 21 900 0
1512 29 900 0
1513 21 300 0
1513 21 900
1513 29 110 0
1513 29 190
1513 29 500 0
1513 29 900
1515 11 000 0
1515 19 900 0
1515 21 900 0
1515 29 900 0
1515 30 900 0
1515 50 190 0
1515 50 990 0
1515 90 110 0
1515 90 290 0
1515 90 390 0
1515 90 610 0
1515 90 690 0
1515 90 810 0
1515 90 890 0
1516 20 810 0
1516 20 960
1516 20 980
10.41.26.120
10.41.29
10.41.54.110
10.41.56.120
10.41.59
10.41.60.112
10.41.60.119
10.41.60.122
10.41.60.129
10.62.14.110
10.62.14.120
10.84.12.190
Другие масла и жиры

Особенности нанесения кодов Data Matrix на растительные масла

В Постановлении № 676 сказано, что коды маркировки должны размещаться на неотделяемой части потребительской упаковки. В случае с маркировкой молочной продукции всё было достаточно просто: коды Data Matrix можно было клеить на крышку. С растительным маслом, особенно в бутылках, такой способ будет уместен не всегда. Например, стандартная бутылка подсолнечного масла помимо верхней крышки имеет дополнительный защитный слой. Следовательно, при поштучной продаже такого масла очень легко открутить крышку без повреждения целостности всей упаковки и, тем самым подменить товар на более дешёвый аналог.

Чтобы не допустить этого, рекомендуется наносить коды маркировки на корпус бутылки в виде наклейки или стикера. Если растительное масло упаковано таким образом, что крышка трудноотделима от бутылки, допустимо нанести код маркировки на неё.

Оборот маркированных масел на практике

Классическая схема оборота маркированной продукции с реализацией конечному потребителю включает несколько этапов.

  1. Производитель/импортёр маркирует каждую товарную единицу и передаёт в «Честный ЗНАК» сведения об этом. При отгрузке партии товара дистрибьютору производитель/импортёр оформляет УПД в системе ЭДО* с перечислением кодов передаваемой продукции.
  2. Дистрибьютор сверяет коды из УПД с кодами полученных товаров. Если всё верно, он передаёт в систему мониторинга информацию о подтверждении приёмки.
  3. Товар переходит от дистрибьютора к розничному продавцу аналогичным образом: дистрибьютор формирует УПД при отгрузке, а розница сверяет коды полученных товаров с теми, что прописаны в документе, и подтверждает приёмку в системе маркировки.
  4. Товар реализуется на кассе розничной точки. При сканировании кода на специальной ККТ**, оператор ОФД*** передаёт в «Честный ЗНАК» информацию о выводе маркированного товара из оборота.

*УПД — универсальный передаточный документ, созданный в системе электронного документооборота (ЭДО). В соответствии с Постановлением Правительства от 31 декабря 2020 года № 2464, передавать данные в систему маркировки можно только через операторов ЭДО. Подробнее об электронном документообороте рассказываем здесь.
**ККТ — контрольно-кассовая техника. Это онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2 (формат фискальных данных).
***ОФД — оператор фискальных данных — посредник, осуществляющий передачу сведений об операциях ККТ в ФНС. Необходим для соблюдения требований Федерального закона от 22 мая 2003 года 54-ФЗ.

Рекомендуем онлайн-сервис Астрал.ОФД для передачи кассовых чеков в налоговую. Если в сформированном чеке будет код маркированного товара, сервис бесплатно направит сведения о реализации этой позиции в «Честный ЗНАК».

Подключение к «Честному ЗНАКУ»

Подключиться к системе маркировки можно в несколько шагов.

  1. Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) на имя руководителя организации или ИП. Без подписи ЭДО с контрагентами и передача сведений в «Честный ЗНАК» будут невозможны.
  2. Заключить договор с оператором ЭДО, поскольку данные в систему маркировки можно передавать только через него (Постановление Правительства № 2464).
  3. Пройти регистрацию в системе мониторинга, указав те товарные группы, с которыми планируется работать.
  4. Пополнить лицевой счёт в личном кабинете, чтобы заказывать коды Data Matrix у оператора ЦРПТ. Этот шаг актуален для тех участников, которые непосредственно должны маркировать свой товар (чаще это производители и импортёры).
  5. Приобрести оборудование и ПО, соответствующее роли участника оборота. Например, для печати кодов маркировки и их нанесения на товар потребуется термо- или термотрансферный принтер. Для считывания кодов — 2D-сканер или терминал сбора данных. Для контроля информации о наличии продукции нужна товароучётная программа, а для реализации товара — контрольно-кассовая техника с поддержкой ФФД 1.2 и действующий договор с оператором ОФД.
Предлагаем воспользоваться готовыми решениями от ГК Астрал. Специалисты помогут подобрать оборудование и ПО, необходимое для работы с электронной подписью (сертифицированный токен и лицензию на криптопровайдер), а услуга Получение КЭП в ФНС под ключ под ключ позволит сэкономить время на идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.

В комплексной организации маркировки на предприятии поможет Астрал.Маркировка — решение, которое полностью соответствует требованиям «Честного ЗНАКа». Специалисты подберут оборудование и ПО, соответствующее поставленным задачам вашего бизнеса, и предоставят услуги по подключению к системе мониторинга.
Автор Дарья Алексеева

Дарья Алексеева

13 ноября 2024
132
0
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger