Справка об отсутствии регистрации в качестве ИП – как и где оформить документ
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Справка об отсутствии регистрации ИП может понадобиться при трудоустройстве в государственные ведомства или муниципалитет. Как физлицо становится предпринимателем и в каких ещё случаях гражданину нужно доказывать, что он не ИП, читайте в нашей статье.

Чтобы стать ИП, гражданин регистрируется в ИФНС, подав в налоговую службу соответствующее заявление и квитанцию об оплате госпошлины (она нужна, если заявление подаётся лично в ФНС). Сделать это можно онлайн через «Госуслуги» или на сайте ИФНС, либо придя в регистрирующее отделение налоговой по региону. Процесс регистрации прописан в № 129-ФЗ от 08.08.2001.

Благодаря сервису компании «Астрал-Софт» «Регистрация бизнеса», подать заявление на открытие ИП можно без обращения в налоговую. Сервис автоматически проверяет все загруженные документы, а ответ ФНС приходит на email. А если вам потребуется внести изменения в ранее зарегистрированное ИП воспользуйтесь услугой Внесение изменений в регистрационные данные.

Если вы не обращались в налоговую для регистрации в статусе индивидуального предпринимателя, вы не являетесь ИП.

Такое возможно, если физлицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом официально не зарегистрировано в ФНС в качестве ИП, а факт ведения деятельности установлен в судебном порядке. В этом случае по решению суда гражданину доначисляют сумму налогов за весь период, который он вёл незарегистрированную коммерческую деятельность.

Вызвать подозрение у налоговой о получении прибыли от незарегистрированной деятельности может:

  • покупка коммерческой недвижимости;
  • наём работников, приобретение товаров или материалов, разработка программ и технологий;
  • ведение клиентской базы, хозяйственного учёта;
  • перепродажа имущества, ранее приобретённого, с целью получения прибыли, например, офиса, такси, складского помещения.

Обязательства граждан брать справку об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя не предписывает никакой закон, но фактически этот документ может потребоваться, если вы:

  1. Трудоустраиваетесь в государственные организации, правоохранительные органы, поступаете на службу в Вооружённые силы РФ.
  2. Планируете открыть кабинет адвоката или нотариуса.
  3. Оформляете государственную материальную помощь.
  4. Оформляете получений субсидий, льгот.

В остальных случаях подтверждение не требуется.

Документом, подтверждающим, что у гражданина не открыто ИП является справка из ЕГРИП. Поскольку в Единый государственный реестр внесены все зарегистрированные ИП, в нём можно запросить опровержение того, что гражданин является ИП. Всем зарегистрированным предпринимателям выдаётся выписка из ЕГРИП со сведениями о видах деятельности, дате регистрации. Если гражданин не значится в списках реестра, он получает соответствующую справку.

Для выдачи справки делается запрос в ФНС. Первый способ – личное посещение отделения. Второй способ – онлайн, на сайте налоговой или портале «Госуслуги». Цена выдачи бумажного бланка в отделении ФНС — 200 рублей. Документ готовится в течение 5 рабочих дней. Если он нужен срочно, тогда размер оплаты удваивается до 400 рублей.

Для обращения в инспекцию ФНС за её получением нужно подготовить заявление. Строгой формы оно не имеет и составляется в произвольном виде. В нём указывается ФИО заявителя, его адрес, ИНН, паспортные данные и контакты для связи (телефон, адрес проживания), цель получения документа (куда предоставляется).


В бумажном виде вместо оттиска цифровой электронной подписи её заверяет печать налоговой службы и подпись специалиста, выдавшего документ.

Для удобства вы можете скачать образец заявления и внести в готовый бланк нужные данные.


Если вам требуется бумажный документ, то при подаче заявления прикрепите к нему квитанцию об оплате услуги или чек.

Важно! Если вы подаёте заявление о выдаче справки в отделение налоговой лично, то и забирать готовый документ нужно лично. На обращение за справкой отправлением почтового письма ответ от ФНС также приходит по почте.

Электронную справку можно заказать на сайте ФНС с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде». Здесь писать заявление не нужно. Достаточно ввести свои данные для запроса.

Выше мы уже упоминали, что получение справки в бумажном виде – это платная услуга. Её стандартная стоимость — 200 рублей, а срок готовности – 5 рабочих дней. В случаях, когда получить документ нужно срочно, его стоимость удваивается до 400 рублей, а сроки готовности уменьшаются до 1 календарного дня. Оплата производится на момент составления заявления.

Заказать документ, не оплачивая госпошлину, можно, отправив электронный запрос в ФНС. По нему справка выдаётся в формате pdf-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он равен по юридической силе справке на бумаге.

Для получения бланка требуется зарегистрироваться на сайте ФНС и в меню «Сервисы и госуслуги» выбрать соответствующую услугу. Там в соответствующие строки сервиса нужно вписать свой ИНН, затем нажать «Найти». Если у гражданина не открыто ИП, система выдаст уведомление, что по запросу ничего не найдено. Следующий шаг – нажать «Получить справку».

Здесь также потребуется регистрация на сайте, после которой вы сможете с помощью сервиса «Предоставление сведений из Государственного реестра» сделать соответствующий запрос. Ответ на него придёт в личный кабинет на «Госуслугах» или на электронный ящик.

Электронная справка по запросу на официальном сайте налоговой службы формируется в виде pdf-документа практически мгновенно после отправки запроса «Получить справку». Что касается бумажного бланка, то его готовность при срочном заказе в отделении налоговой службы составляет 1 рабочий день. Если запрос на выдачу бумажной справки поступает в стандартном режиме, то готова она будет через 5 рабочих дней.

Утверждённого законодательством срока давности этот документ не имеет. Ориентироваться в этом вопросе можно по тому, какие требования к срокам давности запрашиваемых документов есть в организации, куда представляется справка.

Справка об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя может быть нужна при трудоустройстве в государственные организации и ведомства, при получении льгот, субсидий, материальной помощи. Оформить её можно, обратившись в ФНС онлайн, либо на портале «Госуслуги», а также в отделение налоговой.

Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger