Жалоба на ИП в налоговую
Жалоба на ИП в налоговую может быть подана физическим, юридическим лицом или другим предпринимателем, если ИП нарушил законодательство о налогах и сборах.
О том, как пожаловаться на ИП в ФНС и как индивидуальному предпринимателю на это реагировать, читайте в статье.
Как пожаловаться в налоговую на ИП
Сотрудники ИП могут заявить в налоговую о том, что работодатель платит серую зарплату, а значит, не удерживает НДФЛ с части выплат и занижает сумму взносов. Компании могут пожаловаться на конкурента, который уклоняется от уплаты налогов.
Важно учесть, что в отличие от Роспотребнадзора или других надзорных органов, сотрудники ФНС не обязаны устраивать проверки по каждой жалобе. Более того, анонимный запрос на проверку ИП они проигнорируют.
Написать жалобу в инспекцию нужно по требованиям ст. 7 закона № 59-ФЗ. Этот закон регулирует порядок, по которому государственный орган рассматривает обращения граждан.
Жаловаться следует в налоговый орган по месту ведения бизнеса ИП. Подать жалобу можно лично, по почте заказным письмом с описью вложения.
Важно: при личном визите в ИФНС заявитель должен иметь при себе паспорт и копию жалобы.
Удобнее всего направить обращение через сервис ФНС. В форме нужно указать свои личные данные и адрес электронной почты, куда налоговики направят ответ. Затем следует изложить суть обращения.
На указанный e-mail поступит уведомление о дате регистрации жалобы и входящем регистрационном номере документа. Также налоговая пришлет номера телефонов. По ним можно узнать, на каком этапе рассмотрения находится жалоба.
Инспекция рассмотрит обращение в течение 30 дней после регистрации. Этот срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявителя уведомят по e-mail.
Если заявитель подал обращение через сервис, то и ответ придет на электронный адрес в форме электронного документа.
Если заявитель пожаловался на ИП, но не привел доказательств факта нарушения, ФНС вряд ли отреагирует. Если доказательства находятся у ИП, а жалуются на него сотрудники, нужно объяснить этот момент в тексте обращения.
Жалоба, составленная по всем правилам и подкрепленная фактами, может стать основанием для ФНС включить ИП в план выездных налоговых проверок. Инспекторы проверят документы компании, которые касаются налогов и сборов.
Как ИП обжаловать итоги проверки ФНС
Если жалоба оказалась убедительна и проверка состоялась, ИП можно оспорить ее результаты. Для этого индивидуальный предприниматель подает жалобу в вышестоящий налоговый орган. Затем он может обратиться за защитой прав в суд.
Если выиграть спор с налоговым органом не удалось, можно уменьшить суммы штрафов. Такая возможность установлена в ст. 112 НК РФ.
Если у ИП есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, штрафы за нарушения снизят. Смягчающие обстоятельства:
правонарушение совершено без умысла;
налогоплательщик своевременно платит налоги и сдает отчетность;
налогоплательщик впервые привлекается к налоговой ответственности;
состояние предпринимателя близко к банкротству;
несоразмерность суммы штрафа и совершенного проступка;
незначительный временной период просрочки сдачи отчетности;
наличие переплат по другим налогам;
уплата задолженности до того, как вынесено судебное решение;
наличие форс-мажора;
инвалидность, болезнь, наличие иждивенцев и т.п.
Можно указать любые обстоятельства. Суд примет решение о том, являются ли они основанием для уменьшения штрафа.
Жалобу на завышенные штрафы подают сперва в налоговый орган, и только затем в суд. Пожалуйтесь на решение по итогам налоговой проверки в целом, а затем попытайтесь снизить отдельные штрафы за каждое нарушение.
Важно: сделать это можно в течение года с момента принятия решения по налоговой проверке.