Акцизы на сладкие напитки и перерегистрация касс
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
29 мая 2023
9978
Акциз на сладкие напитки и газировку: что изменится для предпринимателей
ОФД

Акциз на сладкие напитки и газировку: что изменится для предпринимателей

В 2023 году расширят список товаров, которые подлежат акцизу в России. Согласно принятым поправкам, подакцизными станут сахаросодержащие напитки: сладкая газировка, подслащённая вода, энергетики. Правительство рассчитывает на то, что благодаря введению нового налога в казну будет поступать около 35 млрд рублей ежегодно. Разберёмся в том, как это решение повлияет на частный бизнес.

Какие изменения внесли в закон

Перечень продукции, которая подлежит акцизу, приведён в статье 181 Налогового кодекса. В конце 2022 года правительство приняло закон № 443-ФЗ, который вносит правки в несколько частей НК РФ, включая список подакцизных товаров.

Законодатели добавили в перечень подакцизной продукции новую товарную группу — сахаросодержащие напитки. С 1 июля 2023 года производители и импортёры газировки и других сладких напитков будут обязаны платить по 7 рублей за каждый литр продукции. Юридические лица и ИП, которые зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, освобождены от акциза до 30 сентября 2023 года. Однако уже в октябре 2023 года новые правила затронут всех участников рынка напитков.

Какие сладкие напитки попадают под акциз

В законе № 443-ФЗ описаны характеристики сахаросодержащих напитков, которые теперь станут подакцизными. Это напитки, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, сахарного сиропа или мёда. Продукция, которая попадает под акциз, должна содержать от 5 граммов углеводов на 100 миллилитров напитка. Объёмная доля этилового спирта в сахаросодержащих напитках не должна превышать 1,2 %. Таким образом, акциз распространяется на газировку, энергетические напитки и подслащённую воду.

Акцизу будет подлежать продукция в потребительской упаковке: стеклянных или пластиковых бутылках, алюминиевых банках, картонных коробках и другой таре. При этом, если напиток приготовили и упаковали в заведении общественного питания (например, в кафе или столовой), платить акциз не нужно.

Какие напитки не подлежат акцизу

Чтобы помочь предпринимателям разобраться в том, какая продукция стала подакцизной, законодатели также назвали виды напитков, которые они не признают сахаросодержащими. В России не подлежит акцизу:

  • специализированная пищевая продукция, которая прошла в этом качестве госрегистрацию;
  • обогащённая пищевая продукция (за исключением тонизирующих напитков и напитков с двуокисью углерода);
  • соки и напитки, которые содержат сок;
  • нектары;
  • морсы;
  • сиропы;
  • молоко и молочная продукция;
  • кисели;
  • напитки на растительной основе, которые произведены из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса или продуктов их переработки (за исключением тонизирующих напитков и напитков с двуокисью углерода);
  • квасы с объёмной долей этилового спирта не более 1,2%.

Кроме того, сахаросодержащей не считается алкогольная продукция с долей этилового спирта менее 0,5%, виноградное, плодовое, медовое и пивное сусло и плодовые сброженные материалы. Однако на эти товары также распространяется акциз. Налоговые ставки для этих продуктовых групп перечислены в статье 193 НК РФ.

Как участникам рынка работать с подакцизными напитками

Платить акциз на сладкие напитки и газировку начнут отечественные производители продукции, а также импортёры, которые ввозят товар в Россию. В законе № 443-ФЗ не описаны конкретные сроки и порядок уплаты акциза на напитки, поэтому участники должны работать с новой подакцизной продукцией согласно общим правилам, которые изложены в статье 204 Налогового кодекса.

Формально оптовые и розничные продавцы сладких напитков не будут платить акцизный налог. Акцизы начисляются, только когда производитель передаёт свою продукцию оптовику или рознице. При перепродаже сладких напитков и их реализации конечному потребителю в розничном магазине акциз начисляться не будет. Однако из-за появления акциза на сладкие напитки и газировку производители и импортёры поднимут цены на свою продукцию. Из-за роста закупочной цены магазинам также придётся продавать газировку дороже.

Продавцам, которые продают сладкие напитки и газировку на кассе конечному потребителю, необходимо проверить и актуализировать настройки своей ККТ, чтобы иметь возможность работать с подакцизной продукцией.

  1. Перерегистрируйте онлайн-кассу. Если ранее вы не продавали подакцизные товары, перерегистрируйте свою ККТ в Личном кабинете ИП или юрлица на сайте ФНС или в отделении налоговой. При подаче заявления укажите, что касса будет использоваться для продажи продукции, которая подлежит акцизу. Тем, кто ещё не поставил свою ККТ на учёт в налоговую, нужно привести эти данные в заявлении о регистрации кассы. Кроме того, требуется провести перерегистрацию и на самой ККТ, указав в параметрах регистрации признак торговли подакцизными товарами.
  2. Настройте кассовое ПО. Онлайн-касса должна распознавать сладкие напитки и газировку как подакцизные товары. Для этого в карточках напитков в товароучётной системе необходимо установить признак наличия акциза. Реквизит «признак предмета расчёта» (тег 1212) в чеке такой продукции должен иметь значение «2».
  3. Проверьте срок службы фискального накопителя и замените ФН. После перерегистрации ККТ для работы с подакцизной продукцией срок службы любого установленного в кассу фискального накопителя сократится до 410 дней. Если срок работы накопителя уже меньше 410 дней, устройство будет заблокировано. Вернуть изначальный срок действия ФН невозможно. Заранее замените фискальный накопитель, если время его работы истекает.

Перерегистрировать кассу в налоговой и заменить фискальный накопитель помогут технические специалисты «Астрал ККТ». Стоимость замены ФН зависит от срока службы устройства: 15 месяцев или 36 месяцев. Оставьте заявку на сайте «Астрал ККТ», чтобы сотрудники связались с вами в ближайшее время.

Акциз и маркировка сладких напитков

В 2023 году Минпромторг планировал начать эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Среди продукции, которую ведомство предлагало маркировать в рамках пилотного проекта, были и товары, подлежащие акцизу. Организаторы эксперимента собирались использовать ресурсы «Честного ЗНАКа» для того, чтобы правильно рассчитать размер акциза для производителей и импортёров сладких напитков. Однако в настоящее время пилотный проект по маркировке напитков приостановлен.

Вовремя отправить в ФНС и «Честный ЗНАК» информацию о продаже подакцизной и маркированной продукции поможет онлайн-сервис Астрал.ОФД. В Личном кабинете сервиса продавец может сформировать комплексный ABC/XYZ-отчёт и оценить вклад каждого товара в прибыль магазина.

9978
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger