Работа с ЭЦП в 2022 году
Отдел продаж:
Отдел продаж:
3 ноября 2021
8771
Электронная подпись-2022: что изменится в законе
Отчетность

Электронная подпись-2022: что изменится в законе

Юридически значимый электронный документооборот невозможен без электронной подписи. Применение ЭП регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ. В нём содержится определение ЭП, а также её виды, требования к удостоверяющим центрам, их функции и другие разделы. С 2022 года вступят в силу поправки в 63-ФЗ, которые значительно изменят правила работы с электронной подписью.

Сроки изменений в 63-ФЗ

Реформа правил получения и применения ЭП происходит в несколько этапов.

  • С 1 июля 2021 года ФНС стала выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП.
  • После 1 июля 2021 года многие УЦ не могут выдавать электронные подписи физическим лицам и организациям, поскольку не прошли аккредитацию. УЦ «Калуга Астрал» успешно прошёл аккредитацию по новым требованиям 63-ФЗ и получил статус «Аккредитованный удостоверяющий центр» (сокращенно — АУЦ).
  • Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.
  • С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП при смене или обновлении электронной подписи должны будут обращаться в ФНС или к её доверенным лицам.
  • С 1 января 2022 года сотрудникам, чьи руководители получили электронную подпись ФНС, понадобятся собственные электронные подписи. Получить их сотрудники смогут в аккредитованных УЦ.

Получение ЭП в 2022 году

До конца 2021 года электронную подпись можно получить в любом аккредитованном УЦ. Но с 2022 года правила оформления ЭЦП изменятся. Куда именно обращаться за новой ЭП, будет зависеть от того, кто получает подпись — руководитель компании или работник.

Руководителям компаний, ИП и нотариусам подписи будет выдавать ФНС. Обратиться за подписью можно в отделение ИФНС или в офис доверенного лица налоговой.

Доверенные лица налоговой — это «помощники ФНС», которые от имени ФНС России смогут принимать заявления, идентифицировать личность и передавать ЭП заявителю. Полный перечень доверенных лиц станет известен в конце 2021 года.

Руководители ЮЛ, ИП, нотариусы

Для получения подписи в ФНС необходимо подать заявление на выдачу сертификата. Это можно сделать, посетив ИФНС лично, или заполнив форму на сайте налоговой.

Затем следует выбрать носитель, на который ФНС запишет электронную подпись. Требуется токен, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России.

Далее руководитель должен посетить инспекцию, чтобы подтвердить свою личность. С собой потребуется паспорт, СНИЛС, носитель-токен и сертификат соответствия на токен (поставляется в комплекте с токеном).

В завершении процесса необходимо подготовить рабочее место: приобрести средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП.

Электронную подпись ФНС выдаёт бесплатно. Но это относится только к файлам ЭП, которые запишут на токен. Отдельно нужно купить токен и лицензию на КриптоПро CSP.

Сотрудники и уполномоченные лица

Также с 1 января 2022 года сотрудники, бухгалтерия и другие уполномоченные лица – все, кто подписывает документы компании — должны пользоваться своей ЭП. За её получением можно будет обратиться в УЦ, прошедшие переаккредитацию (АУЦ). Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС.

В файле подписи будут указаны только ФИО физлица. Чтобы доказать правомочность своих действий от имени компании, нужна электронная доверенность (она же — машиночитаемая доверенность, МЧД).

Кто ещё будет выдавать ЭП

Функцию выдачи подписи сохраняют УЦ Банка России и УЦ Федерального казначейства.

УЦ Банка России возьмёт на себя кредитные организации, операторов платёжных систем, некредитные финансовые организации, а также ИП, которые осуществляют указанные в части первой ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности.

УЦ Федерального казначейства будет выдавать ЭП лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, должностным лицам их подведомственных учреждений и организаций.

Что делать с действующей ЭП

Если в 2022 году у вас останется действующий сертификат ЭЦП от Удостоверяющего центра, получившего аккредитацию по новым правилам 63-ФЗ, то им можно продолжать пользоваться до конца срока действия. Экстренно обращаться в ФНС или УЦ 1 января 2022 года за новой подписью не нужно. Перевыпустить подпись можно, когда срок действия текущей ЭП от аккредитованного УЦ будет подходить к концу.

Электронная подпись и машиночитаемая доверенность

Это доверенность от имени руководителя организации на имя уполномоченного лица, созданная в электронном виде и имеющая машиночитаемый формат, который обеспечивает возможность декодирования информации компьютером.

Машиночитаемая доверенность не требует нотариального заверения. Её подписывают с помощью ЭП доверителя и отправляют в ИФНС прежде, чем уполномоченный представитель начнёт сдавать электронную отчётность или подписывать ею другие документы.

Составить доверенность может как руководитель, так и доверенное лицо. Доверенность необходима для налоговых агентов, плательщиков страховых взносов и сборов.

Уполномоченным представителем может быть директор, ответственный сотрудник или бухгалтер компании, а также наёмный работник сторонней организации. С последним заключают договор на оказание услуг по сдаче отчётности.

Формат представления сведений и единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях опубликованы на Федеральном портале НПА. Согласно документам, МЧД должна отвечать следующим требованиям:

  • формат XML;
  • формат pdf, если автоматизированная обработка и визуализация данных документа отсутствует в информационной системе;
  • подтверждение доверенности УКЭП доверителя;
  • подписание документа УКЭП, с поддержкой формата XMLDSIG или иного формата, который утверждает приказ Минцифры № 472.

ЭП и электронная отчётность в 2022 году

Раньше большинство бухгалтеров хранили подпись руководителя на компьютере и подписывали с её помощью отчётность.

С 2022 года ФНС будет выдавать подписи руководителям организаций, ИП и нотариусам. Эти подписи являются неизвлекаемыми — они записаны на физический носитель (токен). Для того чтобы подписать отчётность, необходимо будет подключить токен к компьютеру. Это не проблема для небольшой компании или ИП, где предприниматель сам составляет и сдаёт отчётность. Но если в компании есть бухгалтер или уполномоченное лицо, которое этим занимается, ему потребуется собственная подпись и машиночитаемая доверенность (МЧД).

Всем, кто сдаёт отчётность, нужно обратить внимание на срок действия сертификата электронной подписи.

Если удостоверяющий центр, который выдал ЭП, получил аккредитацию по новым правилам, то сертификатом можно пользоваться в 2022 году до окончания срока действия. Если УЦ не получил аккредитацию, то с 1 января 2022 года сертификат станет недействительным. Поэтому следует заранее позаботиться о перевыпуске.

Сертификат для работы с «1С-Отчётность» и «Астрал Отчёт 5.0» мы перевыпустим бесплатно. Кроме того, для всех продуктов реализовано безбумажное продление — если реквизиты организации и руководителя не менялись, перевыпуск сертификата происходит по упрощённой схеме.

8771
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger