Аналитика госзакупок
Закупки или тендер — это обозначения электронных торгов, которые проходят на интернет-площадках, где заключаются сделки между участниками торгов и заказчиками. Государственные и муниципальные закупки проходят только на восьми Федеральных электронных торговых площадках и регулируются нормами Федерального закона 44-ФЗ РФ.
Участие в торгах требует регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и серьёзной подготовки. Помимо изучения законов и заполнения необходимой документации, существенное значение стоит уделить аналитике тендеров.
Из чего состоит аналитика
Существует три основных составляющих в аналитике госзакупок. Для определения подходящих условий, которые приведут к выгодной сделке, необходимо провести анализ: отрасли, актуальной закупки, заказчика и поставщика. Рассматривают такие типы торгов, как:
- завершённые — это состоявшиеся или отменённые закупки. Их анализ самый содержательный, так как показывает информацию успешных сделок с определёнными условиями;
- текущие (актуальные) — это закупки на стадии подачи заявок;
- планируемые — это предстоящие торги. Анализируя их, участник заранее готовится к сделкам.
Анализ отрасли
Первым делом необходимо проанализировать отрасль, в тендере которой планируется участие. Оценить спрос на реализуемую продукцию или услуги. Найти госзакупки по выбранному региону. Просмотреть предлагаемые начальные максимальные цены договора заказчиков. Определить ёмкость рынка, изучив количество и частоту проводимых тендеров за определённые промежутки времени.
Анализ актуальных закупок
На данном этапе изучают текущие тендеры региона. Оценивают возможный уровень конкуренции, условия закупки и свои шансы на победу торгах. Также при необходимости осуществляется поиск партнёра для субподрядных работ в случае заключения контракта.
Анализ конкретной закупки
На этом этапе рассматривают требования, которые заказчик установил к участникам закупки, анализируют начальную цену закупки, условия выполнения контракта, рассчитывают прибыльность в случае победы. Проводят аналитику критериев, по которым заказчик выбирает исполнителя. Изучают тендеры, в которых участвуют конкуренты. Именно на этом этапе принимают решение об участии в закупке.
Зачем нужна аналитика
В результате вышеописанных процедур участник оценивает риски и отсеивает неподходящие тендеры. Анализируя информацию, повышает свои шансы на победу. Проведение аналитики позволяет будущему участнику госзакупок определить:
- насколько актуален спрос на предлагаемые товары или услуги;
- в каком из видов тендеров участвовать;
- сильные и слабые стороны конкурентов;
- выгоду от победы в конкретных торгах и прибыль от выполнения условий заказчика.
Особенности
Недобросовестные заказчики могут ограничивать круг участников торгов, создавая условия для победы своим сообщникам:
- меняют русские буквы на латинские в наименовании объекта закупки или намеренно допускают ошибки в коде ОКПД2;
- не указывают точные условия и параметры для выполнения заказа;
- ставят заведомо невыполнимые сроки исполнения контракта;
- формируют понятное только своему поставщику техническое задание, готовят запутанные инструкции по заполнению заявки;
- используют подставных участников для снижения минимальной цены в аукционах.
Сговор определяют, изучая историю завершённых торгов. Схему вычисляют по следующим отличиям:
- победитель торгов часто выигрывает у одного поставщика;
- поставщик участвует в каждой закупке заказчика;
- начальная максимальная цена контракта совпадает или минимально различается с суммой, заключённой в итоговом контракте.
Если сговор очевиден или есть подозрения на нечестные сделки, необходимо обратиться в ФАС для исключения недобросовестных участников.
Участвуя в закупках, помимо анализа «внешней среды», следует также оценивать собственные антимонопольные риски участия в торгах и не допускать совершения действий, подпадающих под определения «картель», «сговор», «нарушение конкуренции» и др.
Ответственность за нарушение законодательства
Картели считаются самым серьёзным видом нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем за них установлена жёсткая ответственность. Если ФАС выявит картель на торгах, то в соответствии с ч.2 ст.14.32 КоАП РФ предусмотрены штрафы:
- в отношении юридических лиц – в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 суммы выручки и не менее 100 000 рублей;
- в отношении должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.
Кроме административной ответственности, существует и уголовная.
По ч.1 статьи 178 УК РФ предусмотрено до 3 лет лишения свободы, если был нанесён крупный ущерб (10 млн рублей) или при извлечении дохода в крупном размере (50 млн рублей).
В случае если такие действия повлекли особо крупный ущерб (30 млн рублей) или извлечение дохода в особо крупном размере (250 млн рублей) – до 6 лет лишения свободы (ч.2 статьи 178).