Подготовка и подача заявок на участие в конкурентных закупках
Часть 2
Электронный аукцион
Этапы проведения электронного аукциона включают:
- Размещение извещения и аукционной документации (АД) в ЕИС.
- Работу с запросами на разъяснение АД (не более трех запросов от одного участника закупки (УЗ).
- Подачу заявок на участие в электронном аукционе (ЭА).
- Рассмотрение первых частей заявок.
- Проведение электронного аукциона.
- Рассмотрение вторых частей.
- Определение победителя электронного аукциона и заключение контракта.
В таблице указаны сроки, когда осуществляется размещение извещения об аукционе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Предусмотрена градация сроков в зависимости от размера НМЦК и от объекта закупки.
Размер НМЦК | Срок размещения извещения в ЕИС |
---|---|
Не превышает 300 млн рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства не превышает 2 млрд рублей. | Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
Превышает 300 млн рублей либо 2 млрд рублей для закупок подрядных работ | Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
Порядок подачи участником закупки заявки на участие в электронном аукционе
Содержание заявки и порядок подачи первой и второй части регламентированы статьей 66 Закона о контрактной системе. Вопросы рассмотрения поданных участниками заявок регламентированы ст.67 и 69 данного закона.
Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе, которой в течение одного часа с момента получения оператор ЭП обязан присвоить идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.
Непосредственно факт подачи заявки не означает, что такая заявка будет автоматически направлена оператора заказчику.
Законом о контрактной системе установлены основания, в соответствии с которыми также в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор ЭП возвращает эту заявку подавшему ее участнику:
- Подача данной заявки с нарушением требований, предусмотренных ч.6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе (подписано не тем лицом).
- Подача одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе (участник электронного аукциона, подавший заявку на участие, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору ЭП).
- Получение заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- Получение заявки от участника такого аукциона с нарушением положений части 9 статьи 24.2 Закона о контрактной системе (УЗ не вправе подавать заявку за 3 месяца до окончания срока регистрации в ЕИС).
- Наличие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки-юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 данного закона.
- Отсутствие в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31).
Одновременно с возвратом заявки на участие электронном аукционе в соответствии с частью 20 ст.44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона об основаниях возврата его заявки.
Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Структура заявки на участие в электронном аукционе
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые одновременно направляются оператору электронной площадки. Оператор ЭП обязан обеспечить участнику закупки подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке, в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401.
Первая часть заявки, за исключением случая, который указан в ч.3.1 статьи 66, содержит согласие участника и конкретные показатели товара, работы, услуги. Вторая часть заявки будет содержать документы и информацию об участнике закупки.
В соответствии с ч. 3.1 статьи 66 в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, участник закупки должен указать:
- страну происхождения товара,
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе,
- при наличии — товарный знак. Информация, предусмотренная этим пунктом, включается в заявку, если предусмотрена в документации об электронном аукционе или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от того товарного знака, который указан в документации об электронном аукционе.
После подачи заявок участниками аукциона оператор ЭП не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, направляет заказчику первые части заявок.
Аукционная комиссия рассматривает первые части заявок и оформляет протокол, выносит решение по допуску или отказу в допуске того или иного участника к участию в проводимом аукционе.
Сроки рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
В Законе о контрактной системе установлены следующие сроки:
- Если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо не превышает 2 млрд рублей при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства (ч.2 статьи 63), то срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 1 рабочий день с даты окончания срока подачи заявок.
- Если НМЦК больше 300 млн рублей либо превышает 2 млрд при закупке подрядных работ, то срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 3 рабочих дней.
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
После размещения протокола рассмотрения первых частей заявок проводится непосредственно аукцион.
Как проходит аукцион
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через час после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст.68.
Участники подают ценовые предложения, снижающие текущее минимальное предложение о цене контракта на величину снижения НМЦК в пределах «шага» аукциона.
Любой участник аукциона вправе подать предложение о цене контракта вне «шага» аукциона при условии соблюдения требований, установленных в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Участник не вправе подать предложение о цене контракта:
- равное своему ранее поданному предложению, большее, чем оно, а также предложение о цене контракта, равной нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженной в пределах «шага» аукциона;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано этим же участником.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приемки предложений участниками такого аукциона о цене контракта, составляющего 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложения о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически с помощью программных и технических средств площадки, обеспечивающей проведение такого аукциона после снижения НМЦК или поступления последнего предложения о цене контракта.
Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
По общему правилу победителем электронного аукциона признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить и электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания такого аукциона.
Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов, а оператор в течение 2 рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.
В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения аукциона оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные ч.11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе поданных:
- его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 получили первые 10 порядковых номеров;
- всеми его участниками, если их было меньше 10.
В течение вышеуказанного срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления участникам аукциона.
При проведении электронного аукциона в случае включение документации о закупке проектной документации оператор электронной площадке также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе первые части заявок таких участников.
В течение указанного срока оператор электронной площадки также обязан направить участникам такого подрядного аукциона соответствующее уведомление.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию (ч.5 ст.66):
- Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юр.лица), почтовый адрес участника такого аукциона, ФИО, паспортные данные, место жительства (для физ.лица) номер контактного телефона, ИНН участника такого аукциона, ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
- Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копий этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3—9 части 1 статьи 31 данного закона (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
- Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов, предусмотренные документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юр.лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
- Документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ) или копии таких документов (преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов).
- Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяются действия указанных НПА или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
- Декларация о принадлежности такого аукциона к СМП или СОНКО в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 (первая часть заявки), а также ч.5 (вторая часть заявки) статьи 66 документов и информации, не допускается.
Как происходит рассмотрение вторых частей
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, которые направляются заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документации о таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным в документации о таком аукционе.
В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников и менее чем 5 заявок на участие соответствует указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданные всеми его участниками, которые приняли в нем участие.
Рассмотрение заявок начинается с заявки участника аукциона, предложившего наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок с ч.18 ст.68 Закона о контрактной системе.
В случае если не выявлено 5 заявок, соответствующих требованиям электронной документации из 10 заявок на участие, направленных ранее заказчику, по результатам ранжирования в течение 1 часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика оператор электронной площадки обязан направить заказчику все вторые части этих заявок.
При рассмотрении вторых частей заявок комиссия заказчика руководствуется ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, согласно которой заявка на участие в электронном аукционе признается комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в следующих случаях:
- Непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч.11 статьи 24.1, ч.3 или 3.1 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
- Несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе;
- Наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- Несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1 ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, предусмотренным нормативно правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Иных оснований для отказа в допуске участнику и признания комиссией заказчика заявки участника электронного аукциона не соответствующей требованиям документации Закона о контрактной системе не содержит.
Результаты рассмотрения заявок в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми членами аукционной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола, размещается заказчиком на электронной площадке и в ЕИС.
Любой участник электронного аукциона, за исключением участников, заявки которых получили первые три порядковые номера в соответствии с протоколом, вправе отозвать заявку на участие в аукционе, направив уведомление об этом оператору электронной площадки, с момента размещения указанного протокола в ЕИС.
В течение одного часа с момента размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона оператор электронной площадки направляет участникам вторые части заявок, которые рассматривались и в отношении которых было принято решение о соответствии или о несоответствии требованиям, установленным в документации, уведомление о принятых в отношении их заявок решение.
В случае если аукционной комиссии было принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие, такой аукцион признается не состоявшимся.