Преференции в закупках
Отдел продаж:
8 (800) 600-36-51
moscow@astral.ru
Преференции для отдельных категорий участников закупок
Торги

Преференции для отдельных категорий участников закупок

Некоторые виды участников торгов имеют преимущества при контрактных закупках. Преференции получают:

  • организации инвалидов;
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Рассмотрим, в чём заключаются привилегии для данных категорий участников и как они осуществляются на практике.

Преференции для организаций инвалидов и учреждений уголовно-исполнительной системы

Две категории участников контрактных торгов получают одинаковое преимущество. Преференции регулируют статьи 44-ФЗ:

Заказчик обязан предоставлять преимущества данным организациям в отношении предлагаемой ими цены контракта. Это значит, что победивший участник торгов вправе потребовать увеличение стоимости заказа на 15%.

Порядок получения установлен Правительством РФ. Применить преференцию можно только в том случае, когда указанные в закупке товары, работы или услуги соответствуют утверждённым для них перечням:


 установлен Правительством РФ

Также преимущества получают только в том случае, если победителя торгов определяют конкурентным способом.

Помимо ценовых преференций, законодательством предусмотрены иные льготные условия, которые работают при осуществлении закупок. При закупках по ст. 28 и 29 размер обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При этом сумма НМЦК не должна превышать 20 млн рублей. Такое правило регулирует ч. 17 ст.4 44-ФЗ.

Преимущества, которые установлены ст. 29 44-ФЗ, распространяются на общероссийские общественные организации и союзы в случае, если в организации:

  • численность членов-инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80%;
  • уставной капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;
  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50%;
  • доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда не менее чем 25%.

позиция изложена в письмах Минфина России

Случается, что участниками ООО и её территориальных подразделений являются только общероссийские общественные объединения инвалидов. В таком случае на организацию распространяется действие 209-ФЗ — Закона о развитии малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о таких субъектах должны быть внесены в специальный единый реестр.

Заказчик определяет поставщиков в соответствии с правилами и перечнем ПП №341. Список сформирован по кодам ОКПД 2 и содержит в себе не только продовольственные и промышленные товары, но и ряд услуг.

Информацию о предоставлении преференций или преимуществ, указывают в извещении об осуществлении закупки в отношении таких товаров или услуг.


список контракта

Как действует ценовая преференция для организации инвалидов

Если победителем закупки признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене. Преимущества учитываются в отношении цены контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Согласно ч.24 ст. 22 44-ФЗ , при закупке с неопределённым объёмом, организации инвалидов вправе заключить контракт по максимальному значению цены контракта. Цена за единицу товара, работы или услуги увеличивается до 15% от рассчитанной стоимости, но не выше начальной цены такой единицы. Стоимость рассчитывается в соответствии с ч.2.1 ст. 83.2 44-ФЗ.

Если организация инвалидов заявляет о своём праве на предоставление преференции, побеждает и уклоняется от заключения контракта, тогда заказчик заключает договор с другим участником закупки, для которого действуют предложенные ранее преимущества для организации инвалидов.

Как действуют преференции для предприятий уголовно-исполнительной системы

Между предоставляемыми преференциями для организаций инвалидов и учреждений УИС существует много общего. В соответствии со ст. 28 44-ФЗ, УИС также вправе заключить контракт по максимальному значению цены контракта и увеличить его стоимость до 15%.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик делает всё по аналогии ситуации с организацией инвалидов. Перечень предоставляемых работ обширен. В него вошли продукты питания, бытовая химия, техника, мебель, автомобили, строительные работы, услуги по тех. обслуживанию и ряд других услуг.

Примеры предоставления преференции организации УИС

Пример №1:

При закупке картофеля в извещении о проведении электронного аукциона заказчик установил преимущества для учреждений УИС в размере 10% от цены контракта. НМЦК составляет 1 млн рублей.

Победителем аукциона стало предприятие УИС. Заказчик предложил цену контракта на сумму 980 тыс. рублей. Организация подтвердила документально свой статус и потребовала предоставить преимущества.

C учётом преимуществ цена для победителя составляет 1 млн 78 тыс. рублей. Данная сумма превышает НМЦК, которая определена размером в 1 млн рублей.

Исходя из правил предоставления преимуществ, контракт будет заключён по цене, равной НМЦК, то есть 1 млн рублей.

Пример №2:

Рассмотрим пример с другой ситуацией. При осуществлении закупки картофеля заказчик в извещении установил преимущество в размере 14% от цены контракта с НМЦК 1 млн рублей.

Победителем стало предприятие УИС. Цена контракта, предложенная победителем, составила 770 тыс. рублей. Победитель подтвердил свой статус и потребовал предоставление преимуществ.

С учётом преимуществ цена победителя составляет 878 тыс. 80 рублей. Такая цена не превышает НМЦК. Следовательно, контракт будет заключён по цене победителя.

Как организации подтверждают свой статус

Участники торгов, имеющие право на предоставление преференций, подтверждают свой статус при участии в закупках.

Запрос котировок

Согласно п.2 ч. 9 ст.82.3 44-ФЗ, при запросе котировок в электронной форме участник закупки предоставляет декларацию. Для отправки файлов используют программно-аппаратные средства цифровой площадки. В документе организация подтверждает своё соответствие требованиям ст.31 44-ФЗ, а именно: право на участие в торгах и получение преимуществ.

Электронный конкурс и аукцион

При проведении электронного конкурса и аукциона участник закупки предоставляет документы на право участия и получение преимуществ в составе заявки. Также разрешено отправить копии таких документов в составе второй части заявки.

Запрос предложений

При подаче заявки на участие в запросе предложений, подтверждающие документы отправляют в составе заявки. Вторая часть заявки в данном виде торгов не предусматривается.

Особенности закупок учреждений и предприятий УИС

Помимо преференций, ст. 28 44-ФЗ имеет особенности относительно закупок учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Рассмотрим, в чём они заключаются.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупки способом у единственного поставщика у учреждений или предприятий УИС. В том числе и для нужд исключительно организации, предприятий и учреждений органов уголовно-исполнительной системы.

Товары, работы, услуги, которые могут закупаться в соответствии с данным пунктом, указаны в перечне, утверждённом ПП № 1292.

Преференции в отношении учреждений УИН как заказчиков регулирует п.12 ч. 1 ст.93 44-ФЗ. Данная норма направлена на стимулирование развития собственного производства УИН, для обеспечения трудоустройства осуждённых.

Исправительные организации могут выступать подрядчиками или исполнителями контракта на поставку товаров для государственных нужд. Приобретённое сырьё, материалы и комплектующие изделия используются для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Приобретение указанным учреждением сырья, материалов или комплектующих осуществляется за счёт средств, предусмотренных договорами.

Особенности преференций для СМП и СОНКО

В законе о контрактной системе предусмотрены преимущества для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Рассмотрим, как на практике осуществляется установление преимуществ.

Если заказчик предоставляет преимущества учреждениям и предприятиям УИС, то устанавливать ограничения для участников закупки «только СМП/СОНКО» он не вправе. Это взаимоисключающие условия, так как не все организации признаются субъектами малого предпринимательства и СОНКО. В частности, учреждения УИС не могут быть СМП, поскольку являются организациями некоммерческими. Если данное требование устанавливается заказчиком, то он ограничивает конкуренцию, а это — основание для жалобы в ФАС.

Если объектом закупки являются товары, работы либо услуги из перечня, то преимущества организациям инвалидов вместе с СМП/ СОНКО допустимы. Совмещение двух преференций не противоречит законодательству. Согласно разъяснениям, представленным в письме МинФина России от 22 ноября 2017 г. № 24-02-06/77462, организации инвалидов могут иметь статус СМП. Поэтому в этой ситуации ограничения конкуренции не будет.

Преференции для СМП и СОНКО

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации также имеют право на преференции. Преимущества для этих категорий участников закупки регламентированы ст.30 44-ФЗ. Для этих субъектов установлена общая преференция — отдельные закупки для МСП или только для СОНКО не проводятся.

Порядок предоставления преференций для СМП и СОНКО

Заказчик закупает у данной категории участников закупки не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, который рассчитывается в особом порядке. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.

Что такое совокупный годовой объём закупок

Совокупный годовой объём закупок является базой для расчёта объёма закупок СМП/СОНКО. Это утверждённый на соответствующий финансовый год общий объём финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с 44-ФЗ. В том числе его используют в качестве оплаты контрактов, которые заключены до начала указанного финансового года.

Существуют определённые закупки, которые не входят в совокупный годовой объём. К ним относят:

  • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • закупки у единственного поставщика;
  • работы по использованию атомной энергии;
  • закрытые способы закупки.

Заказчик оставляет за собой право включить в совокупный годовой объём работы в области использования атомной энергии, гособоронные или закрытые способы закупки.

Как определить категории СМП и СОНКО

Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ регулирует 209-ФЗ. К СМП относят:

  • хозяйственные общества;
  • партнёрства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • крестьянско-фермерские хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.

Данные категории должны быть зарегистрированы в соответствии законодательством РФ. Также соответствовать условиям по среднесписочной численности, доходу и иным показателям, которые установлены в 209-ФЗ и подзаконных актах.

Сведения о юрлицах и индивидуальных предпринимателях, которые отвечают условиям отнесения их к СМП, установлены ст.4 209-ФЗ. Информацию о них вносят в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение такого реестра осуществляет Федеральная налоговая служба. Для поиска используют ИНН организации или ИП.

Раньше формирование сведений из реестра осуществлялось только на дату поиска. Теперь можно выбрать число определённого промежутка времени. Это удобно для предпринимателей, которым необходимо доказать незаконное отклонение заявки. Ранние даты могут подтвердить факт того, что статус СМП/СОНКО не был утрачен при подаче заявки на участие.

Условия предоставления преимуществ

Правила участия субъектов малого предпринимательства и СОНКО установлены ст.30 44-ФЗ. Условия предоставления преференций для организаций следующие:

  • не менее 15% совокупного годового объёма закупок;
  • НМЦК не более 20 млн рублей;
  • предоставляются при закупках открытыми конкурентными способами определения поставщика;
  • перечень товаров, работ и услуг не устанавливается.

Реализация преференций

Законом о контрактной системе предусмотрено два варианта реализации преференции СМП/СОНКО. Первый вариант — это установление условия в извещении о закупке, запрещающее участвовать в торгах субъектам, которые не являются СМП/СОНКО. Если такая закупка не состоялась, то заказчик отменяет ограничения и закупает товары, работы или услуги на общих основаниях.

Второй вариант заключается в том, что если закупку невозможно провести только для СМП/СОНКО, то заказчик вправе привлечь данные категории участников в качестве соисполнителей или субподрядчиков. Такое требование дублируют в контракте как обязательное условие.

Обязательные условия

Если закупка осуществляется с ограничением только для СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате. Заказчик обязан оплатить поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.

Также существует обязательное условие о возврате обеспечения исполнения контракта в срок, не более 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств. Данный срок меньше, чем при закупках, которые проводятся на общих основаниях.

Типовые условия

Ещё одной особенностью является наличие типовых условий контрактов. Их применяют в случае, если закупка проводится с привлечением к исполнению контракта субподрядчика, соисполнителя из числа СМП и СОНКО. Данные условия регулирует ПП РФ №1466 . Постановление содержит в себе перечень и сроки предоставления подтверждающих документов.

Рассмотрим случай, когда в извещении об осуществлении закупки установлено требование о привлечении субподрядчиков СМП и СОНКО, но победителем вышел субъект малого предпринимательства. Должен ли в этой ситуации СМП привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа МСП/СОНКО? В законе о контрактной системе по данному вопросу пояснений, разъяснений и уточнений не содержится.

Существуют письма Минэкономразвития, которые содержат противоположные позиции в отношении данной ситуации. Одни указывают на обязанность привлекать субподрядчиков из категории СМП/ОСНО, в других делаются выводы о том, что победитель действует самостоятельно.


содержат противоположные позиции4

Раньше данное направление курировало Министерство экономики РФ. В настоящее время Закон о контрактной системе регулирует Минфин России. По этому вопросу ведомство разъяснений не даёт. Однако ФАС изложила следующую позицию.


ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ5

Социально ориентированные некоммерческие организации с точки зрения предоставления им преференции

Статус социально ориентированной некоммерческой организации вправе получить только те предприятия, которые имеют определённую форму и вид деятельности. В соответствии с п.3 ст. 2 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по форме:

  • общественной или религиозной организации;
  • объединения;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьего общества;
  • некоммерческого партнёрства;
  • автономной некоммерческой организации;
  • социального благотворительного и иного фонда;
  • ассоциации и союза, а также в виде ряда иных форм.

Установленные ст. 30 преференции не применяются в отношении СОНКО, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования.

Типами государственных, муниципальных учреждений, созданных субъектом РФ и муниципальным образованием признаются автономные бюджетные и казённые учреждения.

В отношении СОНКО действия ст. 30 44-ФЗ распространяются только на осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ.

Отчётность

Заказчики, которые работают по законам контрактной системы, обязаны составить отчёт об объёме закупок МСП и СОНКО по итогам года и разместить его в ЕИС. Документы предоставляют до 1 апреля года, следующего за отчётным. За нарушение порядка предоставления преимуществ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в размере 50 тыс. рублей.

Антидемпинговые меры

Размер обеспечения исполнения контракта для СМП и СОНКО с учётом антидемпинговых мер устанавливается не от НМЦК, а от цены контракта. При этом цена не может быть меньше размера аванса.

Пониженный размер платы

Участники закупки СМП и СОНКО вносят пониженный платёж за участие в закупке. Согласно ПП № 564, плата за участие в электронных закупках среди СМП и СОНКО составляет 2000 рублей. Если закупка проводится с ограничением, на сумму меньше 200 тыс. рублей, то оплата участия составляет 1% НМЦК. Другие категории участников платят оператору электронной площадки 1% НМЦК, но не более чем 5000 рублей без учёта НДС.

Профессионально подготовиться к участию в закупках по 44-ФЗ помогут эксперты Астрал.Тендер. Они знают все законы и нормативно-правовые акты. Вы можете доверить участие в тендере нашим специалистам или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.
Комментарии для сайта Cackle
Продукты по направлению
Астрал.Торги

Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам

Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger