Счёт-проформа

Тарифы 1С-ЭПД
Подберите идеальный тарифный план под задачи вашего бизнеса
Зачем нужен счёт-проформа
Счёт-проформа — один из документов, необходимых для международных перевозок. Экспортёр обязан не только заполнить этот документ на русском языке, но и перевести его на английский, чтобы предъявить на таможне. Разберёмся в том, чем счёт-проформа отличается от счёта-фактуры и как составить счёт-проформу для экспорта груза.
Счёт-проформа — это предварительный счёт. Поставщик товара выставляет этот документ перед тем, как сформировать окончательный инвойс или счёт-фактуру на оплату. Другое название счёта-проформы — проформа-инвойс. Как правило, счёт-проформу используют при прохождении таможни в случае, если сумма платы за товар ещё не определена.
Счёт-проформа — это товаросопроводительный, а не расчётный документ. Продавец не выставляет счёт-проформу на оплату, а подтверждает с его помощью отгрузку продукции. Поэтому в счёте-проформе не нужно указывать срок платы за товар и банковские реквизиты поставщика.
Поставщики составляют счёт-проформу, если:
- точная стоимость груза, его вес или другие характеристики ещё не согласованы;
- поставщик сохраняет право собственности на изделия и потому предоставляет их бесплатно: например, если товар передают на экспертизу или для организации выставки;
- изделия передают получателю бесплатно по другой причине;
- покупатель перевёл продавцу аванс согласно договору.
Счёт-проформу необходимо предъявлять при прохождении таможни. С помощью этого документа продавец подтверждает стоимость товара по таможенной декларации. Без счёта-проформы сотрудники таможенной службы могут не пропустить товар за границу. При этом счётом-проформой можно заменить товарную накладную на груз по форме ТОРГ-12.
Как заполнить счёт-проформу
Бланк счёта-проформы не утверждён законодательно. Однако в письме ФНС № ШС-22-3/660@ перечислены обязательные реквизиты этого документа. Зная их, бланк счёта-проформы можно разработать самостоятельно.
В счёте-проформе необходимо указать:
В шапке потребуется привести название документа («счёт-проформа»), поставить порядковый номер счёта и вписать дату его заполнения. Помимо обязательных реквизитов, бухгалтеры рекомендуют добавлять в бланк следующие графы:
- данные и контакты ответственных лиц со стороны продавца и покупателя;
- сведения о перевозчике груза;
- тип и цель экспорта.
Внизу бланка нужно оставить место для подписей сторон. Если контрагенты используют печать, также потребуется поле для оттиска.
Согласно письму ФНС № ШС-22-3/660@ поставщик должен составить два экземпляра счёта-проформы: один на русском языке, второй на английском. Экземпляры счёта-проформы должны получить сотрудники таможни и ответственный работник склада временного хранения.
Счёт-проформа и счёт-фактура: в чём разница
В отличие от счёта-проформы счёт-фактура — это окончательный счёт. Продавец или подрядчик выставляет счёт-фактуру после выполнения всех условий сделки с заказчиком. В этом документе указана финальная стоимость товаров или услуг. После получения счёта-фактуры заказчик передаёт контрагенту плату за доставленную продукцию или выполненные работы. Все различия между счётом-фактурой и счётом-проформой перечислены в таблице
Счёт-фактура | Счёт-проформа |
---|---|
Отражает окончательную стоимость товаров | Отражает предварительную стоимость продукции |
Влечёт необходимость рассчитаться с поставщиком | Не требует оплаты груза |
Отражает условия, которые были указаны в договоре купли-продажи или оказания услуг | Можно оформить без договора |
Используется для оформления вычета НДС | Нельзя использовать для подтверждения того, что НДС был уплачен |
Форма утверждена законом | Бланк можно создать самостоятельно, но нужно добавить в него поля для обязательных реквизитов |
Как начать обмен ЭПД
1
Заключите договор
Заключите договор с оператором ИС ЭПД и подключитесь к электронному документообороту перевозочными документами
2
Получите подпись
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
3
Подпишите соглашение с контрагентом
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
4
Приобретите необходимое оборудование
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ИС ЭПД и подключитесь к электронному документообороту перевозочными документами
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Цифровые решения для перевозочных документов
Решения для 1С-ЭПД
Варианты подключения сервиса под любые потребности бизнеса
Типовое решение
Для компаний, которые работают в типовых конфигурациях 1С
Проектное решение
Для компаний, которые работают в нетиповых конфигурациях или применяют в своей работе индивидуальные доработки 1С
Клиентский API
Для компаний с программным обеспечением собственной разработки, которые хотят включить работу с ЭПД в свое ПО
Платформенное решение
Для компаний, а также площадок, которые интегрируют работу с ЭПД в свое решение, тем самым закрывая потребности собственных клиентов
FAQ
- Несоответствие данных – проверьте, чтобы реквизиты покупателя/продавца совпадали с договором и документами перевозчика.
- Некорректные коды ТН ВЭД – используйте актуальный классификатор (проверьте на сайте ФТС).
- Путаница с валютами – указывайте валюту контракта (USD/EUR/CNY), курс ЦБ на дату оформления.
- Отсутствие условий поставки (Incoterms) – обязательно укажите, например: FOB, CIF, DAP.
- Нечитаемые формулировки – избегайте аббревиатур, пишите полные наименования товаров.
Счёт-проформа не может рассматриваться как первичный бухгалтерский документ и не принимается к бухгалтерскому и налоговому учёту. Допустимые области применения:
- для сверки данных между контрагентами;
- в международных операциях для подтверждения таможенной стоимости;
- как информационный документ при подготовке контрактов;
- для предварительного согласования условий поставки.
Счёт-проформа не имеет законодательно установленного срока действия, но на практике:
- Стандартный срок – до изменения условий сделки (цены, состава груза или валюты).
- Для таможни – обычно принимается в течение 1 года с даты оформления, но может варьироваться в зависимости от таможенных правил страны.
- При авансе – до момента выставления коммерческого инвойса.
Когда обновлять:
- Изменились параметры товара (количество, стоимость).
- Истёк срок поставки по первоначальным условиям.
- Поменялись реквизиты одной из сторон.
Астрал Журнал
Нужна помощь с оформлением счёта-проформы?
Оставьте заявку — наш специалист бесплатно проконсультирует вас и ответит на все вопросы