Электронный путевой лист
Электронный путевой лист 2024: что изменилось и когда он нужен
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Несмотря на активную цифровизацию логистических процессов, многие аспекты работы с ЭПД требуют дополнительных разъяснений. Как оформить электронный путевой лист? Какие сведения в нём нужно указать? Как перейти на оформление ЭПЛ? Какова роль водителя в электронном документообороте? В статье отвечаем на самые часто задаваемые вопросы об ЭПЛ и рассказываем о новых правилах, вступивших в силу этой осенью.
Из чего состоит электронный путевой лист
Для начала разберём структуру электронного путевого листа. Её можно представить как совокупность отдельных титулов, являющихся файлами обмена в формате XML. Каждый титул отражает конкретную информацию о рейсе, заполняется и подписывается ответственными лицами. Титулов всего шесть. Первые пять заполняются в обязательном порядке, последний — в случаях, предусмотренных законодательством (статья 23 Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ).
- Титул 1 оформляется собственником транспортного средства и включает полную информацию об особенностях рейса — дата и время, место отправления, вид сообщения, сроки путевого листа, сведения об оформителе и собственнике ТС (наименование, адрес, телефон, ОГРН или ОГРНИП), данные водителя (ФИО, СНИЛС, водительские права), характеристики ТС (госномер, марка и модель). Титул 1 подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) владельца.
- Титул 2 отражает результаты предрейсового медицинского осмотра водителя. Медработник может быть как штатным, так и привлечённым извне. Результаты должны быть заверены УКЭП медработника, проводившего осмотр.
- Титул 3 оформляет лицо, ответственное за техническое состояние транспорта. Это также может быть как штатный сотрудник, так и специалист внешней организации. Титул 3 отражает результаты предрейсового техосмотра транспортного средства. Ответственное лицо должно заверить его УКЭП.
- Титул 4 содержит предрейсовые показатели одометра, формируется механиком и подписывается его УКЭП.
- Титул 5 – показатели одометра после рейса. Оформляется и подписывается тем же лицом, что и Титул 4.
- Титул 6 используется для отражения результатов послерейсового медосмотра. Оформляется и подписывается по аналогии с Титулом 2.
Как перейти на оформление электронных путевых листов
Чтобы начать оформлять путевые листы в электронном виде, необходимо пройти ряд обязательных процедур:
- Выбрать специальный сервис, позволяющий создавать ЭПЛ и обмениваться электронными документами с ИС ЭПД, например, 1С-ЭПД.
- Оформить УКЭП на каждого сотрудника, который будет принимать участие в оформлении и подписании ЭПЛ. Возможно также оформление УНЭП, если сертификат ключа проверки создан и используется на портале Госуслуг.
- Зарегистрировать в сервисе каждое транспортное средство, указав технические характеристики и сведения о водителях.
- Начать оформлять электронные путевые листы.
Новые правила оформления путевых листов с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября по приказу Минтранса от 05.05.2023 № 159 изменился порядок оформления ЭПЛ. Перечислим нововведения:
- Необходимость указывать СНИЛС водителя, а также серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения.
- Возможность использовать телемедицинские технологии при проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей.
- Возможность оформлять один путевой лист на рейс в случаях, когда длительность рейса превышает смену одного водителя или же рейс длится больше одного рабочего дня, а также в случаях, когда у водителя несколько рейсов в течение одной смены.
- Разрешение на внесение изменений в отдельные информационные блоки ЭПЛ. В частности, можно менять сведения о водителях, о моделях, марках и регистрационных номерах прицепов.
Электронные перевозочные документы — легко!
Сервис обмена между участниками грузоперевозок
Медосмотры водителей с 1 сентября 2023 года
Про медосмотры стоит поговорить отдельно. Одно из нововведений этой осени касается внедрения телемедицинских технологий. Это значит, что предрейсовые и послерейсовые медосмотры теперь можно проводить в дистанционном формате без личного взаимодействия водителя с медработником (новый абзац п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).
Важно отметить, что в определённых случаях телемедицина неприменима, например:
- если проводится медосмотр водителей, занятых организованной перевозкой детских групп или опасных грузов;
- если проводится медосмотр водителей, работа которых связана с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяжённость которых превышает 300 километров.
Как водителю работать с электронными путевыми листами
Сейчас рассмотрим самые популярные вопросы, касающиеся работы с ЭПЛ непосредственно на рейсе.
- Должен ли водитель расписываться в ЭПЛ?
Оформлять электронный путевой лист — задача работодателя или его уполномоченного лица (диспетчера). Также к оформлению обязательно привлекается медработник и механик, ответственный за показания одометра и техобслуживание транспорта. Названные лица должны подписать документ УКЭП (допускается использование УНЭП, если сертификат был оформлен через Госуслуги). Водитель расписывается только в том случае, если на один автомобиль было выписано несколько путевых листов и водитель должен подтвердить показания одометра при передаче ТС другому водителю. - Как водителю показать ЭПЛ при проверке на дороге?
Сотрудники Госавтоинспекции могут проверять документы в электронном виде с осени 2022 года. Водитель нужно лишь предъявить инспектору специальный QR-код, в котором зашифрована вся необходимая информация. - Если у водителя нет возможности показать QR-код при проверке сотрудниками ГАИ? Как в таком случае пройдёт проверка?
Если у водителя нет возможности показать QR-код, инспектор ГАИ может самостоятельно запросить информацию из ГИС ЭПД по номеру автомобиля.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы