Коносамент
Документ необходим для осуществления международной перевозки грузов с помощью водного транспорта
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Коносамент
Коносамент – документ для международной транспортировки грузов с помощью водного транспорта. Его задача состоит в подтверждении заключения договора между отправителем и перевозчиком. Также он даёт право получателю забрать доставленный груз и все сопроводительные документы к нему.
В статье мы подробно разберём понятие «коносамент», что это такое простыми словами, какие виды этого документа существуют и какие сведения вносятся в него в обязательном порядке.
Что такое коносамент: определение и предназначение
Действие коносамента закреплено в «Конвенции ООН о морской перевозке грузов». Он регулирует правила морской перевозки грузов на международном уровне.
Как уже сказано в превью, коносамент – транспортный документ, удостоверяющий наличие договора о перевозке между отправителем и транспортной компанией, а также обеспечивает возможность адресату получить груз. Он подтверждает договор морской перевозки и гарантирует отправителю, что товары, которые он доверяет транспортной компании, попадут к получателю.
Этот товарораспорядительный морской документ – гарантия заключения договора транспортировки и ответственности перевозчика за доставку товаров, а ещё:
- максимальная информация о перевозимом грузе (адрес доставки, сведения об отправителе и получателе, описание груза, условия перевозки);
- подтверждение факта приёмки груза транспортной компанией;
- обеспечение кредитования (как залоговое имущество);
- разрешение на отгрузку для получателя.
Информация! Если в накладной коносамента морской перевозки не указано имя получателя, то право собственности на перевозимый груз может быть передано или даже продано, что фактически делает документ ценной бумагой.
По функциям коносамент на груз схож с транспортной накладной, с той особенностью, что она не даёт права собственности на груз и не содержит его полные характеристики.
Что значит FCL, CY-CY, LIFO и прочие сокращения в коносаменте
В содержании документа широко используются сокращения и аббревиатуры. Они кратко указывают на статус груза, условия транспортировки, а также на вид коносамента, условия выгрузки и разгрузки.
Таблица 1. Общепринятые сокращения, используемые в коносаменте.
Обозначение | Полное значение | Перевод на русский язык |
---|---|---|
B/L BoL |
Bill of lading | Коносамент |
COC | Carrier owned container | Контейнер — собственность перевозчика |
CY-CY CY/CY |
Container yard to container yard | Транспортировка из контейнерного терминала отправления до терминала назначения |
FCL | Full container load | Контейнер полностью загружен |
FIFO | Free In Free Out | Цена без погрузки и выгрузки |
FILO | Free in liner out | В цену внесена выгрузка в порту назначения, но без последующей погрузки на судно |
LIFO | Liner in free out | В цену входит погрузка на судно, но не включена выгрузка в порту прибытия |
LILO | Liner in liner out | В цену включены погрузка и выгрузка |
HBL | House bill of lading | Домашний коносамент |
MBL | Master bill of lading | Морской / Линейный коносамент |
SOC | Shipper owned container | Контейнер — собственность отправителя |
Для чего используют коносамент
Он используется в нескольких целях. Помимо самой главной функции коносамента – подтверждение контракта о грузоперевозке, он решает и ряд других задач:
- подтверждение права собственности на транспортируемый товар;
- защита от посягательств со стороны третьих лиц;
- точные сведения о доставляемом товаре/грузе;
- гарантия получения перевозимого груза законным получателем.
Помимо этого, как уже отмечалось выше, коносамент является ценной бумагой, а также может использоваться как чек или расписка, либо квитанция, на основании которой груз передаётся его владельцем (грузоотправителем) перевозчику.
Виды коносамента
Для морской и смешанной (когда часть пути контейнеры преодолевает не только по воде, но и по суше) транспортировки используются разные виды бумаг морских коносаментов. Они различаются по срокам, отметкам фактического состояния грузов, методу доставки и другим характеристикам
Таблица 2. Виды коносамента
Характеристики | Виды | Описание |
---|---|---|
По получателю | Именной (необоротный) | Составлен на имя определённого получателя без права передачи груза другим лицам. |
Ордерный | В нём прописаны отправитель и получатель и третье лицо, которое также имеет право при выгрузке получить груз | |
Предъявительский | Документ без указания имени получателя. Груз в этом случае выдаётся лицу, предъявившему его | |
По виду доставки | Рейсовый (линейный) | Контейнеры отправляются на судах регулярно выполняемых рейсов |
Фрахтовый (чартерный) | Отправка арендованным транспортом вне действующих рейсов перевозки | |
Прямой | Транспортировка одним судном, без перегрузок по пути следования | |
Сквозной | Транспортировка не одним, а несколькими видами транспорта | |
Фидерный | Транспортировка малым транспортом | |
По маркировке состояния | Чистый | Документ без специальных отметок о состоянии груза |
Нечистый | Внесены отметки о повреждении груза | |
По времени погрузки | Домашний | Выдаётся для лица, отправляющего груз |
Для погрузки на судно | Груз уже на складе ТК, но ещё не погружен на судно | |
Бортовой | Оформляется по факту приёмки груза на судно |
Самый распространённый вид коносамента – контейнерный. Он оформляется всегда, когда груз транспортируется в контейнерах.
Какую информацию нужно обязательно указать в коносаменте
Содержание этого документа регулируются унифицированными правилами кодекса торгового мореплавания.
Согласно с ними выпуск коносамента подразумевает внесение в его содержание следующих сведений:
- Данные об отправителе.
- Сведения о компании-перевозчике.
- Адрес порта загрузки, его полное название и дату приёмки груза на его склад.
- Название и адрес порта прибытия.
- Название (имя) получателя и адрес (когда оформление коносамента это предполагает).
- Полные сведения о грузе (вес, объём, особые отметки (хрупкость и прочее).
- Название судна (указывается, когда груз уже на его борту).
- Состояние груза и упаковки на момент прибытия к перевозчику.
- Стоимость перевозки и отметка о стороне, оплачивающей фрахт (если это делает получатель).
- Дата и название места оформления документа.
- Количество коносаментов, которые оформляются.
- Подпись руководителя или уполномоченного лица компании-перевозчика.
Помимо обязательной информации, по договорённости между отправителем и перевозчиком, в документе может содержаться и другая дополнительная информация, например, данные получателя груза, его адрес, контактный телефон.
Как правильно заполнять коносамент
На основании чего заполняется коносамент? Обычно это договор или соглашение между отправителем и транспортной компанией. Коносамент заполняется в печатной форме (не от руки) на фирменном бланке транспортной компании.
Главное правило заполнения коносамента – стороны должны договориться о возможных дополнениях или изменениях заранее, поскольку внесение правок в готовый документ может занять много времени.
Также при заполнении документа учитывается, что:
- ошибки в содержании документа не допускаются, а любые исправления обязательно согласовываются с отправителем;
- если груз имеет особые характеристики, отметки о них обязательно должны быть проставлены в бланке для соблюдения условий транспортировки.
Оформляется документ на бумажном бланке в трёх экземплярах. Один остаётся у отправителя (владельца), второй — у представителя ТК, и третий передаётся получателю. Содержание бланков заполняется на двух языках: русском и английском. Заполняет коносамент грузоотправитель, указывая все данные, кроме сведений о порте прибытия груза, а также количества оригиналов документа и даты их оформления. Оформить документ можно в электронном виде.
Быстрый обмен электронными перевозочными документами обеспечивает сервис компании «Астрал-Софт» «1С-ЭПД». С ним передача документов занимает считаные минуты, ускоряя оформление грузов.
Функции и задачи коносамента в международных перевозках
Выше мы уже говорили о предназначении этого документа и роли, которую он играет в осуществлении международных морских перевозок.
Коротко перечислим функции, которыми он обладает на основе международной правовой базы, регулирующей грузоперевозки:
- Доказательство договора о транспортировке грузов между отправителем и ТК.
- Право собственности на перевозимый товар.
- Эквивалент чека или товарной квитанции.
Благодаря этим функциям документ решает такие важные задачи, как:
- защита перевозимого груза от мошенничества, посягательств не него со стороны третьих лиц;
- предоставление точной информации о перевозимом грузе транспортной компании и получателю;
- гарантия выдачи груза его законному получателю.
Эти свойства документа позволяют отправителю не сопровождать груз на всём пути его следования и быть уверенным, что он будет доставлен в целости.
Для судна коносамент – своего рода гарантия безопасности от ложных обвинений в пропаже товаров со стороны заказчиков, а также источник полной информации о перевозимом товаре.
Для получателя он также гарантирует, что тот получит в порту именно то, что заявлено отправителем.
Как внести изменения в коносамент
Ошибок и изменений в заполненном документе лучше избегать, заранее детально оговаривая все условия транспортировки. Однако если требуется изменить то, что указано в коносаменте, это согласовывается с отправителем. Обычно изменения касаются массы товаров, габаритов, хрупкости и других параметров.
Важно! Исправление ошибок в документе всегда сопряжено с потерей времени и дополнительными расходами.
Внести изменения можно до того, как груз покинет порт транспортной компании. Для этого обычно используют два подхода. Первый состоит в том, что запрос поставщику на новые данные о грузе делает получатель. Затем поставщик сам предоставляет в ТК обновлённые данные, и агент транспортной компании уже вносит правки в подготовленный документ.
Второй подход — внесение изменений в текст документа агентом транспортной компании (тем, кто подписывает и выпускает коносамент) на основе изменившихся данных о грузе, представленных отправителем.
Если ошибки в документе обнаруживаются уже по факту прибытия товаров в порт выдачи получателю, изменения в коносамент вносятся по письменному запросу. Только после получения ответа на него обнаруженные неточности можно будет корректировать.
Образцы коносаментов
Чтобы быстро подготовить документы и без ошибок внести все нужные сведения, удобно иметь под рукой заполненный образец. Предлагаем вам скачать образец коносамента на русском и английском языках и ознакомиться с заполненными бланками.
Скачать образец на русском языке
Скачать образец на английском языке
Часто задаваемые вопросы
Предлагаем ознакомиться с ответами на самые частые вопросы об этом транспортном документе.
Этот документ считается ценной бумагой, когда в нём не значится имя получателя грузов. Отсутствие этих сведений позволяет отправителю передавать право собственности на груз, использовать его как залоговое имущество при кредитовании.
Так называется транспортный документ перевозчика, предназначенный для внутреннего использования. Он используется, если нет возможности передать оригинал этого документа на судно, осуществляющего перевозку. С его помощью можно получить груз без других документов, дающих право им распоряжаться.
Оба документа – виды транспортных договоров. Разница в том, что чартер – договор фрахта судна, а коносамент – договор об услуге грузоперевозки. При чартерной перевозке отправитель может арендовать часть или всё судно, а при перевозке с использованием коносамента размещение грузов определяет ТК. Коносамент предполагает транспортировку рейсовыми судами, а чартер – судами, выполняющими конкретный заказ на перевозку не на регулярной основе.
Различие между этими документами состоит в том, что в коносаменте содержатся характеристики груза, а также условия его перевозки, а для накладной эти данные не являются обязательными. Также накладная не даёт право собственности на груз, на который она оформлена.
Подведём итоги
Коносамент – документ, подтверждающий готовность груза к отправке и ответственность транспортной компании по его доставке. Он выполняет функции товарной накладной, а также гарантирует защиту грузов от посягательств во время транспортировки и даёт полную информацию о них, условиях их транспортировки.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы