Получите ЭЦП и оформите сертификат в УЦ
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Как получить ЭЦП в удостоверяющем центре

Чтобы сделать электронную подпись, подходящую для ваших целей, заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с вами для уточнения деталей


Стоимость электронной подписи

Купить электронную подпись в аккредитованном Минкомсвязью Удостоверяющем Центре

Зачем нужно получать ЭЦП

Электронная подпись (ЭП, ЭЦП) помогает справиться с самыми разными задачами. Воспользоваться ЭП можно, чтобы удалённо заключить трудовой договор, отправить в ФНС налоговую декларацию, продать квартиру или другое имущество онлайн. Рассказываем о том, как получить ЭЦП и что нужно для её применения.

Какие задачи помогает решить электронная подпись

В статье мы используем аббревиатуры «ЭП» и «ЭЦП». ЭП расшифровывается как «электронная подпись», а ЭЦП — как «электронная цифровая подпись». ЭЦП — это устаревшее название электронной подписи

Многие российские компании отказались от бумажного документооборота и начали обмениваться с деловыми партнёрами и госведомствами электронными документами. Это позволяет предпринимателям не только экономить время, но и сокращать расходы на печать бумаг, оплату труда курьеров и содержание архива. Но как подписать такой документ? Для этого нужно получить электронную подпись.

ЭП — это цифровой аналог обычной рукописной подписи. Правила её выпуска и использования регулируются законом № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года.

В России существуют три вида ЭП: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Возможности, которые получает владелец подписи, зависят от того, какую именно ЭЦП он оформил. Например, с помощью квалифицированной электронной подписи, которая оформлена на имя ИП или руководителя юрлица, можно:

участвовать в государственных и коммерческих торгах;
участвовать в государственных и коммерческих торгах
проводить юридически значимые действия на государственных порталах;
проводить юридически значимые действия на государственных порталах
ставить и снимать с учёта онлайн-кассу
ставить и снимать с учёта онлайн-кассу, а также работать в «Астрал.ОФД»

Подробнее поговорим о том, чем отличаются эти виды подписей и что можно сделать с их помощью.

Квалифицированная электронная подпись

Усиленная квалифицированная подпись (УКЭП, КЭП) создаётся с помощью криптографических средств. Она позволяет подписывать любые электронные документы: договоры с контрагентами, судебные иски, налоговые декларации, заявления и письма в госведомства. Все документы, заверенные с помощью КЭП, безоговорочно получают юридическую значимость.

Чтобы начать работать с квалифицированной ЭП, необходимо получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП). Сертификаты на имя физлиц выдают в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ), а ИП и руководители юрлиц оформляют электронную подпись в УЦ ФНС России или в офисах доверенных лиц УЦ ФНС.

Неквалифицированная электронная подпись

Усиленная неквалифицированная подпись (УНЭП, НЭП) позволяет увидеть то, кто заверил документ, и убедиться в том, что в него не вносили правки после подписания. НЭП, так же как и УКЭП, формируется с помощью специальной программы-криптопровайдера. Но получить сертификат УНЭП можно в любом удостоверяющем центре (УЦ), даже в неаккредитованном.

В отличие от КЭП, неквалифицированная ЭП будет придавать документам юридическую значимость, только если все участники документооборота договорятся об этом заранее. Поэтому НЭП подходит для ограниченного набора операций, например, для подписания кадровых документов. С помощью неквалифицированной ЭП, выпущенной в приложении «Госключ», также можно получить некоторые государственные услуги.

Простая электронная подпись

Простая электронная подпись (ПЭП) подтверждает, что документ был подписан, но не гарантирует того, что в него не вносили правки после заверения. При создании ПЭП не применяются криптографические средства, поэтому подпись этого вида можно подделать. Обращаться в УЦ для получения простой ЭЦП не нужно.

Так же как и УНЭП, простую электронную подпись нельзя использовать для документооборота с другими компаниями и государством без предварительной договорённости. Тогда зачем нужно получать простую ЭП? Она нередко формируется при прохождении авторизации на сайте или в приложении. Например, если физлицо войдёт в свой аккаунт в онлайн-банке и захочет перевести средства, для подтверждения перевода ему могут предложить ввести код из СМС-сообщения, которое вышлет банк.

Электронная цифровая подпись: особенности получения

Сделать простую ЭЦП обычно можно онлайн. Например, чтобы получить ПЭП для работы на сайте «Почта России», достаточно предоставить системе данные из подтверждённой учётной записи на «Госуслугах». Порядок выпуска простой электронной подписи для других ресурсов может быть иным. Как правило, получение этой ЭП не требует особых усилий.

Порядок оформления неквалифицированной ЭЦП также зависит от требований конкретного ресурса, на котором вы собирались использовать УНЭП. Обычно для получения НЭП не нужно обращаться в удостоверяющий центр: НЭП выпустят прямо на том портале, в котором вы и будете с этой подписью работать. Например, физические лица могут выпустить неквалифицированную подпись для работы на сайте ФНС прямо в Личном кабинете налогоплательщика, а УНЭП для «Госуслуг» — в приложении «Госключ». Сделать неквалифицированную электронную подпись для заверения внутренних документов компании можно с помощью сервисов для кадрового документооборота, например, Астрал i КЭДО.

Способ и место получения квалифицированной электронной подписи зависят от того, на чьё имя выдают ЭП. Рассмотрим правила выдачи квалифицированной ЭЦП более детально.

Как приобрести подпись на имя компании или ИП

УКЭП для индивидуального предпринимателя или директора юридического лица можно получить любым из двух способов:

  1. В УЦ ФНС России. На сайте ведомства размещён список всех отделений, в которых можно создать электронную подпись. Выпуск КЭП в УЦ ФНС происходит бесплатно.
  2. В офисах доверенных лиц УЦ ФНС. Перечень ДЛ УЦ ФНС размещён в специальном разделе на сайте налоговой. Некоторые удостоверяющие центры (доверенные лица ФНС) выпускают сертификат бесплатно.
Для отдельных категорий юрлиц установлены особые правила. Руководители бюджетных организаций для получения КЭП обязаны обратиться в УЦ Федерального казначейства, а компании и ИП из финансового сектора — в УЦ Центрального банка РФ.

Как получить подпись для доверенного лица организации или ИП

Ранее удостоверяющие центры выпускали специальные УКЭП на имя сотрудника компании, указывая в сертификате ИНН юрлица. Работники, получившие такую подпись, могли заверять документы от лица предприятия или ИП.

С 1 сентября 2024 года использовать УКЭП сотрудника запрещено. Теперь доверенные лица компаний и ИП обязаны получать в аккредитованном УЦ квалифицированную электронную подпись на имя физлица. После выпуска ЭП сотрудник должен запросить у своего руководителя машиночитаемую доверенность (МЧД) с полномочием на подписание документов от лица организации.

Сформировать МЧД для сотрудников и других доверенных лиц поможет сервис Астрал Доверенность.

Как приобрести подпись обычному человеку или самозанятому

Самозанятые граждане и другие физлица могут приобрести УКЭП в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Список аккредитованных УЦ размещён на сайте Министерства цифрового развития. Исключение — нотариусы. Они получают квалифицированную подпись в УЦ ФНС РФ.

Также физические лица могут получить КЭП дистанционно: оформить услугу выездной идентификации, использовать подтверждённую биометрию или выпустить подпись в приложении «Госключ».

Обо всех способах удалённого выпуска ЭЦП мы рассказали в другом материале.

Зачем нужен токен для ЭЦП и как его получить

В строгом смысле удостоверяющий центр не выдаёт заявителям сами электронные подписи. Сотрудники УЦ выпускают для клиента сертификат электронной подписи и записывают его на токен. Ключи ЭЦП пользователь формирует самостоятельно с помощью программы-криптопровайдера.

Токен — это защищённый носитель ключей и сертификата ЭП. Он выглядит как обычная флешка, но разработан специально для хранения электронных подписей. Для записи сертификата УКЭП подойдёт не каждый токен: устройство должно быть сертифицировано ФСТЭК или ФСБ России.

Также для применения квалифицированной электронной подписи необходим криптопровайдер — программа, которая выполняет криптографические операции и формирует ЭП. Будущий владелец КЭП может приобрести лицензию и установить программу на свой ПК или купить специальный продвинутый токен, с криптографическими функциями, такой как Рутокен ЭЦП 3.0 или JaCarta-2 ГОСТ. Продвинутым токенам для работы не нужен криптопровайдер.

Выбрать сертифицированный токен и приобрести лицензию на криптопровайдер «КриптоПро» можно на нашем сайте. Заполните форму обратной связи, чтобы менеджер перезвонил вам и помог подобрать подходящее устройство.

Как заказать ЭЦП: пошаговая инструкция

Чтобы получить электронную подпись, необходимо:

Онлайн-сервис Астрал Подпись поможет получить квалифицированную электронную подпись легко и быстро. Найти подходящий вариант КЭП можно благодаря помощнику подбора тарифов.

Часто задаваемые вопросы

Как правило, заявитель получает сертификат электронной подписи в день обращения в удостоверяющий центр.

Срок действия УКЭП физлица может составлять от 12 до 15 месяцев. Квалифицированная подпись для ИП и руководителей юрлиц будет действительна в течение 12 месяцев с момента выпуска.

Проверить полученную ЭП можно на «Госуслугах». Портал позволяет проверить как квалифицированную, так и неквалифицированную подпись «Госуслуг». Кроме того, в Личном кабинете на «Госуслугах» пользователь может увидеть список всех НЭП и КЭП, выпущенных на его имя.

Разные госпорталы устанавливают свои требования к подписанию документов с помощью ЭП. Например, для большинства действий на «Госуслугах» физлицу достаточно получить простую электронную подпись, заранее подтвердив свою учётную запись на сайте. Для некоторых действий потребуется неквалифицированная подпись «Госключа».

Для работы в Личном кабинете налогоплательщика на портале ФНС гражданину потребуется получить УНЭП (выпустить её можно прямо в ЛК) либо подключить имеющуюся УКЭП физлица. Юридическому лицу подойдёт только УКЭП.

Чтобы иметь возможность работать на любом государственном ресурсе, рекомендуем получить квалифицированную ЭП.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 63-ФЗ, все участники электронного документооборота обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей ЭП. Использовать чужую электронную подпись, даже если владелец ЭП разрешил вам её применять, категорически не рекомендуется.

В этом случае необходимо как можно скорее подать заявление на отзыв сертификата ЭП в удостоверяющий центр, который выпустил эту подпись. После закажите новую ЭЦП. Подробнее о том, что делать, если у вас украли КЭП, мы рассказывали в другом материале.

Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог


Как купить электронную подпись

Оформите заявку, с Вами свяжется представитель нашей компании в регионе — он поможет заполнить договор и другие необходимые документы, а также выставит счет

Для получения электронной подписи Вам понадобится предоставить всего 1 документ: паспорт

Самостоятельно сформируйте заявление на получение электронной подписи по ссылке, предоставленной менеджером

После оплаты счета Ваше заявление на получение электронной подписи будет одобрено

Готовый сертификат электронной подписи будет автоматически установлен на защищенный носитель при обновлении статуса заявления

Преимущества работы с нашим УЦ

Удобство и простота оформления заявки

Оформление заявки производится всего по двум документам: паспорт будущего владельца сертификата и СНИЛС

Оперативность выпуска ЭП

Процесс получения электронной подписи занимает не более одного рабочего дня

Разнообразие тарифных планов

С помощью сервиса можно получить электронную подпись для работы на федеральных электронных торговых площадках и коммерческих ЭТП, для работы с различным ЕГАИС и многими государственными порталами, для осуществления юридически значимого электронного документооборота и подключению к ОФД

Как работать с сервисом

Нужна ЭЦП?

Оставьте заявку и наши менеджеры подберут для вас оптимальный тариф для электронной подписи

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Превысили 60 млн ₽?
Готовьтесь платить НДС: что ждет упрощенцев в 2025 году

Подписывайтесь на блог ГК «Астрал» и будьте в курсе всех новостей!

Подписаться
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="39" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
logo
logo
вебинар
НДС для УСН в 2025 году
6 ноября в 10:00 (МСК)
Подробнее
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Узнай все о налоговой реформе.
Какие изменения ждут бизнес в новом 2025
Регистрируйтесь на БЕСПЛАТНЫЙ вебинар
6 ноября 2024 года
{{FORM-FEEDBACK2 data-uname="39" data-color-brand="white" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
autohello-finger