Как заполнить бухгалтерский баланс: инструкция для чайников
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Как заполнить бухгалтерский баланс


Автор Александра Кадынцева

Александра Кадынцева

вопросы

Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс — одну из форм бухгалтерской отчётности, необходимую для анализа финансового состояния организации. Рассказываем, что это такое, в какие сроки сдаётся этот отчёт и как его правильно заполнить.

Что такое бухгалтерский баланс: зачем он нужен и из чего состоит

Бухгалтерский баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале организации. Этот отчётный документ позволяет оценить её финансовое положение.

В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество организации, то есть недвижимость, финансовые вложения, автомобили, дебиторская задолженность, оборудование и прочее. В пассиве отражаются источники образования финансовых активов организации, или, говоря другими словами, её имущества. В годовом ББ организации в пассиве отражается собственный капитал, а также привлечённые средства и внешние обязательства. Итоговые сведения по активу и пассиву баланса обязательно должны быть равны друг другу.

Подробнее об этом отчёте, его составе и назначении рассказано в нашей статье «Бухгалтерский баланс».

Заполнение баланса по счетам бухгалтерского учёта

Пошаговая инструкция заполнения баланса по счетам бухгалтерского учёта:

Шаг 1. Подготовка данных.

Перед составлением документа необходимо провести инвентаризацию, в ходе которой проверить активы (складские остатки, основные средства, готовую продукцию и пр.) и обязательства (расчёты, кредиторскую задолженность, кредиты, резервы).

Шаг 2. Составление оборотно-сальдовой ведомости.

Данные ведомости нужно тщательно проверить и свести методом двойной записи, сформировав балансовые показатели по конечным остаткам.

Шаг 3. Заполнение первого раздела актива баланса «Внеоборотные активы»:

  • Строка 1110 («Нематериальные активы») — остаточная стоимость нематериальных активов: из остатков на счёте 04 вычитается амортизация на счёте 05.
  • Строка 1120 — затраты на НИОКР из остатка на счёте 04.
  • Строка 1130 и 1140 — затраты на освоение природных ресурсов из остатка на счёте 08 за вычетом амортизации на счетах 02 и 05.
  • Строка 1150 — остаточная стоимость основных средств: из остатков на счёте 01 вычитается амортизация на счёте 02. Средства суммируются с затратами на капитальные вложения, отражёнными на счетах 07 и 08.

Шаг 4. Заполнение второго раздела актива баланса «Оборотные активы»:

  • Строка 1210 («Запасы») — дебетовые остатки по счетам 10, 11, 20, 21, 23, 28, 29, 41 за вычетом кредитовых остатков по счетам 14, 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41.
  • Строка 1240 («Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)») — разница между суммой средств по краткосрочным вложениям на счетах 55, 58, 73 и суммой резервов по краткосрочным вложениям на счёте 59.
  • Строка 1250 («Денежные средства и денежные эквиваленты») — сумма остаточных средств на счетах 50–52, 55, 57. Для счёта 55 не учитываются депозиты.

Шаг 5. Заполнение третьего раздела пассива баланса «Капитал и резервы»:

  • Строка 1310 («Уставный капитал») — баланс счёта 80.
  • Строка 1320 («Собственные акции, выкупленные у акционеров») — баланс счёта 81.
  • Строка 1340 («Переоценка внеоборотных активов») — баланс счёта 83, указываются только данные по ОС и НМА.
  • Строка 1350 («Добавочный капитал (без переоценки)») — баланс счёта 83 без учёта данных об ОС и НМА.
  • Строка 1360 («Резервный капитал») — баланс счёта 82.
  • Строка 1370 («Баланс») — сумма показателей строк 1100 и 1200.

Шаг 6. Проверка равенства пассива и актива

Если баланс заполнен верно, будет соблюдено равенство бухгалтерского учёта, когда актив равен пассиву.

Проверить правильность заполнения бухгалтерского баланса можно арифметически. Вычисления можно произвести двумя способами: от общего итога дебетовых остатков и от общего итога кредитовых остатков.
Бухгалтерский баланс сдаётся в ФНС в электронном виде до 31 марта года, следующего за отчётным. Для его сдачи, а также для подготовки и сдачи других электронных отчётов удобно использовать сервисы 1С-Отчётность и «Астрал Отчёт 5.0». Они имеют редакторы для проверки правильности заполнения данных и содержат актуальные формы отчётных документов, благодаря чему отчитываться в налоговую и другие ведомства можно в сроки и без ошибок.

Что изменилось в заполнении бухгалтерского баланса в 2025 году

С 2025 года при составлении бухгалтерских отчётов используется федеральный стандарт ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчётность». В связи с этим нововведением, организации могут использовать как стандартную форму бухотчётов, так и адаптировать их под свою специфику.

В соответствии с ФСБУ 4/2023, с 2025 года частично изменился состав и содержание бухбаланса:

  • В разделе «Внеоборотные активы» вместо материальных и нематериальных поисковых активов, результатов исследований разработок и доходных вложений в материальные ценности появился показатель «Инвестиционная недвижимость».
  • В «Оборотные активы» добавился показатель «Долгосрочные активы к продаже».
  • Из раздела «Краткосрочные обязательства» исключены «Заёмные средства».

Пример заполнения бухгалтерского баланса

Приведём пример заполнения ББ для организации, которая ведёт оптовую продажу продукции собственного производства. Эта компания имеет основные средства и нематериальные активы, осуществляет капиталовложения, пользуется услугами банковского кредитования, выступает плательщиком НДС, оплачивает персоналу больничные и взносы на травматизм, а также имеет прибыль от предыдущих лет и убытки по итогам отчётного периода.

Заполнение бухгалтерского баланса в 1С

Краткая инструкция по заполнению бухгалтерского баланса в 1С выглядит так:

  1. Во вкладке «Отчёты» раздела «1С-Отчётность» нужно выбрать «Регламентированные отчёты».
  2. Далее в блоке «Бухгалтерская отчётность» следует выбрать «Бухгалтерская отчётность (с 2011 года)».
  3. Затем нужно указать организацию в открывшейся форме, период, вид баланса (для коммерческой или некоммерческой организации) и редакцию согласно периоду отчётности.
  4. Следующих шаг – указать раздел «Бухгалтерский баланс».
  5. Перед внесением данных нужно убедиться, что все документы заполнены без ошибок и проведены все операции.
  6. Далее нужно нажать на кнопку «Заполнить» для автоматического заполнения документа и указать «Текущий отчёт» в открывшемся окне.
  7. Когда документ будет сформирован, нужно запустить проверку, нажав на кнопку «Проверка», и в меню выбрать пункт «Проверить выгрузку».

Типичные ошибки при заполнении баланса

Некоторые типичные ошибки, которые допускаются при заполнении этого отчёта:

  • Неверный срок обращения активов и обязательств. Такая ошибка встречается, когда, выданные или полученные займы указаны как краткосрочные, а по договору срок кредитования составляет более 12 месяцев.
  • Не проведена инвентаризации активов и обязательств. Данные об активах и обязательствах должны быть достоверно известны.
  • Указана дебиторская и кредиторская задолженности при отсутствии оснований. Такая ошибка возникает, когда полученные авансы от покупателей по одному и тому же договору не были учтены.
  • Показатели в формах бухгалтерской отчётности не взаимосвязаны. Эта ошибка появляется, если нераспределённая прибыль текущего года не соответствует сумме этого показателя конца прошлого года и чистой прибыли в финансовых результатах текущего года.
  • Наличие основных средств или нематериальных активов с нулевой стоимостью. Нули в отчёте в качестве показателей основных средств или нематериальных активов, а также нераспределённой прибыли искажают данные бухбаланса.

Помимо этого, нередко возникают арифметические ошибки в расчётах и ошибки в заполнении отдельных строк документа, из-за чего в отчёте искажаются сведения.

Чтобы избежать ошибок, перед составлением этого отчётного документа нужно свериться с контрагентами, провести инвентаризацию своих активов, а также правильность составления счетов и отчётов, на которых основывается подготовка бухгалтерского баланса.

1С-Отчетность

9 400
шт

Часто задаваемые вопросы

Эти документы различаются по содержанию и назначению. Бухгалтерский баланс – это финансовая отчётность, в которой отражаются активы, обязательства и собственный капитал организации. Оборотно-сальдовая ведомость – бухгалтерский регистр, с остатками на начало и конец периода, а также обороты по дебету и кредиту за отчётный период для каждого счёта или субсчёта. Оборотно-сальдовая ведомость используется для формирования бухгалтерского баланса.

Порядок исправления ошибок в отчёте зависит от того, какая ошибка была допущена. Если ошибка существенная, в ФНС направляется корреспондирующий счёт или проводится ретроспективный пересчёт. Если ошибка несущественная, её можно исправить записями по счетам в том месяце, когда она была обнаружена. Каждая ошибка должна сопровождаться бухгалтерской справкой с пояснениями по обнаруженной неточности.

Этот отчётный документ делится на разные виды в зависимости от времени составления (годовой, промежуточный, ликвидационный), объёма данных (единичный, сводный), источников сопоставления (книжный, инвентарный), а также от полноты сведений (нетто, брутто).

Главная цель анализа ББ – оценка финансового состояния организации. Эта информация позволяет определить возможности организации наращивать капитал, оценить её финансовое положение при предстоящем инвестировании, определить ликвидность активов, получить оценку состояния финансов в контексте предстоящей ликвидации организации.

Актуальный бланк ББ содержится в приложении к ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчётность». Скачать его, а также ознакомиться с текстом приказа Минфина России от 04.10.2023 № 157н об утверждении этого федерального стандарта, можно на сайте Министерства финансов.

Заключение

Заполнение бухгалтерского баланса подчиняется ряду правил, установленных стандартом ФСБУ 4/2023, который вступил в силу в 2025 году. Правильное заполнение документа исключает вероятность получения штрафов.

В телеграм-каналах «1С-Отчётность» и «Астрал Отчёт» мы делимся актуальной информацией об отчётности и налогах. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Автор Александра Кадынцева

Александра Кадынцева

Комментарии для сайта Cackle

Продукты по направлению

1С-Отчетность

Отчетность в контролирующие органы из программ «1С-Предприятие»

Астрал Отчет 5.0

Передача отчетности в контролирующие органы

Астрал Отчет 4.5

Отправка отчетности и организация документооборота

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Бандл-бокс «Подпись»
Для отчетности, ЭДО и торгов
Выберите свой комплект решений
с электронной подписью
Выбрать
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Сдать отчетность без ошибок помогут
сервисы «Астрал Отчёт 5.0» и «1С-Отчётность»
Они имеют встроенный редактор форм, поэтому вы точно сможете заполнить данные верно. Также сервисы позволяют сдавать отчётность из любого места, где бы вы не находились.

У вас есть вопросы?

Превысили 60 млн ₽?
Готовьтесь платить НДС: что ждет упрощенцев в 2025 году
Узнать
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
Не пора ли обновиться?
Проверьте вашу версию КриптоПро
в два клика
Проверить
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Оформляйте, подписывайте и обменивайтесь документами с контрагентами без дублирования на бумаге
Попробуйте сервис Доки —3 месяца бесплатно!
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Поможем с получением электронной подписи (КЭП ФНС) без посещения инспекции
Бесплатная отправка отчетности целый месяц!
autohello-finger