Какие отчёты сдавать в военкомат: полное руководство по отчётности в военкомат

Александра Кадынцева

Организации, в которых работает хотя бы один мужчина, должны вести воинский учёт по специальной форме. Исключениями можно считать случаи, когда:
- Он освобождён от службы на законных основаниях.
- В организации работают женщины, которые не имеют военной специальности (а если есть, то необходимо вести такой же ВУ).
В статье мы разберём, какие документы необходимо заполнять работодателю для воинского учёта и как их подготовить. А также поговорим об изменениях и нововведениях в законодательстве об отчётах в военкомат.
Кто обязан сдавать отчётность в военкомат
Как мы уже сказали, отчитываться в военкомат обязаны все организации, в штате которых есть хотя бы один сотрудник призывного возраста (18-30 лет) или военнообязанный (военные в запасе, выпускники вузов с военной кафедрой, сотрудники с военно-учётным образованием).
Если для юрлиц отчётность обязательна, то индивидуальные предприниматели могут не сдавать отчёты в военкомат.
Какие отчёты нужно сдавать в военкомат в 2025 году
В 2025 году организации сдают в военкомат 8 отчётных форм. Краткие сведения о них и сроки сдачи отчётов в военкомат приведены в таблице.
Форма | Куда сдавать | Сроки подачи | Описание, содержание |
---|---|---|---|
Форма 18 «Карточка учёта организации» | По месту учёта организации | При постановке организации на учёт, а также ежегодно в сроки с октября по декабрь | Общие сведения об организации и количестве сотрудников на ВУ. Заполняется в 3 экземплярах: для военкомата, для организации, для районной комиссии по бронированию |
План работ по воинскому учёту Приложение №17 к Методическим рекомендациям Минобороны |
По месту учёта организации | Каждый год, не позднее 31 декабря | Программа по воинскому учёту на будущий год |
Информационное письмо о выявленных в документах ВУ неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации Составляется в произвольной форме |
По месту учёта работника | В течение 5 дней с даты выявления | Составляется в произвольной форме с уведомлением работника, в отношении которого выявлены несоответствия, о необходимости явиться в военкомат |
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учёту, при принятии или увольнении их с работы Форма — Приложение 2 к Положению № 719 |
По месту воинского учёта сотрудника | В течение 5 дней после приёма сотрудника на работу или после его увольнения | Содержит данные о сотрудниках, которые пришли в штат компании или были уволены |
Сведения о гражданах, которые состоят на воинском учёте, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте Пп. 32 «б» Положения № 719 Форма по запросу |
В военкомат, который прислал запрос | В течение 2-х недель с получения запроса | Подаются в военкомат по запросу |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, организации, должности, места жительства, состояния здоровья граждан, которые состоят на ВУ Форма — приложение 2 к Порядку в приложении 13 |
По месту воинского учёта сотрудника | В течение 5 дней с момента информирования работодателя об изменениях сведений о сотруднике | Сдаётся, как только сотрудник уведомил организацию об изменения в своём статусе, состоянии здоровья |
Списки сотрудников на ВУ для сверки с данными военкомата Форма — приложение 23 из Инструкции № 700 |
По месту учёта организации и по месту ВУ сотрудников | Не реже одного раза в год | Лицевые карточки заполняются и сдаются на каждого сотрудника на ВУ в обязательном порядке |
Сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учёте, но не состоящих на ВУ Форма — Приложение 6 к Положению № 719 |
По месту воинского учёта сотрудника | В течение 3 рабочих дней с даты выявления | Нужно уведомить сотрудника о необходимости явиться в военкомат и сообщить о нём в ведомство |
Образец заполнения карточки учёта организаций по форме № 18
Карточка учёта организации – основной документ, в котором указывается следующая информация:
- Личные данные компании (название, ФИО руководителя, юридический и фактический адреса, ИНН, ОКПО, ОКВЭД и т.д.).
- Количество всех сотрудников.
- Кто из них считается гражданами, пребывающими в запасе, и кто подлежит призыву в армию.
- Есть ли забронированные сотрудники.
Будьте внимательны: единого образца, как должна выглядеть эта форма, нет. При этом, чтобы всё-таки правильно её заполнить, лучше обратиться в военкомат или воинскую комиссию, которые могут предоставить нужный бланк.
Образец заполнения карточки учёта организаций по форме № 6
Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6) – это отдельный документ, в котором работодатель должен обозначить конкретные цифры (сколько руководителей / специалистов / служащих и рабочих, имеющих звание после прохождения военной службы).
Унифицированной формы также нет. Лучше всего обратиться за бланком строгой отчётности в военкомат или же можно ориентироваться на образец и рекомендации по заполнению, которые написаны в письме Минкультуры РФ от 03.11.2003 № 125-01-16/24.
Посмотреть рекомендации по заполнению формы № 6
Образец заполнения карточки учёта организаций по форме № 19
Форма № 19 – это Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и военного времени. Помимо данных по всем сотрудникам и их статусу (бронирование в запасе или нет), в них указываются:
- Сколько человек останется на месте работы в этот промежуток времени.
- Какова потребность на расчётный год (сколько организации нужно, чтобы деятельность компании не заканчивалась).
- Что в итоге остаётся – избыток рабочих ресурсов или же, наоборот, некомплект.
- Процент обеспеченности.
Бланк образца может часто меняться, поэтому рекомендуем взять его в местном военкомате с необходимыми рекомендациями по заполнению.
Электронный воинский учёт: новые правила сдачи отчётности
В 2025 году для отчётности в военкомат работодатели согласно Постановлению Правительства от 19.04.2024 № 506 используют Единый электронный реестр воинского учёта.
Единый реестр ВУ – государственная электронная система для сбора и хранения данных о гражданах, которые подлежат воинскому учёту, относятся к гражданам призывного возраста или военнообязанным.
Система содержит 25 сведений о гражданах: от ФИО и места регистрации до семейного положения, образования, состояния здоровья и причинах отсрочки воинской службы, если таковые есть. Данные в Едином электронном реестре воинского учёта обновляются за счёт взаимодействия сервиса с базами данных МВД, ФНС, Росреестра, медицинских учреждений и других ведомств.
Введение новой электронной учётной системы призвано разгрузить работодателей, избавив от подготовки большого количества бумажных отчётов, а также автоматизировать сдачу отчётности. Её внедрение поможет быстро проверять данные о сотрудниках по воинскому учёту и отказаться от бумажных архивов. Ещё одно преимущество – снижение рисков штрафов за несоблюдение обязательств работодателей по передаче повесток сотрудникам.
Как сдавать отчётность в военкомат в 2025 году
С ноября прошлого года сдавать отчёты в военкомат можно в электронном виде. Для этого нужно подать заявление на отправку документов в военкомат онлайн на портале «Госуслуги». К заявлению нужно приложить приказ об организации воинского учёта в компании, а также сведения о руководителе компании (например, из выписки ЕГРЮЛ), предоставить данные работнике, ответственном за отправку данных в военкомат (ФИО, должность, контактный телефон). Данные нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
Типичные ошибки при сдаче отчёта в военкомат и как их избежать
При заполнении отчётных форм возможны ошибки. Самые частые из них:
- в сведениях о сотрудниках не указаны данные о воинском учёте;
- неверные даты периода формирования отчёта (обычно для отчётов, подаваемых при приёме или увольнении сотрудников);
- не отключён отбор по виду занятости для сотрудников, работающих по совместительству;
- не закрыт отчёт о воинском учёте после внесения изменений. Чтобы новые данные сохранились, отчёт нужно закрыть и открыть заново;
- опечатки, неправильное заполнение отчётных форм, указание неполных сведений о сотрудниках.
Чтобы исключить ошибки в подаче отчётности в военкомат, нужно следовать 3 правилам.
- В качестве обязательных документов на трудоустройство просите документ, в котором написан воинский статус. Это может быть военный билет или же справка из военкомата.
- Ведите учёт всех сотрудников призывного возраста, проверяйте и актуализируйте все изменения, которые могут повлиять на статус военнообязанного.
- Перед сдачей соберите все необходимые документы, запрашиваемые военкоматом.
Ответственность за нарушение правил воинского учёта и отчётности
Для организаций и их руководителей предусмотрен штраф по статье 21.1 и 21.4 КоАП за непредоставление списка работников, состоящих на воинском учёте. Для руководителей его сумма составляет 40 000 до 50 000 рублей, для малых предприятий и микропредприятий — от 175 000 до 200 000 рублей, для средних и крупных компаний — от 350 000 до 400 000 рублей.
Также статьи 21.1–4, 19.38 КоАП РФ предполагают взыскание с компаний в виде штрафов за непредоставление сведений при смене места жительства работника, стоящего на ВУ, а также за не оповещении работника о вызове в военкомат, непредоставление обязательных сведений по воинскому учёту. Размер штрафов колеблется в пределах 40-50 тыс. рублей и от 175 тыс. до 400 000 рублей для организаций.
Часто задаваемые вопросы
В 2025 году освобождение граждан от воинского учёта наступает при достижении определённого возраста. Для военнообязанных мужчин он составляет: 60 лет для младших офицеров, 65 лет для старших офицеров; для высших офицеров – 70 лет. Для солдат, матросов, прапорщиков, мичманов он составляет 50 лет. Для женщин – 45 лет для мичманов, прапорщиков, сержантов, солдат; 50 лет — для офицеров. Граждане, не прошедшие воинскую службу до 30 лет, снимаются с учёта.
Если у сотрудника есть воинский билет, это значит, что он уже состоит на первичном воинском учёте и работодателю не нужно повторно ставить его на учёт или опасаться ответственности по статье 21.1 КоАП РФ.
Если сотрудник — невоеннообязанный, значит, отчёты за него в военкомат сдавать не нужно.
Воинский учёт ведут все организации, независимо от того, какую форму собственности они имеют.
Полезные ссылки
.Заключение
В 2025 году организации сдают отчётность в военкомат в электронном виде в Единый электронный реестр воинского учёта. Чтобы компания не получила штраф, нужно соблюдать правила ведения ВУ, сроки сдачи отчётов и регулярно проверять актуальность сведений о сотрудниках.
Больше информации о налогах и отчётности читайте в наших телеграм-каналах.

Александра Кадынцева
Продукты по направлению
Читайте больше про отчетность
Налоги на маркетплейсах: как выбрать систему налогообложения
Требуется сдать отчетность?
Мы подключим вас к сервису сдачи отчетности!
