Обеспечение заявки в торгах
Отдел продаж:
Отдел продаж:

Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия


вопросы

В практике закупок механизм предоставления обеспечения заявок является гарантией серьёзности намерения участника закупки на дальнейшее заключение контракта, а также компенсацией финансовых, временных и прочих потерь заказчика в случае, если победитель конкурса или аукциона в дальнейшем отказывается от заключения контракта либо договора.

Необходимость внесения обеспечительных мер закреплена не только в 44-ФЗ, но и в нормах Гражданского кодекса, на которых также базируется осуществление закупок. В п.5 статьи 448 ГК прописано, что если иное не установлено законом, то участники торгов могут обеспечивать свои заявки независимой гарантией.

Что такое независимая гарантия

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках: конкурсе, аукционе и запросе котировок.

Там же указано, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей. Таким образом, если НМЦК 1 млн рублей и более, заказчик установить обеспечение заявки обязан.

Размер обеспечения заявок

Размер НМЦК Размер обеспечения заявки
не превышает двадцати миллионов рублей не превышает двадцати миллионов рублей от одной второй процента до одного процента НМЦК
превышает двадцать миллионов рублей от одной второй процента до пяти процентов НМЦК

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч. 2 статьи 29 закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере 0,5% НМЦК.

Общие правила обеспечения заявок

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
  • внесение денег на специальный счёт;
  • предоставление независимой гарантии.

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

Как происходит внесение обеспечения заявки

Механизм взаимодействия при обеспечении заявки включает:

  • заказчика;
  • оператора электронной площадки;
  • участника закупки;
  • гаранта.

Каким образом происходит взаимодействие между ними?

Чтобы участник закупки мог подать заявку, он должен в обязательном порядке открыть специальный счёт, если он собирается участвовать в закупке, проводимой в электронной форме. На этом счёте должны быть денежные средства в сумме, достаточной для обеспечения заявки. Если специального счёта нет или недостаточно денежных средств, то он может воспользоваться Независимой гарантией в порядке, определённом в соответствии со статьёй 44, информация о которой включена в реестры независимых гарантий, предусмотренные статьёй 45 Закона о контрактной системе.

Денежные средства, которые аккумулированы на спец.счёте, могут использоваться только для целей обеспечения заявки конкретного участника закупки.

Специальный счёт может быть открыт не в любом банке, который понравился участнику закупки. Существует определённый перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ №1451-р. Данный перечень постоянно меняется и дополняется. Существуют требования к банкам, которые могут открывать спецсчета. В настоящий момент в этом перечне 24 крупных банка, известных по всей стране. Находясь в любой точке страны, участник закупки будет иметь возможность выбора банка для открытия спец.счёта.

Как идёт работа по специальному счёту

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  • Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
  • Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.

В случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом спецсчёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального, утверждённых Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счёт, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счёт для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счёта участник закупки может использовать свой текущий счёт. Но зачастую участники закупки открывают новый, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств. В отношении особенностей ведения спецсчёта были даны разъяснения Минфина РФ. В своём письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счёт может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участником закупки в кредит. Если идёт расторжение банковского счёта, то блокировка денежных средств на специальном счёте участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счёт и пользоваться им без каких-либо ограничений. На денежные средства спец,счёта, заблокированные в соответствии со статьёй 44 для обеспечения заявки, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счёта, заключаемым участником закупки.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

Случаи возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявки (ч. 9-10 статьи 44)

  1. Если закупка состоялась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесённые денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесёт обеспечение исполнения контракта.
  2. Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Если заявка участника закупки отклонена.
  4. Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  5. Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  6. Если заявка была отстранена.
  7. Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчёте.

В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьёй 104 закона №44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта денежные средства на спец.счёте также разблокируются, но сумма обеспечения будет переведена заказчику.

Ответственность за просрочку

В соответствии с Постановлением Правительства от 20.12.2021 №626 в договор спецсчёта, заключаемый между банком и участником закупки, должны включаться в том числе положения об ответственности банка перед участником закупки за соблюдение установленных статьёй 44 закона №44-ФЗ сроков прекращения блокирования его денежных средств на спец. счёте, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок.

Когда обеспечение заявки не возвращается

Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.

В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:

  1. согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
  2. согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.

Если решение комиссией принято и не обжаловано, то в течение 30 рабочих дней происходит удержание обеспечительных мер. При этом обеспечение заявки перечисляется не заказчику, а напрямую в бюджет.

Обеспечительные меры понадобятся в том числе при неконкурентной закупке (заключение контракта с единственным подрядчиком, исполнителем). Речь идёт о закупках в так называемом Едином агрегаторе торговли (ЕАТ).

Единый агрегатор торговли

В Едином агрегаторе торговли работают Федеральные заказчики, субъектовые и муниципальные заказчики. Попасть в Единый агрегатор торговли можно через ЕИС (Единая информационная система).

Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.

По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ

В 223-ФЗ детального описания обеспечительных мер не предусмотрено. То, что не урегулировано в самом законе, заказчик вправе прописать в своём положении о закупке.

В 223-ФЗ не прописан порядок, сроки, случаи возврата обеспечительной заявки. Поэтому прежде чем участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо открыть не только документацию о закупке, но и посмотреть, как эти нормы урегулированы в положении о закупке данного заказчика.

В самом законе прописано, что обеспечение заявки может осуществляться:

  • путём внесения денежных средств;
  • предоставлением банковской гарантии;
  • иным способом, предусмотренным ГК РФ, например, залогом. Исключение иных способов работает только в случае, если участники закупки — субъекты малого и среднего предпринимательства.

По 44-ФЗ обеспечение устанавливается только для конкурса, аукциона и запроса котировок, если начальная максимальная цена контракта начинается от 1 млн рублей.

Если говорить о закупках по 223-ФЗ, то здесь обеспечение заявки также требуется не всегда. Заказчик вправе его установить только для закупок с начальной максимальной ценой договора не менее 5 млн рублей. Нет никакого ограничения по способу закупки. По 223 закону обеспечение заявки может быть установлено и при конкурсе, и при аукционе, и при запросе предложения, и при запросе котировок. То есть имеет значение максимальная цена договора. Если цена договора превышает 5 млн рублей, установленный размер обеспечения заявки будет не более 5% начальной максимальной цены договора.

Особые правила предусмотрены для тех закупок, которые осуществляются с преференциями для малого и среднего бизнеса. В этом случае работают нормы Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим Постановлением размер обеспечительной заявки для таких категорий участников закупки не может превышать 2% начальной максимальной цены договора либо лота, за участником закупки также остаётся право выбора способа обеспечения.

Правила обеспечения заявки для закупок с преференциями МСП

Обеспечение заявки возвращается на счёт, указанный в документации о такой закупке:

  • всем участникам закупки, за исключением участника, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ

В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:

  • порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
  • требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.

Как происходит обеспечение для субъектов малого и среднего предпринимательства

Используется спецсчёт, который открывается в тех же банках, что и для закупок по 44-ФЗ или предоставляется независимая гарантия.

В отношении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечительных мер по 223-ФЗ, применяются нормы статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом информация о независимой гарантии будет включаться в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 статьи 45 Закона №44-ФЗ только с 01.04.2023. До указанной даты устанавливать такое требование неправомерно.

Как происходит обеспечение заявок при обычной закупке

Если это электронная закупка, то оператор площадки своим регламентом устанавливает такую процедуру. Обеспечение происходит через виртуальный счёт оператора электронной площадки в соответствии с тем регламентом, который размещён на сайте площадки.

Невозврат обеспечительной заявки по 223-ФЗ

Деньги не будут возвращены в следующих случаях по 223-ФЗ:

  • если участник закупки в дальнейшем уклоняется от заключения договора;
  • если участник закупки уклоняется от обеспечения, установленного договором;
  • если участник закупки предоставил обеспечение договора не в соответствии с теми требованиями, не в том размере, как это установлено в документации.

Случаи и сроки возврата для обычных закупок не регламентированы, кроме закупок субъектов малого и среднего предпринимательства — заказчик должен их установить в своём положении о закупке.

Продукты по направлению

Астрал Подпись

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

КриптоПро

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Рутокен Lite

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
autohello-finger