Что такое ограничение конкуренции по 223-ФЗ
Уважаемые клиенты! Мы обеспечиваем бесплатный выпуск новых сертификатов ЭП ФЛ взамен сертификатов ЭП ФЛ, выданных УЦ «Калуга Астрал», действительных на 20 июля 2024 года через УЦ «Аналитический центр». Подробнее
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ


вопросы

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ ― это действия заказчика или участников закупки, ставящие под угрозу честную победу в закупке. Рассмотрим, какие меры и в каких случаях принимаются. Какими положениями может быть ограничена конкуренция и как можно обжаловать неправомерные действия в ФАС.

Согласно ч. 1 ст. 1 № 223-ФЗ, следует создавать условия добросовестного соперничества. В п. 2 ч. 1 ст. 3 указано, что необходимо исключить дискриминацию и необоснованные действия по отношению к участвующим лицам. В отдельных случаях ограничение конкуренции необходимо для обеспечения лучшего исполнения контракта. Однако подобные действия запрещены, только если они не обоснованы потребностью заказчика.

Что говорит федеральный закон 223-ФЗ

Закупка с дискриминацией, созданием неравных условий это:

  • сговор ― согласованные действия заказчика, одного или нескольких поставщиков;
  • содействие со стороны заказчика участнику закупки (консультативная помощь по заполнению заявки, «слив» информации о закупке до её размещения в ЕИС и т.д.);
  • нарушение правил определения победителя в пользу одного из поставщиков.

Из перечисленных случаев чаще всего участники сталкиваются с созданием со стороны заказчика условий, создающих преимущества одному или нескольким поставщикам (исполнителям, подрядчикам). При этом трактоваться это действие может по-разному.

К обоснованным ограничениям относят действия, повышающие эффективность закупочной деятельности. Например, если заказчик указывает в требованиях наличие у подрядчика опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, за определённый период — это дискриминирует недавно созданные организации и те, что только начали развивать новую для себя сферу деятельности.

Если изначально установлено, что участвовать и претендовать на победу может только одна компания, требования будут необоснованными.

Безусловно, допустимыми ограничивающими условиями считаются требования наличия лицензии, техрегламента на продукцию и иные запросы, продиктованные законодательством. Если вы сомневаетесь в обоснованности выдвинутых условий, обратитесь в ФАС.

Применение ограничения конкуренции по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Частью 2 статьи 3 федерального закона «О закупках» заказчику разрешено устанавливать любые способы, включая неконкурентные. На практике подобные требования встречаются довольно часто. Суды в большинстве предпочитают вставать на сторону заказчиков, не беря в расчёт принцип недопущения ограничения свободного соперничества. К обязательному для исполнения можно отнести только соблюдение порядка.

В последние годы наблюдается политика ужесточения требований к закупкам аналогично правилам, установленным законом № 44-ФЗ. В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 3 № 223-ФЗ, которая в 2017 году была обновлена законом № 505-ФЗ. Ею было определено понятие закупки: «конкурентная» и «неконкурентная».

В 3 статье перечислены условия, которые необходимо выполнять при проведении конкурентных торгов. Одним из них является обеспечение равноправия для участников. Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что при создании требований к участникам закупки допускается ограничение. Но создавать неравные условия для претендентов на дальнейших этапах нельзя.

При каких ситуациях конкуренция будет ограничена

  • К недобросовестным ограничениям конкуренции по 223-ФЗ относятся запросы заказчика, которые невозможно исполнить. Пример из судебной практики: срок приёма заявок в течение дня после извещения о процедуре.
  • Отсутствие чётких критериев к потенциальному поставщику. В результате участник может быть неправомерно ущемлён, поскольку заказчик будет выбирать без формальной процедуры отбора.
  • Требование поставки продуктов конкретной марки без объяснения причин такой необходимости.
  • Пересчёт цены договора, если участник закупки — неплательщик НДС, что ущемляет права применяющих упрощённый налоговый режим.
  • Включение в одном лоте несвязанных между собой работ и услуг, а также связанных, но осуществляемых на удалённых друг от друга территориях.

Если были обнаружены нарушения, необходимо незамедлительно подать жалобу.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 20.08.2021 №306-ЭС21-11589) внесение в Положение о закупке пункта, позволяющего закупать у единственного поставщика услугу, которая широко представлена на рынке и, следовательно, должна быть осуществлена по результатам проведения конкурентных торгов, является неправомерным.

Основные правила опротестования требований в ФАС

Статьёй 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для участников предусмотрена ускоренная процедура обжалования ограничений. Она занимает всего 7 рабочих дней, за исключением случаев, когда требуется получить дополнительные сведения. Это сделано для того, чтобы закупка была отменена до заключения договора.

Если договор подписан, расторгнуть его можно только в суде. Для этого антимонопольная служба выносит постановление. Если судебный процесс будет начат, то займёт несколько месяцев.

Как показывает практика, жалобы на требования заказчика, при которых конкуренция будет ущемлена, приносят результат. К примеру, согласно вынесенным ранее решениям, ФАС считает дискриминирующими следующие запросы:

  • отсутствие долгов по налогам, подтверждённое справкой из ФНС (решение ФАС РФ № 223ФЗ-326/16);
  • участник должен иметь в штате компании не менее 200 работников (№ 223ФЗ-306/16);
  • отсутствие в прошлом претензий, судебных решений из-за невыполнения условий контракта (№ 223ФЗ-164/16);
  • письменное обязательство банковской гарантии только из перечисленных заказчиком банков (№ 223ФЗ-173/16).

При проведении торгов, запросе котировок, предложений запрещено ограничение, при котором свободная конкуренция будет исключена.

Заключение

Дискриминирующие требования и ограничения в закупках можно встретить достаточно часто. При наличии явных нарушений и во всех неясных ситуациях стоит обратиться с жалобой в территориальное управление ФАС России. Также стоит изучать административную практику по рассмотрению антимонопольным органом дел по ограничению конкуренции.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте на нашем сайте

Продукты по направлению

КриптоПро

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Рутокен Lite

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Астрал.Торги

Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам

Наталья Абрамова
Эксперт-практик в области  закупок, лектор образовательных курсов, спикер семинаров, конференций  по 44-ФЗ и 223-ФЗ
8 (800) 600-36-51
Наталья Абрамова

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Поможем с получением электронной подписи (КЭП ФНС) без посещения инспекции
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Не пора ли обновиться?
Проверьте вашу версию КриптоПро
в два клика
Проверить
autohello-finger