Уважаемые клиенты! Если у вас есть вопросы по перевыпуску ЭП, нажмите сюда
Техподдержка:
Отдел продаж:
Отдел продаж:
moscow@astral.ru

Прокуратура и проверка заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ


Проверкой заказчиков на наличие противоправной деятельности занимается Генеральная прокуратура. Проверку проводят досконально: нарушение на любом этапе начиная с составления плана и заканчивая исполнением контракта, может привести к административной и уголовной ответственности.

В этой статье мы подробно рассмотрим, как проходят прокурорские проверки, узнаем, что в них нового и расскажем, как к ним подготовиться.

Что из себя представляют проверки

Прокуратура контролирует исполнение законов во всех сферах общественной жизни. В её юрисдикцию входят также и проверки заказчиков в сфере государственных закупок. Проверяют заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Порядок проверки подробно описан в методических рекомендациях, его составила Генпрокуратура для прокуроров субъектов РФ. Основная цель проверок — выявление нарушений. Если таковые находятся, то заказчика, который их допустил, могут привлечь к административной ответственности.

Контрольные мероприятия проводят по плану и вне плана, если есть основания (о них мы подробнее остановимся в разделе «Основания для проведения проверки»). Также они могут быть выездными (например, при выезде сотрудников на юридический адрес заказчика) и документарными, когда для проверки к прокурору вызывают нужных ему лиц либо присылают нужные документы.

Что нового в прокурорском надзоре над закупками

14 января 2021 Генеральная прокуратура выпустила Приказ, целью которого стало утверждение дополнительных мер по контролю в сфере закупок. Как было сказано в самом документе, новые правила необходимы, так как случаи нарушения закона в этой сфере до сих пор многочисленны. Участники уклоняются от проведения торгов, исполнения контрактов, несвоевременно оплачивают услуги, работы или товары и т.д. Отчасти это связано и с тем, что прокуроры не полностью соблюдали предписания по проверке заказчиков.

Генеральный прокурор в документе выдал приказания, исполнение которых должно значительно уменьшить количество нарушений. Вот лишь некоторые:

  1. Усилить надзор за исполнением законов.
  2. При осуществлении проверок обязательно проверять законность закупок.
  3. Обеспечить действенный надзор за исполнением законов на сайте «zakupki.gov.ru».
  4. Проверять соблюдение требований к ценообразованию и нормированию товаров, работ и услуг.
  5. Принимать исчерпывающие меры реагирования.

С полным списком вы можете ознакомиться в тексте документа «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок».

Основание контроля прокуратурой области закупок

Прокуратура — это система государственных органов, которые осуществляют контроль исполнения Конституции РФ (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Надзор за исполнением положений 44-ФЗ и 223-ФЗ входит в юрисдикцию прокуратуры.

Профилактика правонарушений — одно из основных обязанностей прокуратуры. В законе «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» утверждены некоторые из полномочий государственного органа. Прокуратура может использовать различные средства для исполнения обязанностей, в том числе проводить мониторинг, выявлять лиц, склонных к нарушениям, а также выявлять и устранять причины и условия, приводящие к правонарушениям. Полный список изложен в ст. 6 Федерального закона N 182-ФЗ.

Когда дело касается сферы закупок, средствами получения информации для прокуратуры являются: официальный сайт «zakupki.gov.ru», публикации в СМИ, обращения, базы данных и т.д. Но главным источником достоверной информации об участниках являются контрольные мероприятия. Именно во время их проведения, прокурор может получить наиболее полные сведения о заказчике и удостовериться, что он соблюдает законы.

Основания для проведения проверки

Как уже было сказано, прокуратура может проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводят в соответствии с составленным заранее графиком. С внеплановыми проверками сложнее: их могут провести в любой момент, если есть основания для такой проверки.

Основания для проведения внеплановой проверки — это жалобы на заказчиков, соответствующие обращения или информация о неправомерных действиях, полученная любым другим путём. Такую информацию обычно предоставляют поставщики, которые столкнулись с недобросовестными заказчиками.

Контрольное мероприятие может проходить в двух форматах: выездном или документарном.

Выездная проверка подразумевает, что сотрудники прокуратуры выезжают на место, где и проводят проверку. Обычно так поступают, когда установить все обстоятельства невозможно на основе одних только документов.

Документарную проверку проводят в органах прокуратуры, при этом документы могут запросить как в бумажном, так и в электронном формате.

Электронный документооборот — обязательный атрибут любого бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть исключительно в электронном виде. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для организации внутреннего и внешнего юридически значимого электронного документооборота.

Осуществлять контрольное мероприятие прокурор может как единолично, так и с группой специалистов. В некоторых случаях в группу объединяются несколько прокуроров. Проверки также можно разделить на первичные, повторные и контрольные. Вторая нужна для того, чтобы установить влияние первой проверки, а контрольная помогает определить качество и полноту проведённых ранее проверок. Другими словами, вторая и третья прокурорская проверка нужны для того, чтобы выяснить, устранены ли нарушения.

Обобщим: внеплановый контроль могут проводить, когда есть основания — жалобы, обращения или любая другая информация.

Как подготовится к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры

Заказчики должны быть всегда готовы к контрольным мероприятиям, чтобы они не застали врасплох. Для этого в первую очередь, всегда нужно помнить о возможной внеплановой проверке прокуратуры. Если вести деятельность в соответствии с законом, тогда специально подготавливаться к проверкам не придётся. Однако есть определённые моменты, на которые прокуратура обращает особенное внимание, и о них следует помнить.

Важно: информация о плановых и внеплановых проверках содержится в ФГИС ЕРП — «Едином реестре проверок». Правила формирования и ведения ФГИС ЕРП утверждены в соответствующем постановлении.

Как уже было сказано, во время проведения проверки сотрудники прокуратуры ориентируются на методические рекомендации. Из них можно почерпнуть полезную информацию, в частности, в п. 3 содержится информация об аспектах деятельности заказчика, на которые нужно обращать пристальное внимание. Сотрудники будут проверять факты:

  • ненадлежащего правового сопровождения закупок;
  • принятия незаконных правовых актов;
  • нарушения требований по принятию, установлению сроков и содержания планов закупок;
  • заключения контрактов с единственным поставщиком в обход конкурсов;
  • отсутствия расчёта и обоснования начальной цены контракта;
  • дробления контракта;
  • заключения контрактов на условиях, отличных от установленных в документации;
  • нарушений при определении победителей и выборе исполнителей.

Это малая часть того, что проверяют сотрудники прокуратуры. Именно поэтому заказчику рекомендуется изучить документ, разработанный Генпрокуратурой. Проверяющие не выходят за рамки установленных для них рекомендаций, поэтому, если внимательно изучать данный документ, можно узнать, какие именно нарушения (если они есть) заказчику нужно устранить. Полезно также пользоваться официальным порталом ФГИС ЕРП.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах за вас.

Как проводится прокурорская проверка

Внеплановая прокурорская проверка проводится в несколько этапов, рассмотрим каждый из них.

  1. Прокуратура получает информацию, которая является поводом для проведения проверки.
  2. Документально оформляется решение о проведении контрольного мероприятия. В документе обязательно содержаться сроки, предмет и цели проверки.
  3. Прокуратура запрашивает у заказчика те или иные документы, тот, в свою очередь, представляет их.
  4. Сотрудники прокуратуры проверяют документы, представленные организацией и, если выявляют нарушения, фиксируют его и начинают расследование.
  5. В ходе расследования прокуратура тщательно проверяет все факты, а по окончании составляет акт проверки и применяет меры реагирования.

Задача заказчика — устранить выявленные нарушения, потому как за первичной проверкой последуют повторные.

Подведение итогов проверки

Итогом проведения проверки является акт, который составляет прокурор, а затем направляет его проверяемому. Если в ходе проверки нарушение выявлено не было, то этот акт составляется в течение десяти дней. Если же нарушение всё-таки обнаружили, то прокуратура прибегает к мерам реагирования.

Меры зависят от того, какое именно было допущено нарушение. Прокурор может:

  1. Принести протест на противоречащий закону акт (ст. 23 закона «О прокуратуре»). После получения такого протеста, проверяемое лицо должно рассмотреть изданный правовой акт в течение десяти дней, после чего результат нужно сообщить прокурору. В исключительных случаях этот срок может быть уменьшен.
  2. Внести представление об устранении нарушений (ст. 24 закона «О прокуратуре»). Если проверяемый допустил какое-то нарушение, то, в соответствии с вышеуказанным представлением, он должен его исправить. На это у него есть месяц, после чего о результатах нужно сообщить прокурору.
  3. Вынести постановление о возбуждении дела (ст. 25 закона «О прокуратуре»). Прокуратура может вынести данное постановление, но применять меры наказания не вправе. Поэтому документ направляется уполномоченным органам.
  4. Направить предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона «О прокуратуре»). Оно способствует предотвращению нарушения, которое ещё не совершено. Направляется такое предостережение, когда есть сведения о готовящихся противоправных действиях.

Обжалование итогов проверки

Любой из вышеперечисленных документов можно обжаловать. Это можно сделать как в прокуратуре (вышестоящему прокурору), так и в суде. В первом случае проверяемому нужно обратиться в городскую или областную прокуратуру, именно там можно будет обжаловать действия сотрудников районного отделения. Подать заявление можно и на «Госуслугах».

Жалоба должна содержать все основные сведения о задействованных лицах, суть претензии и желаемые требования. Если же прокурор вынес постановление о возбуждении дела и вынес его в суд, а тот, в свою очередь, вынес решение против проверяемого, заказчик имеет право подать апелляцию.

Прокуратура делает проверки с ещё одной целью — это профилактика нарушений, а не только их выявление. Знание о возможных проверках останавливает заказчиков перед совершением противоправных действий. Информацию о проведении проверок всегда может предоставить официальный портал ФГИС ЕРП.

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!

Оставить заявку

Продукты по направлению

Астрал-ЭТ

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

Астрал.Тендер

Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам

Комментарии для сайта Cackle
autohello-finger