Работа на ЭТП для любого бизнеса
Свободный автор Астрал
В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.
Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.
В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Регулирует все этапы:
|
Является рамочным:
|
223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Для размещения информации в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ применяется ЕИС. Тем самым обеспечивается единство информационного пространства для всех экономических субъектов. При этом информация, подлежащая размещению по этим двум законам, порядок и сроки такого размещения имеют отличия. |
Планирование закупки
Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.
В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.
Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.
Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Все конкурентные закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на 8 ЭТП, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. | Исключительно на этих же 8 площадках проводятся закупки в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные закупки могут проводиться на любых других ЭТП. |
На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.
Способы закупки по 44-ФЗ
Конкурентные способы
44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:
- Конкурс
- Аукцион
- Запрос котировок
Неконкурентный способ
Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
Способы закупки по 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Все конкурентные закупки проводятся в электронной форме. | В электронной форме проводятся запрос котировок и запрос предложений. Аукцион и конкурс могут быть в «бумажной» форме, если это указано в Положении о закупке. |
Аукцион в электронной форме — в случаях, установленных Правительством РФ (аукционный перечень) | Исключительно в электронной форме должны проводиться закупки по перечню, утверждённому ПП РФ 21.06.2012 № 616. |
Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.
По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.
Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.
По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.
При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.
В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.
Централизованные закупки
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона | Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике. |
Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Участник закупки — юрлицо, физлицо, в том числе ИП в единственном числе, кроме офшоров. | Возможно участие нескольких лиц на стороне участника закупки — коллективный участник. |
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона. | Заказчик вправе дополнить порядок проведения закупок в случаях, когда это указано в Законе или по вопросам, которые законом не урегулированы. |
Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.
Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.
Как осуществляется описание объекта закупки
Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без товарных знаков, с использованием ГОСТ и тех. регламентов. | |
Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК установлены нормами Закона. | Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК Законом не предусмотрены, но могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке. |
В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.
В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены договора закреплена в 223-ФЗ, при этом порядок такого обоснования заказчик разрабатывает самостоятельно и включает в своё Положение о закупке.
По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном для данного закона.
В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) только по 44-ФЗ. | Можно использовать два РНП в соответствии с 223-ФЗ (ПП РФ № 1211 от 22.11.2012) и по 44-ФЗ. |
Порядок обжалования предусмотрен в самом Законе. | В Законе предусмотрены основания для обжалования, при этом рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ. |
Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок
Закон 44-ФЗ | Закон 223-ФЗ |
---|---|
Преимущества и преференции установлены для СМП и СОНКО, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Преференции предоставляются всеми заказчиками при осуществлении конкурентных закупок. | Предусмотрены преференции для организаций малого и среднего предпринимательства и самозанятых. В соответствии с Постановлением №1352 преференции предоставляются всеми заказчиками, за исключением имеющих статус субъекта МСП. |
Национальный режим при закупках
Национальный режим при закупках
44-ФЗ
- Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
223-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
- Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.
При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.
Особенности закупок по 223-ФЗ
После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.
Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.
На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.
Типовые положения
В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
- иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.
Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.
Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:
- Порядок подготовки и осуществления закупки.
- Способы закупок и условия их применения.
- Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.
Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.
Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.
Как происходит утверждение положения о закупке
Заказчик | |
---|---|
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании | Государственная корпорация или государственная компания |
Руководителем унитарного предприятия | Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие |
Наблюдательным советом автономного учреждения | Автономное учреждение |
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества | Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров |
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью | Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом |
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения | Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение |
Наблюдательным советом публично-правовой компании | Публично-правовая компания |
Порядок размещения положения о закупке
Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».
Структура положения о закупке
Требования к закупке | |
---|---|
порядок подготовки и осуществления закупки | порядок заключения и исполнения договора |
конкурентными способами | иные положения |
неконкурентными способами | неконкурентными способами порядок определения и обоснования НМЦД |
При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:
- Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
- Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
- Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
- Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
- Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
- Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.
Выводы
Не важно, примете ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Может быть интересно
Изменения в 223-ФЗ в 2022 году
Преференции для отдельных категорий участников закупок
Совместные конкурсы и аукционы. Централизация закупок
Подготовка и подача заявок на участие в конкурентных закупках
Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!