Как работать на ЭТП любому бизнесу
Уважаемые клиенты! Мы обеспечиваем бесплатный выпуск новых сертификатов ЭП ФЛ взамен сертификатов ЭП ФЛ, выданных УЦ «Калуга Астрал», действительных на 20 июля 2024 года через УЦ «Аналитический центр». Подробнее
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Работа на ЭТП для любого бизнеса


вопросы

В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.

Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.

В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Регулирует все этапы:
  • планирование закупки;
  • проведение процедуры закупки;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта;
  • порядок обжалования закупок.
Является рамочным:
  • регулирует не все процессы;
  • всё, что не регламентируется нормами Закона 223-ФЗ и НПА, заказчики регламентируют своими Положениями о закупке;
  • порядок обжалования установлен Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Для размещения информации в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ применяется ЕИС. Тем самым обеспечивается единство информационного пространства для всех экономических субъектов. При этом информация, подлежащая размещению по этим двум законам, порядок и сроки такого размещения имеют отличия.

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на 8 ЭТП, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Исключительно на этих же 8 площадках проводятся закупки в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные закупки могут проводиться на любых других ЭТП.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Способы закупки по 44-ФЗ

Конкурентные способы

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки проводятся в электронной форме. В электронной форме проводятся запрос котировок и запрос предложений. Аукцион и конкурс могут быть в «бумажной» форме, если это указано в Положении о закупке.
Аукцион в электронной форме — в случаях, установленных Правительством РФ (аукционный перечень) Исключительно в электронной форме должны проводиться закупки по перечню, утверждённому ПП РФ 21.06.2012 № 616.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Централизованные закупки

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.

Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Участник закупки — юрлицо, физлицо, в том числе ИП в единственном числе, кроме офшоров. Возможно участие нескольких лиц на стороне участника закупки — коллективный участник.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона. Заказчик вправе дополнить порядок проведения закупок в случаях, когда это указано в Законе или по вопросам, которые законом не урегулированы.

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Как осуществляется описание объекта закупки

Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без товарных знаков, с использованием ГОСТ и тех. регламентов.
Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК установлены нормами Закона. Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК Законом не предусмотрены, но могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке.

В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.

В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены договора закреплена в 223-ФЗ, при этом порядок такого обоснования заказчик разрабатывает самостоятельно и включает в своё Положение о закупке.

По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном для данного закона.

В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) только по 44-ФЗ. Можно использовать два РНП в соответствии с 223-ФЗ (ПП РФ № 1211 от 22.11.2012) и по 44-ФЗ.
Порядок обжалования предусмотрен в самом Законе. В Законе предусмотрены основания для обжалования, при этом рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Преимущества и преференции установлены для СМП и СОНКО, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Преференции предоставляются всеми заказчиками при осуществлении конкурентных закупок. Предусмотрены преференции для организаций малого и среднего предпринимательства и самозанятых. В соответствии с Постановлением №1352 преференции предоставляются всеми заказчиками, за исключением имеющих статус субъекта МСП.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

В отличие от 223-ФЗ по Закону о контрактной системе самозанятые не имеют права на какие-либо преференции, в том числе на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНКО.

Национальный режим при закупках

Национальный режим при закупках

44-ФЗ

  • Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

223-ФЗ

  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Особенности закупок по 223-ФЗ

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.


Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.



Как происходит утверждение положения о закупке

Заказчик
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании Государственная корпорация или государственная компания
Руководителем унитарного предприятия Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Наблюдательным советом автономного учреждения Автономное учреждение
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение
Наблюдательным советом публично-правовой компании Публично-правовая компания

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Структура положения о закупке

Требования к закупке
порядок подготовки и осуществления закупки порядок заключения и исполнения договора
конкурентными способами иные положения
неконкурентными способами неконкурентными способами порядок определения и обоснования НМЦД

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

  1. Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
  2. Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
  3. Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
  4. Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  5. Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
  6. Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Выводы

Не важно, примете ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Продукты по направлению

КриптоПро

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Рутокен Lite

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Астрал.Торги

Возьмем на себя ведение вашей тендерной деятельности, независимо от сложности закупки

Наталья Абрамова
8 (800) 600-36-51
Наталья Абрамова

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Поможем с получением электронной подписи (КЭП ФНС) без посещения инспекции
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Не пора ли обновиться?
Проверьте вашу версию КриптоПро
в два клика
Проверить
autohello-finger