Как открыть и провести регистрацию обособленного подразделения ООО
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Как открыть и зарегистрировать обособленное подразделение ООО


Автор Свободный автор Астрал

Свободный автор Астрал

вопросы

Как открыть обособленное подразделение ООО? Как компании зарегистрировать его в ФНС и платить налоги, а также как действовать, если понадобится закрыть подразделение, разберём в нашей очередной публикации.

Что такое обособленное подразделение

Обособленным подразделением (ОП) называют часть организации, функционирующую за пределами юридического адреса её основного офиса и имеющую стационарные рабочие места.

Пример реализации этой формы расширения бизнеса – производственная компания, открывшая розничные продажи, которая для этой цели арендовала помещение и наняла сотрудников. Однако считаться обособленным подразделением такой магазин будет в том случае, если он функционирует больше месяца. Точки розничной продажи, открываемые на меньший срок, к обособленным представительствам не относятся.

Какие ещё формы расширения бизнеса бывают

Кроме обособленного подразделения, компания может открыть представительство или филиал. Представительства не ведут коммерческую деятельность, но представляют и защищают интересы бизнеса, ведут рекламные кампании и повышают узнаваемость бренда и лояльность клиентов.
Филиал дублирует функции основного офиса, то есть может продавать товары или оказывать услуги компании, заключать договора с партнёрами и иметь выделенный баланс (сдавать отчёты в налоговую самостоятельно) или же функционировать на общем балансе (отчитываться в головной офис). Планируя открытие и дальнейшее расширение бизнеса, предприниматель выбирает наиболее приемлемую форму его масштабирования. Открыть ОП проще, чем филиал или представительство, но эта форма экспансии имеет свои ограничения.

Быстро открыть ООО можно с помощью сервиса «Регистрация бизнеса». Для подачи документов не нужно платить госпошлину и ехать в ФНС.

Если филиал или представительство требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ, то обособленное подразделение ООО – нет. Обособленное подразделение не имеет права участвовать в тендерах, заключать договора с партнёрами. Ответчиком по судебным искам в адрес ОП выступает главный офис организации.

Кто принимает решение об открытии обособленного подразделения

Открывать ОП или нет, решает учредитель ООО единолично, если у организации нет других участников, либо собрание участников ООО. Для принятия решения проводится общее собрание участников, для которого составляется регистрационный лист собрания, куда вносятся данные обо всех присутствующих. Также по итогам проведённого собрания составляется протокол, в который вносятся все озвученные предложения и принятые решения. Решение принимается путём голосования. Для открытия ОП достаточно голосов 2\3 присутствующих.

Как открыть обособленное подразделение

Процесс открытия включает регистрацию обособленного подразделения юридического лица и решение организационных вопросов для его полноценного функционирования. На основании решения об открытии ОП, принятого учредителем или собранием участников ООО, издаётся приказ об открытии обособленного подразделения. Следующий шаг – заполнение и отправка в ФНС уведомления об открытии ОП по форме № С-09-3-1. Ниже мы детальнее расскажем об этом документе.

Что касается организационной стороны открытия ОП, то учредителю нужно позаботиться об обустройстве стационарных рабочих мест, аренде или приобретении помещения, в котором будет функционировать подразделение. Также нужно избрать руководителя ОП, определить торгово-материальные ценности, которыми будет распоряжаться новая структурная единица, а также нанять сотрудников и открыть расчётный счёт, если в этом будет необходимость.

Как зарегистрировать ОП в налоговой

В течение 30 календарных дней с момента открытия обособленного подразделения собственник бизнеса обязан направить в налоговую инспекцию уведомление о создании нового структурного отделения. Согласно с п. 2 ст. 23 НК РФ, уведомление отправляется в отделение налоговой службы по адресу регистрации головной организации. Отправить уведомление можно в электронном виде онлайн на сайте ФНС, по почте, через МФЦ или обратившись к нотариусу. В течение 5 дней с момента отправки этого заявления происходит регистрация ОП. По её завершении налоговая присылает руководству организации соответствующее уведомление.

Важно! Если открывшееся обособленное подразделение не имеет расчётного счёта и не выплачивает сотрудникам заработную плату, то в Социальный фонд России (СФР) направлять уведомление об открытии не требуется. Регистрация в СФР понадобится, если у ОП есть счёт, и оно делает выплаты сотрудникам.

Какие документы понадобятся для регистрации обособленного подразделения

В отличие от филиала и представительства, для создания которых нужен целый пакет документов, состоящий из решения об открытии, приказа, доверенности на имя руководителя новой структурной единицы, договоров аренды, положения об открытии филиала или представительства, для открытия ОП достаточно только заявления по форме № С-09-3-1.

Важно, чтобы документ был заполнен без ошибок, иначе он будет отклонён.

Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

В заявлении (уведомлении) по форме С-09-3-1 отображаются все действия, которые выполняются в отношении обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами и имеющими ограниченный круг полномочий.

Документ состоит из двух страниц. На первой титульной странице указываются данные организации, которая уведомляет об открытии ОП, а на второй – сведения об обособленном подразделении.

Правила заполнения уведомления:

  1. Если бланк заполняется от руки, то вносить данные в него нужно чёрной пастой печатными буквами, аккуратно прописывая каждую букву в отдельную клетку. Заполняя бланк в электронном виде, следите за тем, чтобы каждая буква была вписана в отдельную ячейку.

  2. В образце документа всего две страницы. Вторую страницу нужно распечатывать в количестве, соответствующем количеству открываемых ОП, прикрепляя к титульному листу.

  3. Если документ подаётся от имени руководителя организации, то в графе о документах, подтверждающих полномочия, указываются паспортные данные руководителя. В случаях, когда ОП открывается доверенным лицом, вместо паспортных данных в бланк заявления вносят сведения о доверенности.

  4. На титульном листе указывается КПП (код причины постановки на учёт) основной организации.

Для быстрого заполнения заявления скачайте бланк формы С-09-3-1.

Важно! Заявление о регистрации обособленного подразделения ООО подаётся тогда, когда за открывшимся отделением закреплён адрес, а в его штат нанято больше одного сотрудника. День, когда в штате оформляется первый сотрудник, официально считается датой регистрации ОП. С этого дня отсчитывается 30-дневный срок, в течение которого в ФНС должно быть направлено уведомление о созданном подразделении.

Бухгалтерский учёт для обособленного подразделения

За открытое структурное отделение такого формата учёт ведёт главный офис компании. Выплата налогов и взносов осуществляется единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счёт ООО (ЕНС).

Распределение расходов производится соответственно долям выручки, а все первичные документы ОП составляются от имени главного офиса.

Декларацию о доходах ООО, имеющие обособленные подразделения подают в двух видах:

  • общую, в которую включены сведения о доходах основного офиса и ОП (сдаётся в отделение ИФНС по месту регистрации ООО);
  • сокращённую, куда вносятся доходы ОП (сдаётся в отделение ИФНС, к которому относится подразделение).
Внимание! Страховые взносы, а также НДФЛ уплачивает главная компания, даже если обособленное подразделение выплачивает сотрудникам заработную плату и имеет собственный расчётный счёт.

Закрытие обособленного подразделения в 2024 году: пошаговая инструкция

Закрыть ОП так же просто, как и зарегистрировать обособленное подразделение юридического лица. На это потребуется всего три шага:

  1. Принять решение о закрытии ОП на собрании участников ООО. Для этого вновь заполняется лист их регистрации, проводится голосование, а также составляется протокол.
  2. Составить приказ о закрытии структурной единицы, назначив ответственное лицо.
  3. Направить в ИФНС заявление о закрытии ОП по форме С-09-3-2.

Согласно с пп. 3.1 п. 2 с. 23 НК РФ, уведомить Федеральную налоговую службу о прекращении деятельности обособленного подразделения следует в течение трёх дней со дня принятия решения.

Для этого вы можете скачать бланк формы С-09-3-2 и заполнить его от руки или в электронном виде в зависимости от того, каким способом вы планируете направить заявление в ИФНС.

Какую ответственность несёт ООО за уклонение от постановки на учёт обособленного подразделения

Ответственность организаций за нарушение сроков постановки ОП на учёт установлена п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Согласно с ним за несоблюдение сроков постановки обособленного подразделения на учёт предусмотрен штраф. Его размер составляет 200 рублей на каждый документ, который не был предоставлен в положенное время. Должностные лица облагаются штрафом в размере от 300 до 500 рублей. Отдельный штраф налагается на организацию за ведение деятельности ОП без постановки на налоговый учёт. Он составляет 10% от размера всех полученных доходов за период деятельности без регистрации структурного подразделения. Минимальный размер штрафа не может быть меньше 40 тысяч рублей.

Краткие итоги

  • Обособленное подразделение – это часть организации, которая функционирует отдельно от него, имея собственное помещение со стационарными рабочими местами и штат сотрудников.
  • Открытие ОП не подразумевает внесение изменение в данные об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
  • Открывается и закрывается обособленное подразделение решением собрания участников ООО. По его итогу в ИФНС направляется заявление по форме С-09-3-1 для открытия ОП или С-09-3-2 для его закрытия.
Автор Свободный автор Астрал

Свободный автор Астрал

Комментарии для сайта Cackle

Продукты по направлению

Доки

Сервис электронного документооборота с контрагентами

Внесение изменений

Изменения в ЕГРИП и ЕГРЮЛ онлайн с помощью электронной подписи

Регистрация бизнеса

Онлайн регистрация ИП или ООО без визита в ФНС

Нужна регистрация бизнеса?

Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

У вас есть вопросы?

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Оформляйте, подписывайте и обменивайтесь документами с контрагентами без дублирования на бумаге
Попробуйте сервис Доки —3 месяца бесплатно!
Не пора ли обновиться?
Проверьте вашу версию КриптоПро
в два клика
Проверить
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Поможем с получением электронной подписи (КЭП ФНС) без посещения инспекции
Сдать отчетность без ошибок помогут
сервисы «Астрал Отчёт 5.0» и «1С-Отчётность»
Они имеют встроенный редактор форм, поэтому вы точно сможете заполнить данные верно. Также сервисы позволяют сдавать отчётность из любого места, где бы вы не находились.
Превысили 60 млн ₽?
Готовьтесь платить НДС: что ждет упрощенцев в 2025 году
Узнать
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
autohello-finger