Как открыть и зарегистрировать обособленное подразделение ООО
Свободный автор Астрал
Как открыть обособленное подразделение ООО? Как компании зарегистрировать его в ФНС и платить налоги, а также как действовать, если понадобится закрыть подразделение, разберём в нашей очередной публикации.
Что такое обособленное подразделение
Обособленным подразделением (ОП) называют часть организации, функционирующую за пределами юридического адреса её основного офиса и имеющую стационарные рабочие места.
Пример реализации этой формы расширения бизнеса – производственная компания, открывшая розничные продажи, которая для этой цели арендовала помещение и наняла сотрудников. Однако считаться обособленным подразделением такой магазин будет в том случае, если он функционирует больше месяца. Точки розничной продажи, открываемые на меньший срок, к обособленным представительствам не относятся.
Какие ещё формы расширения бизнеса бывают
Кроме обособленного подразделения, компания может открыть представительство или филиал. Представительства не ведут коммерческую деятельность, но представляют и защищают интересы бизнеса, ведут рекламные кампании и повышают узнаваемость бренда и лояльность клиентов.
Филиал дублирует функции основного офиса, то есть может продавать товары или оказывать услуги компании, заключать договора с партнёрами и иметь выделенный баланс (сдавать отчёты в налоговую самостоятельно) или же функционировать на общем балансе (отчитываться в головной офис).
Планируя открытие и дальнейшее расширение бизнеса, предприниматель выбирает наиболее приемлемую форму его масштабирования. Открыть ОП проще, чем филиал или представительство, но эта форма экспансии имеет свои ограничения.
Если филиал или представительство требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ, то обособленное подразделение ООО – нет. Обособленное подразделение не имеет права участвовать в тендерах, заключать договора с партнёрами. Ответчиком по судебным искам в адрес ОП выступает главный офис организации.
Кто принимает решение об открытии обособленного подразделения
Открывать ОП или нет, решает учредитель ООО единолично, если у организации нет других участников, либо собрание участников ООО. Для принятия решения проводится общее собрание участников, для которого составляется регистрационный лист собрания, куда вносятся данные обо всех присутствующих. Также по итогам проведённого собрания составляется протокол, в который вносятся все озвученные предложения и принятые решения. Решение принимается путём голосования. Для открытия ОП достаточно голосов 2\3 присутствующих.
Как открыть обособленное подразделение
Процесс открытия включает регистрацию обособленного подразделения юридического лица и решение организационных вопросов для его полноценного функционирования. На основании решения об открытии ОП, принятого учредителем или собранием участников ООО, издаётся приказ об открытии обособленного подразделения. Следующий шаг – заполнение и отправка в ФНС уведомления об открытии ОП по форме № С-09-3-1. Ниже мы детальнее расскажем об этом документе.
Что касается организационной стороны открытия ОП, то учредителю нужно позаботиться об обустройстве стационарных рабочих мест, аренде или приобретении помещения, в котором будет функционировать подразделение. Также нужно избрать руководителя ОП, определить торгово-материальные ценности, которыми будет распоряжаться новая структурная единица, а также нанять сотрудников и открыть расчётный счёт, если в этом будет необходимость.
Как зарегистрировать ОП в налоговой
В течение 30 календарных дней с момента открытия обособленного подразделения собственник бизнеса обязан направить в налоговую инспекцию уведомление о создании нового структурного отделения. Согласно с п. 2 ст. 23 НК РФ, уведомление отправляется в отделение налоговой службы по адресу регистрации головной организации. Отправить уведомление можно в электронном виде онлайн на сайте ФНС, по почте, через МФЦ или обратившись к нотариусу. В течение 5 дней с момента отправки этого заявления происходит регистрация ОП. По её завершении налоговая присылает руководству организации соответствующее уведомление.
Какие документы понадобятся для регистрации обособленного подразделения
В отличие от филиала и представительства, для создания которых нужен целый пакет документов, состоящий из решения об открытии, приказа, доверенности на имя руководителя новой структурной единицы, договоров аренды, положения об открытии филиала или представительства, для открытия ОП достаточно только заявления по форме № С-09-3-1.
Важно, чтобы документ был заполнен без ошибок, иначе он будет отклонён.
Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1
В заявлении (уведомлении) по форме С-09-3-1 отображаются все действия, которые выполняются в отношении обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами и имеющими ограниченный круг полномочий.
Документ состоит из двух страниц. На первой титульной странице указываются данные организации, которая уведомляет об открытии ОП, а на второй – сведения об обособленном подразделении.
Правила заполнения уведомления:
- Если бланк заполняется от руки, то вносить данные в него нужно чёрной пастой печатными буквами, аккуратно прописывая каждую букву в отдельную клетку. Заполняя бланк в электронном виде, следите за тем, чтобы каждая буква была вписана в отдельную ячейку.
- В образце документа всего две страницы. Вторую страницу нужно распечатывать в количестве, соответствующем количеству открываемых ОП, прикрепляя к титульному листу.
- Если документ подаётся от имени руководителя организации, то в графе о документах, подтверждающих полномочия, указываются паспортные данные руководителя. В случаях, когда ОП открывается доверенным лицом, вместо паспортных данных в бланк заявления вносят сведения о доверенности.
- На титульном листе указывается КПП (код причины постановки на учёт) основной организации.
Для быстрого заполнения заявления скачайте бланк формы С-09-3-1.
Бухгалтерский учёт для обособленного подразделения
За открытое структурное отделение такого формата учёт ведёт главный офис компании. Выплата налогов и взносов осуществляется единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счёт ООО (ЕНС).
Распределение расходов производится соответственно долям выручки, а все первичные документы ОП составляются от имени главного офиса.
Декларацию о доходах ООО, имеющие обособленные подразделения подают в двух видах:
- общую, в которую включены сведения о доходах основного офиса и ОП (сдаётся в отделение ИФНС по месту регистрации ООО);
- сокращённую, куда вносятся доходы ОП (сдаётся в отделение ИФНС, к которому относится подразделение).
Закрытие обособленного подразделения в 2024 году: пошаговая инструкция
Закрыть ОП так же просто, как и зарегистрировать обособленное подразделение юридического лица. На это потребуется всего три шага:
- Принять решение о закрытии ОП на собрании участников ООО. Для этого вновь заполняется лист их регистрации, проводится голосование, а также составляется протокол.
- Составить приказ о закрытии структурной единицы, назначив ответственное лицо.
- Направить в ИФНС заявление о закрытии ОП по форме С-09-3-2.
Согласно с пп. 3.1 п. 2 с. 23 НК РФ, уведомить Федеральную налоговую службу о прекращении деятельности обособленного подразделения следует в течение трёх дней со дня принятия решения.
Для этого вы можете скачать бланк формы С-09-3-2 и заполнить его от руки или в электронном виде в зависимости от того, каким способом вы планируете направить заявление в ИФНС.
Какую ответственность несёт ООО за уклонение от постановки на учёт обособленного подразделения
Ответственность организаций за нарушение сроков постановки ОП на учёт установлена п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Согласно с ним за несоблюдение сроков постановки обособленного подразделения на учёт предусмотрен штраф. Его размер составляет 200 рублей на каждый документ, который не был предоставлен в положенное время. Должностные лица облагаются штрафом в размере от 300 до 500 рублей. Отдельный штраф налагается на организацию за ведение деятельности ОП без постановки на налоговый учёт. Он составляет 10% от размера всех полученных доходов за период деятельности без регистрации структурного подразделения. Минимальный размер штрафа не может быть меньше 40 тысяч рублей.
Краткие итоги
- Обособленное подразделение – это часть организации, которая функционирует отдельно от него, имея собственное помещение со стационарными рабочими местами и штат сотрудников.
- Открытие ОП не подразумевает внесение изменение в данные об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
- Открывается и закрывается обособленное подразделение решением собрания участников ООО. По его итогу в ИФНС направляется заявление по форме С-09-3-1 для открытия ОП или С-09-3-2 для его закрытия.
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Читайте в нашем блоге
Какой бизнес открыть в маленьком городе в 2025 году
Организация удалённой работы бизнеса
Как вносить уставной капитал при регистрации ООО
Может ли самозанятый (СЗ) открыть ООО
Можно ли человеку с долгами открыть ИП
Нужна регистрация бизнеса?
Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы