Регистрация при ликвидации юридического лица: как оформить все правильно
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Регистрация при ликвидации ООО


вопросы

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица подразумевает полное прекращение существования предприятия и включает несколько этапов. Как провести процедуру и убедиться в том, что всё сделано правильно?

Причины, по которым требуется государственная регистрация при ликвидации юридического лица

Когда ООО лучше ликвидировать, чем реорганизовывать?
Если бизнес не приносит ожидаемую прибыль либо сфера коммерческой деятельности, которая была выбрана при регистрации ООО, утратила свою актуальность, имеет смысл подумать о закрытии компании путём её ликвидации. Кроме этого, причиной для закрытия бизнеса может стать окончание срока действия компании, если таковой был установлен в её учредительных документах. Также причиной закрытия бизнеса могут стать непреодолимые разногласия между учредителями общества с ограниченной ответственностью. Помимо этого, компания может быть ликвидирована принудительно по инициативе ФНС, если в её работе обнаружены нарушения налогового законодательства и не только.

Кто такой ликвидатор компании

Так называется уполномоченное лицо, которое занимается всеми вопросами, связанными с прекращением деятельности ООО. Им может быть как отдельно нанятый специалист, так и один из участников общества с ограниченной ответственностью. Ликвидатор наделяется всеми полномочиями, необходимыми для продажи активов, погашения долгов компании, её представления в суде, если в этом есть необходимость, а также проведения регистрации ликвидации ООО. Процесс работы этого специалиста может занять от нескольких месяцев до одного года, в ходе которых он действует от имени и в интересах ликвидируемой компании, неся ответственность перед всеми сторонами, участвующими в этом процессе.

Для проведения процесса прекращения действия ООО помимо ликвидатора может быть назначена ликвидационная комиссия, состоящая из директора, а также главного бухгалтера и юриста.

Процедура государственной регистрации ликвидации физлица закреплена в Федеральном законе №129-ФЗ от 08.08.2001 г. (редакция 25.12.2023 г.).

Ликвидация ООО пошагово

Снять с регистрации ООО – задача в несколько действий. Сперва учредители компании принимают соответствующее решение, затем уведомляют о прекращении деятельности ведомства и сотрудников, закрывает свой расчётный счёт, рассчитывается с долгами и обращается в ФНС для снятия ООО с регистрации. Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Составление протокола общего собрания

Чтобы принять решение о прекращении деятельности бизнеса, нужно провести собрание участников ООО и составить протокол, в котором будет зафиксировано всё, что будет утверждено в его ходе.

В тексте протокола помимо стандартных данных (дата, место проведения, участники, повестка собрания) указывается информация о принятом решении, назначении ликвидатора и установлении срока проведения процедуры. Документ заверяется подписями всех участников собрания и печатью организации. Если в уставе компании не указано, что решения общего собрания участников ООО не требуют заверения у нотариуса, то протокол нужно будет заверить нотариально.

Принятие решения

Предложение о ликвидации компании может исходить от совета директоров, директора единолично, а также от участников общества. Чтобы решение вступило в силу, оно должно быть принято единогласно. Если у ООО только один учредитель, то решение о ликвидации компании он принимает единолично.

Отправка уведомления о ликвидации юрлица в налоговую и фонды

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о прекращении деятельности компании нужно отправить в ФНС заявление по форме Р15056, а также приложить к нему решение о ликвидации.

Форма Р15056 – ключевой документ в проведении процедуры прекращения деятельности ООО. В ходе процесса ликвидации его нужно отсылать в ФНС несколько раз, указывая разные причины подачи.

Основываясь на полученных документах, налоговая инспекция делает в ЕГРЮЛ пометку о том, что компания в данный момент пребывает на стадии прекращения деятельности. Получив уведомление ФНС, налоговая проверяет, как давно в отношении ликвидируемой компании проводилась проверка, и при необходимости назначает новую. Проверка может быть назначена и СФР, касательно начисления заработной платы, страховых выплат и взносов.

Публикация уведомления в Федресурсе

В течение трёх дней с даты принятия решения о ликвидации учредители компании обязаны направить уведомлении в Федресурс. Для этого нужно зарегистрироваться в едином федеральном реестре, затем уплатить государственный сбор и опубликовать уведомление.

Если пропустить этот шаг, то компания рискует получить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей или отказ в проведении ликвидации.

Отправка уведомления всем кредиторам

Кредиторами считаются все физические и юридические лица, перед которыми у компании в ходе её деятельности возникают долговые обязательства. Один из примеров, получение товара по предоплате, когда за поставку компания уже частично рассчиталась, а частично осталась должна поставщику.

Уведомление кредиторам отсылается в письменном виде. Самый простой способ его отправки – почтой. Отсылается оно одномоментно с выпуском заметки о ликвидации в профильных СМИ.

Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации

Извещение в «Вестник государственной организации» ликвидируемая компания направляет тогда, когда у ЕГРЮЛ появится отметка, что она находится на стадии прекращения деятельности.

Для публикации на сайте «Вестника» нужно пройти регистрацию, заполнить форму заявки, прикрепить документы, а также оплатить счёт и дождаться опубликования. Спустя 2 месяца с этого момента компания может ожидать в свой адрес обращения от кредиторов.

Уведомление сотрудников и службы занятости

О предстоящем закрытии компании работодатель должен уведомить сотрудников за 2 месяца до их фактического увольнения. Если в офисе работает больше 15 человек, их увольнение при ликвидации будет считаться массовым. В таком случае работодатель должен уведомить сотрудников и центр занятости за 3 месяца.

Уведомление для центра занятости можно отправить с помощью портала «Работа России», пройдя регистрацию на нём в качестве работодателя. Ликвидация компании предполагает даже увольнение тех сотрудников, которых в обычных условиях работодатель уволить не вправе, а именно сотрудников в декретном отпуске или на продолжительном больничном.

Увольнение сотрудников оформляется приказом, а в трудовой проставляется отметка о том, что трудовые отношения прекращены в связи с ликвидацией компании. Ликвидируемое предприятие выплачивает за сотрудников необходимые взносы и подаёт отчёт в СФР, а также запрашивает у фонда сверку расчётов, чтобы удостовериться в отсутствии задолженностей.

Снятие онлайн-кассы с учёта и закрытие расчётного счёта

Чтобы снять с учёта онлайн-кассу, нужно направить в налоговую соответствующее заявление, а также отчёт о её закрытии. Снятие будет проведено в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления. Отправка заявления в налоговую с просьбой о закрытии кассы – необязательное действие. Налоговая при регистрации ликвидации ООО сама снимет её с учёта.

Чтобы закрыть расчётный счёт в банке, достаточно направить в него заявлении о закрытии.

Расчёт по задолженностям

До полного прекращения деятельности компании она обязана произвести расчёты с кредиторами. На погашение всех имеющихся задолженностей направляются средства с расчётного счёта ООО, а если их оказывается недостаточно, тогда ликвидационная комиссия инициирует продажу имущества компании.

В случаях, когда и продажа имущества фирмы не решает вопрос с задолженностями полностью, имеет смысл инициировать признание банкротства компании.

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Спустя два месяца с дня появления публикации о ликвидации «Вестнике государственной регистрации», фирма обязана подготовить промежуточный баланс. О нём нужно сообщить налоговой службе отправкой заявления по форме Р15016 с отметкой «4» в качестве кода причины.

В промежуточном балансе отображается имущество компании, а также данные о расчётах по задолженностям перед кредиторами. Документ составляется в бухгалтерской ведомости произвольной формы и может быть оформлен, по образцу на фото.

Согласно с утверждённым промежуточным балансом, компания удовлетворяет требования всех своих кредиторов. В первую очередь она удовлетворяет запросы граждан, перед которыми компания ответственна за причинение морального или физического вреда. Во второй очереди расчёты по заработной плате и выходным пособиям. Далее компания рассчитывается с бюджетом и фондами, и в последнюю очередь ведёт расчёт с остальными кредиторами.

Формирование пакета необходимых документов

Документы для регистрации ликвидации юридического лица – следующий этап процесса. В пакет бумаг, которые нужно предоставить входит:

  1. Последние налоговые отчёты.
  2. Форма заявления Р15016, в которой код причины подачи отмечен цифрой «7» в бумажном или электронном формате.
  3. Итоговый ликвидационный баланс, который составляется после расчётов со всеми кредиторами и решение о его утверждении.
  4. Квитанция об уплате государственного сбора в размере 800 рублей за проведение процедуры регистрации ликвидации.

Получив документы, специалисты налоговой службы выдают расписку, а в течение 5 дней с момента их приёма в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности компании. Налоговая служба выдаёт выписку из единого реестра и уведомление о том, что деятельность юридического лица прекращена.

Отправка документов в налоговую

Когда все бумаги подготовлены, их в налоговую инспекцию может отвезти сам ликвидатор компании или поручить их передачу нотариусу. Направить документы также можно по почте, но обязательно сопроводить их описью и отправлять с заявленной ценностью. Ещё один способ подачи документов – онлайн в специальном сервисе на сайте налоговой службы. В этом случае они должны быть обязательно заверены электронной подписью и сопровождаться описью.

Передача документов в архив и уничтожение печати ООО

Если ООО проводила расчёты с сотрудниками, то после решения о приостановлении государственной регистрации юридического лица и ликвидации компании, общество обязано сдать свои документы в архив.

Сдаче подлежат устав, приказы, касающиеся личного состава штата компании, трудовые договоры, личные дела сотрудников, расчётные счета и ведомости, оригиналы трудовых книжек и других личных документов персонала, если их по каким-либо причинам не забрали сами сотрудники, а также договоры страхования, решение о ликвидации и протокол собрания, на котором оно принято, ОГРН, ИНН, выписки из ЕГРЮЛ. Также надлежит уничтожить печать компании. Способ её уничтожения (разломать, сжечь, иное) представители ООО выбирают самостоятельно, поскольку утверждённого нет.

Проверка выписки ЕГРЮЛ

При получении пакета документов для закрытия ООО, налоговая инспекция выдаёт расписку, в которой указывается предварительная дата снятия компании с государственного учёта. Ориентируясь на неё, можно проверять ЕГРЮЛ на предмет внесения изменений в записи о ликвидируемом обществе с ограниченной ответственностью.

Подавая в налоговую инспекцию документы о ликвидации, можно указать, каким способом вы хотите получить расписку от ФНС: по почте или в электронном виде.

Быстро и просто открыть новое ООО после ликвидации компании поможет сервис «Регистрация бизнеса» от «Астрал-Софт». В нём можно самостоятельно заполнить все регистрационные формы, проверить их на ошибки, подготовить устав и отправить в ФНС без уплаты государственной пошлины.

Продукты по направлению

Доки

Сервис электронного документооборота с контрагентами

Регистрация бизнеса

Онлайн регистрация ИП или ООО без визита в ФНС

Внесение изменений

Изменения в ЕГРИП и ЕГРЮЛ онлайн с помощью электронной подписи

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger