Чек-лист обработки персональных данных: как подготовиться к новым правилам по 152-ФЗ
Новые правила работы действуют для владельцев сайтов, которые размещают на своих ресурсах формы обратной связи, используют системы аналитики, собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другую информацию посетителей, обрабатывают персональные данные. Иногда владельцы сайтов могут и не подозревать, что сервисы Google, которыми они пользуются, пересылают данные на зарубежные сервера.
С 1 сентября 2022 года и с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных». Появились новые требования к обработке персональных данных и трансграничной передаче, то есть отправке персональных данных на территорию иностранного государства. Если владелец сайта не будет соблюдать новые требования, его могут оштрафовать.
Мы подготовили чек-лист, который поможет организовать работу по новым правилам и не получать штрафов.
Чек-лист обработки персональных данных: как подготовиться к новым правилам по 152-ФЗ
Что проверяет Роскомнадзор на сайте компании?
В настоящее время проведение проверок со стороны Роскомнадзора (РКН) приостановлено до 2030 года. Тем не менее не следует снижать бдительность и пренебрегать требованиями информационной безопасности. Роскомнадзор всё ещё имеет право выборочно проверять сайты компаний. Особенное внимание уделяют тем организациям, которые оказывают услуги физлицам.
Что проверяет РКН
- 1. Хостинг сайта — данная проверка осуществляется с помощью сервиса Whois, который определяет страну размещения.
- 2. Наличие на сайте сбора данных cookie и использование сайтами сервисов веб-аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics.
- 3. Наличие на сайте форм сбора персональных данных (ПДн) и ссылок на согласие на обработку ПДн под каждой такой формой. Обратите внимание: именно на согласие, а не на политику по обработке ПДн.
- 4. Наличие на сайте информации о политике по обработке ПДн.
Где нарушения выявляются чаще всего
1 место — Условия обработки ПДн и согласие субъекта ПДн на обработку (п.1 ч.1 ст.6 152-ФЗ и ч.1 ст.9 152-ФЗ)
2 место — Доступ к документу, определяющему политику компании в отношении обработки персональных данных (ч.2 ст.18.1 152-ФЗ)
3 место — Наличие cookie-баннеров
Отдельное место в списке нарушений отведено подаче уведомлений в РКН. Ведомство проверяет наличие компании в реестре операторов, используя ИНН организации. Если компании нет в реестре, инспекторы фиксируют нарушение и выдают организации соответствующее предписание.
После проверки на почту компании отправляют предписание об устранении нарушений в течение 10 дней. Если нарушитель не выполнит указанные в предписании меры, он заплатит штраф в размере от 10 тысяч рублей и выше. Чтобы избежать штрафа, рекомендуем заранее ознакомиться с требованиями закона.
Для создания документов, которые проверяет РКН, вы можете воспользоваться нашим сервисом 152DOC. Он поможет вам описать политику обработки персональных данных, составить согласие на обработку ПДн и все необходимые регламенты и приказы. Сервис 152DOC станет вашим надёжным партнёром и обеспечит соблюдение законодательства.
Чек-лист для владельцев сайтов
Рекомендуем ознакомиться с чек-листом для владельцев сайтов, который поможет установить необходимый порядок обработки персональных данных на сайте и избежать штрафов от РКН. Передача данных на заграничные ресурсы и хранение там информации приведут к штрафу в размере от 30 тысяч рублей до нескольких миллионов. Воспользовавшись нашим чек-листом, вы сможете обеспечить соответствие вашего сайта требованиям закона и минимизировать риски возможных штрафов.
- 1. Установите, какой тип персональных данных собирает ваш сайт (ФИО, номер телефона, адрес и прочее). Если есть возможность собирать как можно меньше данных или не собирать их вообще — это лучший вариант!
- 2. Проверьте, размещена ли на сайте политика обработки персональных данных и обновите её содержание в соответствии с требованиями Федерального Закона № 152-ФЗ «О персональных данных». С 1 марта 2023 года требования к этому документу изменились, так что обязательно обновите политику обработки ПДн — сделать это можно с помощью нашего сервиса 152DOC.
- 3. Добавьте ссылку на политику обработки персональных данных в нижнюю часть сайта (футер). Это публичный документ, доступ к которому должен быть у любого желающего. Отсутствие этого документа может повлечь штраф.
- 4. Убедитесь, что у каждой формы сбора персональных данных на сайте есть флажок с информационным текстом, указывающим, что пользователь соглашается на обработку ПДн. В тексте должна быть ссылка на пользовательское соглашение или на согласие на обработку персональных данных.
- 5. Разместите на сайте уведомление об использовании cookie-файлов.
- 6. Создайте регламент обработки запросов пользователей и проведите обучение сотрудников, ответственных за обработку персональных данных.
- 7. В случае если вы владелец интернет-магазина, убедитесь, что оферта и формы не содержат «избыточных» персональных данных. Собирайте только те данные, которые указаны в политике по обработке персональных данных. Всё, что решите собирать сверх меры, может стать источником дополнительных рисков.
- 8. Если вы юридическое лицо (или ИП), то необходимо разработать внутреннюю документацию по защите персональных данных, заключить с сотрудниками соглашение на обработку ПДн и принять все нужные меры по защите информации. Необходимые документы можно разработать с помощью нашего сервиса 152DOC.
- 9. Подайте уведомление об обработке персональных данных в реестр операторов, если вы ещё этого не сделали. Если уведомление было подано до февраля 2023 года, необходимо предоставить корректировочное уведомление.
- 10. Если вы собираетесь передавать персональные данные за границу, необходимо подать соответствующее уведомление в Роскомнадзор.
- 11. Рекомендуется проверить настройки Google Analytics, чтобы предотвратить загрузку данных, которые могут использоваться для идентификации конкретных пользователей. Поставьте перед разработчиками задачу провести проверку соответствующих настроек и внести необходимые изменения. Роскомнадзор настоятельно рекомендует отказаться от сервиса Google Analytics в связи с тем, что данные передаются на зарубежные сервера.
Подписывайтесь на блог ГК «Астрал» и будьте в курсе всех новостей!