Представьте: до ключевого события в вашей логистике остался всего год. С 1 сентября 2026 года электронные транспортные накладные (ЭТрН) станут обязательными для всех компаний в России. Это не просто замена бумажки на файл – это настоящий цифровой прорыв, который коснется каждой грузоперевозки, будь то по земле, воздуху или рельсам. Правительство активно строит единую цифровую транспортно-логистическую платформу страны, и ЭТрН – её важнейшая часть.

Почему это так важно именно сейчас? Потому что у вас в запасе всего год, чтобы подготовиться. Отложите этот шаг на потом – и вы рискуете столкнуться со штрафами, задержками грузов и потерей конкурентоспособности. Эта статья – ваш персональный гид по подготовке к ЭТрН.
Мы подробно расскажем, что именно нужно предпринять, с какими сложностями вы можете столкнуться и какие подходы помогут пройти этот путь легко и максимально эффективно.
ЭТрН 2026: Закон, даты и что нужно знать
Итак, что же конкретно предписывает нам обязательный переход на ЭТрН?
Главный документ – Федеральный закон от 07.06.2025 № 140-ФЗ
Он четко декларирует: электронное оформление транспортно-экспедиционных документов становится новой нормой. А это значит, что все без исключения участники логистической цепочки должны быть готовы работать по-новому.
Зафиксируйте эти две ключевые даты:
1 сентября 2026 года: С этого дня электронная транспортная накладная становится обязательной абсолютно для всех. Это финишная прямая, к которой каждый игрок рынка должен быть полностью готов.
1 мая 2026 года: Если ваша компания занимается экспедиторской деятельностью, важно успеть подать уведомление о своей работе на государственной платформе «ГосЛог». Это критически важный шаг на пути к ЭТрН.
Помимо этих двух основных вех, существует и ряд других нормативных актов – приказов ФНС, постановлений правительства. Они детально определяют, как именно должны выглядеть электронные документы (например, ЭТрН или электронный путевой лист) и каков порядок обмена данными. Всё это формирует мощную правовую основу для ЭТрН в 2026 году.
Что показали годы тестирования: извлеченные уроки
Переход на цифру – это уже не эксперимент, а хорошо отработанный механизм. С 2022 года компании добровольно тестировали ЭТрН, и результаты, действительно, впечатляют: если в 2022 году было оформлено всего несколько тысяч электронных накладных, то к 2024 году их число взлетело до 19 миллионов! Это наглядное доказательство того, что система жизнеспособна и готова к повсеместному внедрению.
Конечно, без сложностей не обошлось. Вот с чем сталкивались первопроходцы, и какие ценные уроки мы извлекли для всех, кто готовится к ЭТрН:
Важно подчеркнуть, что все эти годы накапливался бесценный опыт. Появились четкие инструкции, удобные чек-листы, практические рекомендации и списки типовых ошибок с готовыми путями их решения. Это значит, что для вас, кто готовится к ЭТрН в 2026 году, путь будет гораздо проще и понятнее.
ЭТрН 2026: подготовка к обязательности – сценарии для разного масштаба бизнеса
Опыт крупного игрока транспортной отрасли наглядно показывает, почему нельзя откладывать подготовку к ЭТрН 2026. Эта компания, ежемесячно обрабатывающая десятки тысяч заявок на транспорт, сталкивалась с типичными для «бумажной» эпохи проблемами:
-
Полное отсутствие единой системы для управления доставками.
-
Минимальный контроль за реальными затратами на перевозки по сравнению с планом.
-
Все процессы контролировались вручную, что приводило к ошибкам и задержкам.
-
Горы бумажных документов! Оригиналы накладных могли идти по почте до двух месяцев, срывая сроки бухгалтерского учета.
Что они сделали? Для решения этих проблем и в рамках подготовки к обязательному переходу на ЭТрН, ведущая компания провела масштабную цифровизацию логистических процессов. Ключевым шагом стало внедрение мощного модуля «Управление доставкой» в своей ERP-системе (на базе 1С), который был специально адаптирован для работы с электронными заявками на транспорт и последующего перевода всего документооборота в электронный формат. Этот модуль, призванный обеспечить эффективный переход на ЭТрН, также интегрирован со специализированной цифровой логистической платформой, разработанной для автоматизации и повышения прозрачности логистических операций внутри группы компаний. Эти преобразования привели к впечатляющим результатам, напрямую влияющим на готовность к ЭТрН:
-
Сроки документооборота стали минимальными.
-
Доля «срочных» заявок, требовавших экстренной обработки, сократилась с 60% до 10%.
-
Расходы на транспортировку уменьшились на 15%.
-
Консолидация поставок выросла до 20%.
Их путь – это готовая дорожная карта для других крупных компаний, стремящихся к столь же значительным результатам.
Комплексная подготовка: чек-лист для крупного бизнеса
Для успешной подготовки к ЭТрН, крупному бизнесу рекомендуется следовать этим ключевым шагам:
Этот детальный подход позволит масштабно трансформировать логистику и встретить ЭТрН 2026 во всеоружии.
Простые шаги для малого и среднего бизнеса: ваш чек-лист готовности
Для компаний малого и среднего масштаба, где процессы более однотипны, а ресурсы зачастую ограничены, переход на ЭТрН может быть менее трудоёмким. Практика показывает, что именно в таких условиях цифровизация часто проходит быстрее и с меньшими издержками. Мы сделали упрощенный, но эффективный чек-лист, который поможет уверенно подготовиться к ЭТрН 2026:
Эти простые шаги позволят быстро и без лишних сложностей перейти на электронные транспортные накладные, используя их преимущества с первого дня.
Вызовы и решения
Конечно, переход на ЭТрН – это не только удобство, но и новые вызовы. Рассмотрим основные:
Особенности сценариев. Например, в схеме с одним экспедитором он теперь будет принимать груз во владение и подписывать ЭТрН как грузоотправитель. Это меняет привычные юридические и операционные процессы. А если у вас кросс-докинг (когда груз перегружается с машины на машину без долгого хранения), то потребуется оформлять две ЭТрН – от отправителя к экспедитору и от экспедитора к конечному получателю.
Роуминг. Крайне важно, чтобы ваша система по работе с ЭТрН могла «общаться» с системами других операторов ЭДО, которыми пользуются ваши партнеры. Это необходимо для бесшовного обмена документами.
Бесперебойный интернет в пути. Что делать, если водитель оказался без стабильной связи? Это один из ключевых вызовов при работе с ЭТрН. Современные мобильные приложения для электронных перевозочных документов позволяют частично решить эту проблему: например, ключевая информация, такая как QR-код электронной транспортной накладной, сохраняется в кэше и доступна для предъявления даже без активного интернет-соединения. Это позволяет обеспечить базовую функциональность и продолжить процесс перевозки в сложных условиях.
Электронная подпись для всех. Каждому участнику цепочки – водителю, кладовщику – понадобится электронная подпись. Современный рынок предлагает удобные способы, например, усиленную неквалифицированную подпись (УНЭП) «Госключ» для водителей через мобильное приложение.
Что это принесет вашему бизнесу
Внедрение электронных транспортных накладных — это не просто требование времени, а мощный стимул для цифровой трансформации логистических процессов. Оно позволит компаниям не только соответствовать законодательным требованиям ЭТрН, но и значительно повысить эффективность, оптимизировать затраты и укрепить свои конкурентные позиции на рынке.
Вот лишь некоторые преимущества, которые вы получите при успешном переходе:
Действовать нужно сейчас
Предстоящий обязательный переход на электронные транспортные накладные – это не просто требование, а возможность для вашего бизнеса.
Успешная адаптация к ЭТрН требует своевременной и продуманной подготовки. Не откладывайте этот процесс на последний момент. Начните с тщательного анализа своих текущих логистических процессов и ИТ-инфраструктуры, разработайте план действий и выберите надежного технологического партнера.
Помните, что компании, которые начали подготовку заранее, смогли не только безболезненно перейти на новый формат, но и получить ощутимые выгоды. Не упустите свой шанс сделать логистику эффективнее и современнее с ЭТрН.
Читайте по теме
Логистика и грузоперевозки
Четырехкратное увеличение электронных перевозочных документов к концу года
05.08.2025
460
Логистика и грузоперевозки
Новые правила для транспортной логистики в КоАП РФ: что изменится с 2025 года
22.07.2025
1 542
Логистика и грузоперевозки
Игорь Чернин: Успех ГИС ЭПД зависит от честной конкуренции и качества систем для водителей
03.07.2025
523
Логистика и грузоперевозки
Цифровизация транспорта: в Совете Федерации обсудили будущее ГИС ЭПД и путь к безбумажным перевозкам
03.07.2025
626
Логистика и грузоперевозки
Единый транспортный документ: оформление и применение
18.06.2025
5 999
Логистика и грузоперевозки
Императив ЭПД 2026: полный гид по подготовке. Разбор инсайтов от экспертов отрасли
11.06.2025
2 079
Логистика и грузоперевозки
ЦИПР-2025: Итоги и перспективы цифровизации грузовой логистики
04.06.2025
1 264
Логистика и грузоперевозки
ЭПЛ и 1С-ЭПД: Степан Терехин на ЦИПР-2025 о будущем цифровой логистики
04.06.2025
658
Логистика и грузоперевозки
Порядок оформления грузоперевозок: переход на ЭПД и новые требования
04.06.2025
8 086
Статья была полезна?
100% читателей считают статью полезной
Расскажите подробнее