Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект № 682527-8, который кардинально изменит работу транспортно-экспедиционных компаний в России. Новый закон вступит в силу поэтапно начиная с сентября 2025 года, и затронет всех участников логистического рынка.
Что изменится для экспедиторов
Обязательная регистрация в реестре
С 1 марта 2026 года все компании, занимающиеся экспедиционными услугами, должны подать уведомление для включения в специальный реестр. Без этого работать нельзя. Реестр будет вестись на новой цифровой платформе «ГосЛог».
В реестр попадут полные данные о компании: название, адрес, ИНН, контакты, виды услуг и информация о возможности перевозки опасных грузов. Подача уведомления бесплатная, но за нарушения могут исключить из реестра.
Переход на электронные документы
С 1 сентября 2026 года все экспедиторские документы должны оформляться только в электронном виде. Их нужно будет подписывать электронной подписью и отправлять в государственную систему электронных перевозочных документов.
Такие же требования коснутся железнодорожных накладных, авиационных грузовых накладных и автомобильных транспортных накладных.
Ужесточение контроля за опасными грузами
Экспедиторы получают новые обязанности по выявлению запрещенных предметов. Они должны принимать специальные меры для обнаружения оружия, взрывчатых веществ и других опасных объектов. Если у клиента нет разрешения на перевозку таких грузов, экспедитор обязан сообщить об этом в уполномоченные органы.
Новые требования к участникам рынка
Кто может работать экспедитором
У руководителя компании или ИП не должно быть судимости за экономические преступления. Также нельзя иметь два и более административных нарушения в течение года.
Хранение информации
Экспедиторы обязаны хранить на территории России информацию о договорах, клиентах, грузах и маршрутах в течение трех лет. Эти данные нужно предоставлять органам безопасности по их требованию.
Категорически запрещено передавать персональные данные клиентов за пределы России, кроме случаев международных перевозок, разрешенных законом.
Национальная платформа «ГосЛог»
Создается единая цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог». Она будет работать по принципу «одного окна» и обеспечивать автоматизированный сбор и обработку информации о транспортной системе России.
Оператором платформы станет Минтранс России. Вся информация будет общедоступной, кроме сведений с ограниченным доступом.
Сроки вступления в силу
Что это означает для бизнеса
Новый закон направлен на повышение безопасности и усиление государственного контроля в логистической отрасли. Компаниям нужно уже сейчас готовиться к изменениям:
-
Подготовить документы для регистрации в реестре
-
Внедрить системы электронного документооборота
-
Обеспечить соответствие требованиям по хранению данных на территории России
-
Разработать процедуры контроля за опасными грузами
Поэтапное внедрение дает участникам рынка время для адаптации, но подготовку стоит начать уже сейчас. Несоблюдение новых требований грозит исключением из реестра и запретом на ведение деятельности.
Дальнейший путь законопроекта
После принятия законопроекта № 682527-8 в третьем чтении 27 мая 2025 года начинается следующий этап законодательного процесса.
Направление в Совет Федерации
В течение пяти дней после принятия закон должен быть передан в Совет Федерации для рассмотрения. Согласно постановлению Государственной Думы, принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента вместе с сопроводительными документами.
Рассмотрение в Совете Федерации
Совет Федерации имеет 14 дней на рассмотрение закона. У верхней палаты есть три варианта действий:
-
Одобрить закон — в этом случае он направляется Президенту для подписания
-
Отклонить закон — тогда он возвращается в Государственную Думу для повторного рассмотрения
-
Не рассматривать — если в течение 14 дней Совет Федерации не принял решения, закон считается одобренным
Возможное повторное рассмотрение в Госдуме
Если Совет Федерации отклонит закон, он возвращается в Государственную Думу. Для преодоления отклонения требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов (300 голосов). Если такого большинства не наберется, законопроект считается окончательно отклоненным.
Направление Президенту
После одобрения Советом Федерации (или автоматического одобрения) закон направляется Президенту России для подписания. У главы государства есть 14 дней на принятие решения.
Подписание или отклонение Президентом
Президент может:
-
Подписать закон — тогда он вступает в силу, согласно установленным в нем срокам
-
Отклонить закон (наложить вето) — в этом случае он возвращается в Государственную Думу
Официальное опубликование
После подписания Президентом закон должен быть официально опубликован в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» и на официальном интернет-портале правовой информации.
Вступление в силу
Согласно статье 5 принятого закона, большинство его положений вступят в силу 1 сентября 2025 года, но некоторые ключевые нормы будут действовать с более поздних дат:
-
Реестр экспедиторов — с 1 марта 2026 года
-
Электронный документооборот — с 1 сентября 2026 года
Таким образом, следующий этап — это рассмотрение в Совете Федерации, которое должно состояться в ближайшие две недели.